ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-60/2022 от 10.10.2022 Хангаласского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №12-60/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Покровск 10 октября 2022 года

Хангаласский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего

судьи Сыроватская О.И.,

при секретаре судебного заседания Дьяконовой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ФГБУ «НП «Ленские столбы» Семенова А.А. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РС(Я) от 30.05.2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ в отношении юридического лица ФГБУ «Национальный парк «Ленские Столбы», юридический адрес:

установил:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РС(Я) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Сидорова Н.Ф. от 30.05.2022г. , юридическое лицо ФГБУ «НП «Ленские столбы» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ и подвергнуто к административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением должностного лица, директор ФГБУ «НП «Ленские столбы» Семенов А.А. подал жалобу, в которой просит постановление должностного лица отменить.

В обоснование своей жалобы заявитель указал на то, что в настоящее время надлежащим образом сформирован только основной земельный участок особо охраняемых природных территорий с кадастровым номером , общей площадью 262891,11 +/- 52,06 Га, расположенный на землях Хангаласского района, который передан РС(Я) в федеральную собственность. Но Федеральное агентство по управлению государственным имуществом до настоящего времени указанный основной земельный участок в установленном порядке не передало в постоянное (бессрочное) пользование НП «Ленские Столбы». Подлежащие передаче НП «Ленские Столбы» земельные участки особо охраняемых природных территорий, расположенные на землях Олекминского и Алданского районов, даже не сформированы надлежащим образом, сведения о них и их границах отсутствуют в ЕГРН, эти земли до настоящего времени находятся в собственности РС(Я) и не переданы в федеральную собственность. НП «Ленские Столбы» по своему организационно-правовому статусу является федеральным государственным бюджетным учреждением, деятельность которого финансируется из федерального бюджета. НП «Ленские Столбы» до настоящего времени не имеет каких-либо правовых оснований и реальной возможности в установленном законом порядке объявлять торги и заключать госконтракты, иные договоры на выполнение всего комплекса лесоустроительных, лесозащитных работ, разрабатывать проект освоения лесов, лесохозяйственный регламент и другие локальные документы природоохранного и эколого-технологического назначения, которые подлежат утверждению Минприродой РФ. НП «Ленские Столбы» не является надлежащим землевладельцем особо охраняемых природных территорий Ленских столбов, как и не является надлежащим субъектом административного правонарушения. Выездная проверка надзорного органа проведена с 04 по 15.04.2022г., когда в лесах еще лежал толстый снежный покров, и задолго до возможного объявления особого противопожарного режима и режима ЧС в лесах.

В судебное заседание представитель ФГБУ «НП «Ленские Столбы» в суд не явились, надлежащим образом извещены, причину неявки суду не сообщили.

Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по РС(Я) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Сидоров Н.Ф. в суд не явились, просят рассмотреть жалобу без их участия.

Из возражения Государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РС(Я) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Сидорова Н.Ф. на жалобу следует, что, с жалобой не согласны, и ссылаясь на законность и обоснованность постановления, просят постановление оставить без изменения. Также просят, что в соответствии с актом приема-передачи земельных участков от 20.11.2020г. земельные участки были приняты ФГБУ «НП «Ленские Столбы», кроме того копия обжалуемого постановления получена представителем ФГБУ «НП «Ленские Столбы» Поповым И.П. 30.05.2022г., т.е. м жалобой в суд обратились за пределами установленного 10-дневного срока обжалования постановления.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Ч.1 ст.8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с ч.1 и 2 ст.53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.

Согласно ч.1 ст.87 ЛК РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в границах лесничества, осуществляются в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.

Согласно ч.3 ст.87 ЛК РФ лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу ч.6 ст.87 ЛК РФ лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества.

Согласно ч.7 ст.87 ЛК РФ состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч.1 ст.88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных ст.39.37 Земельного кодекса РФ, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.2 ст.88 ЛК РФ состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как видно из материалов дела об административном правонарушении, 15.04.2022г. в г. Покровск Хангаласского района РС(Я) ул.Орджоникидзе, д.56, в нарушение требований ч.1, 3, 6, 7 ст.87 ЛК РФ и в нарушение требований ч.1 и ч.2 ст.88 ЛК РФ, приказа Минприроды России от 27.02.2017г. №72 «ОБ утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в их изменений», приказа Рослесхоза России от 29.02.2012 №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», ФГБУ «НП «Ленские Столбы» не предприняло все меры по предупреждению и тушению лесных пожаров на территории ФГБУ «НП «Ленские Столбы», а именно у ФГБУ «НП «Ленские Столбы» отсутствует лесохозяйственный регламент и отсутствует проект освоения лесов.

