ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-60/2022 от 23.03.2022 Тахтамукайского районного суда (Республика Адыгея)

к делу

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

Судья Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея ФИО5, рассмотрев жалобу ООО «Зеленый Дом» на постановление -Ф-1, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора – ФИО1, по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Зеленый Дом» по ст. 8.41.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением -Ф-1, вынесенным ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора – ФИО1 ООО «Зеленый Дом» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41.1 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

ООО «Зеленый Дом» (в лице представителя – генерального директора ФИО2) обратилось в суд с жалобой на постановление государственного инспектора Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора.

В обоснование своей жалобы ООО «Зеленый Дом» указало, что общество признало вину в совершении административного правонарушения, однако не имело умысла на совершение нарушения законодательства по ст.8.41.1 КоАП РФ и, при обнаружении просроченного платежа, незамедлительно произвело оплату сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров в сумме 56 974 руб. 73 коп. в соответствии с расчетом суммы экологического сбора за 2020 год.

Несмотря на то, что платеж осуществлен позже сроков, установленных законодательством РФ в области экологической безопасности и охраны окружающей среды, должностным лицом не принято во внимание, что данное деяние не повлекло за собой неблагоприятных экологических последствий необратимого характера для окружающей среды и не причинило прямого ущерба государству и другим лицам, так как соответствующий платеж был осуществлен ДД.ММ.ГГГГ в пользу УФК по <адрес> (Южное межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере природопользования л/с <***>).

Однако, после устранения нарушений, ООО «Зеленый Дом» получило от Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Южное межрегиональное управление Росприроднадзора) уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости прибыть в отдел государственного надзора по <адрес> межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по факту нарушения срока оплаты сбора.

Наложение на ООО «Зеленый Дом» административного штрафа в размере 500 000 рублей приведет к тяжелому финансовому положению организации, что повлечет затруднения, связанные с оплатой труда работников ООО «Зеленый Дом» в краткосрочном периоде, а также может послужить причиной вынужденного сокращения штатной численности работников, т.е. явиться причиной дестабилизации положения ООО «Зеленый Дом».

Указанным обстоятельствам не дана надлежащая оценка должностным лицом при вынесении постановления.

Просит постановление, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора – ФИО1 по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Зеленый Дом» по ст. 8.41.1 КоАП РФ, изменить в части назначенного наказания.

В дополнительно поступившем в суд письменном ходатайстве представитель ООО «Зеленый Дом» по доверенности ФИО3 по указанным выше основаниям просил суд снизить размер административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи, на основании ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

В судебном заседании представители ООО «Зеленый Дом»-ФИО4, ФИО3 доводы жалобы поддержали, просили суд снизить размер административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи, на основании ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.

Представитель Южного межрегионального управления Росприроднадзора, в судебное заседание не явился, по неизвестным суду причинам, о месте и времени проведения судебного заседания был извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, считает постановление -Ф-1, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ, государственным инспектором Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора-ФИО1, подлежащим оставлению без изменения, а жалобу ООО «Зеленый дом» - не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 30 минут отделом государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, атмосферного воздуха и земельного надзора по <адрес> установлено, что ООО «Зелёный Дом» (которое осуществляет деятельность в соответствии с ОКВЭД 01.19.21 - выращивание цветов в открытом и защищенном грунте) совершено административное правонарушение, выразившееся в том, что ДД.ММ.ГГГГ юридическим лицом представлен расчет суммы экологического сбора за 2020 год на сумму 56974,73 рублей, однако плата экологического сбора за 2020 год на сумму 56974,73 рублей в срок до ДД.ММ.ГГГГ не внесена.

При этом, ДД.ММ.ГГГГ ООО «Зелёный Дом» произвел оплату экологического сбора за 2020 год на сумму 57 000 рублей.

Таким образом, срок просрочки внесения платежа на дату составления протокола об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ составляет 74 календарных дня.

Изложенное является нарушением ст. 24.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также Порядка взимания экологического сбора (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ), т.е. деянием, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41.1 КоАП РФ.

Так, согласно ст. 8.41.1 КоАП РФ, неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее пятисот тысяч рублей.

Вина юридического лица, кроме факта признания вины, подтверждается имеющимися по делу доказательствами, являющимися относимыми и допустимыми, а именно:

- выпиской из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ;

- журналом платежных поручений Южного межрегионального управления Росприроднадзора (платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ);

- формой расчета суммы экологического сбора ООО «Зеленый Дом» за 2020 год;

- скриншотами из личного кабинета природопользователя (раздел отчеты);

- уставом юридического лица и иными документами.

При таких обстоятельствах, выводы государственного инспектора Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора о том, что ООО «Зеленый Дом» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.8.41.1 КоАП РФ, являются обоснованными.

Должностным лицом дана правильная оценка отсутствию обстоятельств отягчающих, а также одному из обстоятельств, смягчающих вину нарушителя, – признанию вины.

Вместе с тем, суд находит несостоятельными доводы ООО «Зеленый Дом» о том, что несмотря на совершение юридическим лицом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41.1 КоАП РФ, действия ООО «Зеленый Дом» при этом не привели к ухудшению качества окружающей среды и её компонентов; к созданию угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде; к загрязнению, засорению, истощению поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иным изменениям их природных свойств, в связи со следующим.

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 8.41.1 КоАП РФ, является неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.

Целью названной статьи является обеспечение государственного контроля за деятельностью, которая по своему характеру может нанести ущерб здоровью человека и нации в целом, а также среде обитания.

Объектом посягательства данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с взиманием платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регламентированы Федеральным законом от 24.06.1998г №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" требования в области охраны окружающей среды - предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, нормативами в области охраны окружающей среды, федеральными нормами и правилами в области охраны окружающей среды и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.

Согласно уставу ООО «Зеленый Дом» от 04.05.2012г, указанное юридическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере растениеводства, животноводства, производства пищевых продуктов, розничной торговли и иной хозяйственной деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998г №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров по каждой группе товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в пункте 2 статьи 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Учитывая то, что ООО «Зеленый Дом» осуществляет деятельность, от которой образуются отходы, а именно осуществляет деятельность в сфере растениеводства, животноводства, производства пищевых продуктов, розничной торговли и иной хозяйственной деятельности, суд приходит к выводу о том, что совершенные ООО «Зеленый Дом» действия образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренную статьей 8.41.1 КоАП РФ, и представляют собой нарушение норм публичного права, а именно правил, регулирующих своевременность уплаты экологического сбора.

Таким образом, указанные выше доводы представителя ООО «Зеленый Дом» основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут быть приняты во внимание судом.

Разрешая ходатайство представителя ООО «Зеленый Дом» по доверенности ФИО3 о снижении размера административного штрафа на основании ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, суд исходит из следующего.

Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Доказательств, подтверждающих наличие каких-либо исключительных обстоятельств, равно как и доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим от него причинам, ООО «Зеленый Дом» суду не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что наказание, назначенное ООО «Зеленый Дом» соответствует требованиям статей 3.1, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, в пределах санкции ст. 8.41.1 КоАП РФ. При назначении наказания учтен характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения.

Оснований для снижения размера административного штрафа у суда не имеется.

С учетом изложенного, постановление -Ф-1, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора – ФИО1 по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Зеленый Дом» по ст.8.41.1 КоАП РФ, является законным, обоснованным, и подлежит оставлению без изменения.

Согласно п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд,

РЕШИЛ:

Постановление -Ф-1, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Российской Федерации по охране природы и в области охраны окружающей среды Южного межрегионального управления Росприроднадзора – ФИО1 по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Зеленый Дом» по ст.8.41.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу ООО «Зеленый Дом» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в вышестоящий суд в порядке, установленном ст. 30.9 КоАП РФ.

Судья : ФИО5