Данное обстоятельство, подтверждается совокупностью следующих исследованных доказательств.

-актом внеплановой выездной проверки от 15.04.2022г. №13, из которого следует проверка в отношении ФГБУ «НП «Ленские Столбы» проведена в соответствии с решением от 30.03.2022г. №85 Управления Росприроднадзора по РС(Я), в ходе которой в том числе и было установлено отсутствие у ФГБУ «НП «Ленские Столбы» лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов.

-протоколом об административном правонарушении №23.05.2022г. №05-107/2022, составленным в уполномоченным должностным лицом и в соответствии с требованиями ст.28.2 и ст.28.3 КоАП РФ в отношении юридического лица ФГБУ «НП «Ленские Столбы»

Приведенные доказательства получены должностным лицом с соблюдением установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях, процессуальных требований, составлены в соответствие с требованиями КоАП РФ, их допустимость и достоверность, у суда сомнений не вызывает.

Каких-либо процессуальных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.

Таким образом, совокупность вышеприведенных доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что действительно 15.04.2022г. в г.Покровск Хангаласского района РС(Я) ул.Орджоникидзе, д.56, в ходе внеплановой выездной проверки должностным лицом было установлено, что в нарушение требований ч.1, 3, 6, 7 ст.87 ЛК РФ и в нарушение требований ч.1 и ч.2 ст.88 ЛК РФ, а также в нарушение приказа Минприроды России от 27.02.2017г. №72 «ОБ утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в их изменений», приказа Рослесхоза России от 29.02.2012 №69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», у ФГБУ «НП «Ленские Столбы» отсутствуют лесохозяйственной регламент и проект освоения лесов.

Действия юридического лица ФГБУ «НП «Ленские Столбы» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопреки доводам жалобы ФГБУ «НП «Ленские Столбы», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, указывающих на принятие ФГБУ «НП «Ленские Столбы» всех необходимых и зависящих от него мер по соблюдению требований правил пожарной безопасности в лесах, не установлено. Именно ФГБУ «НП «Ленские Столбы» является лицом, на которое возложена обязанность по надлежащему использованию и содержанию земель особо охраняемых природных территорий, то есть субъектом вменяемого административного правонарушения.

Таким образом, обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, должностным лицом установлены в полном объеме. Оценка доказательствам дана в соответствии с правилами ст.26.11 КоАП РФ на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Процессуальных нарушений, свидетельствующих о наличии неустранимых сомнений в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, суд не усматривает.

При рассмотрении настоящего дела порядок привлечения к административной ответственности не нарушен. Должностным лицом выполнены требования КоАП РФ, обеспечивающие создание надлежащих процессуальных условий для справедливого разбирательства дела в разумный срок, соблюдение права ФГБУ «НП «Ленские Столбы» на судебную защиту. Таким образом, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, не установлено.

Наказание назначено в пределах санкции статьи с учетом обстоятельств дела и в соответствии с правилами ст.3.5, 4.1, 4.3 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ФГБУ «НП «Ленские Столбы» вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Оснований для признания правонарушения малозначительным в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ не имеется.

Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, является формальным. Следовательно, по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Вышеприведенные доводы жалобы ФГБУ «НП «Ленские Столбы» являлись предметом тщательного исследования, проверки и оценки должностным лицом, кроме того, не влияют на юридическую квалификацию содеянного. Его доводы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, и не опровергают наличия в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ.

Таким образом, доводы жалобы являются необоснованными, оснований для отмены постановления должностного лица и прекращения производства по делу не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

решил:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РС(Я) от 30.05.2022г. №05-107/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ в отношении юридического лица ФГБУ «Национальный парк «Ленские Столбы» - оставить без изменения, а жалобу директора ФГБУ «НП «Ленские Столбы» Семенова А.А. –оставить без удовлетворения.

Решение обжалованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано в порядке статьи 30.12-30.14 КоАП РФ в Верховный Суд Республики Саха (Якутия).

Судья: Сыроватская О.И.