ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-618/20 от 08.10.2020 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело

УИД26RS0-32

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2020 года.

Решение изготовлено в полном объеме дата.

дата<адрес>

Промышленный районный суд <адрес> в составе:

Судьис участием:представителей ООО «Экосервис»представителяСКФО Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора

Лысенко Н.С.,ФИО5 Лёвушкиной ФИО2Е.П.ФИО3

при секретаре

ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Экосервис» на постановление от дата старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «Экосервис»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением о назначении административного наказания /П/1-042/3 от дата, вынесенным старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3, должностное лицо директор ООО «Экосервис» - ФИО5 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание – административный штраф в размере 20 000 рублей.

Директор ООО «Экосервис» -ФИО5 не согласившись с данным постановлением, обратился в суд с жалобой, из которой следует, что постановлением о назначении административного наказания от дата/П/1-042/3, вынесенным старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО3, ФИО5, как директор ООО «Экосервис» был привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ - выразившегося в неисполнение обязанности по ведению учета образующихся в результате деятельности Общества в процессе стабилизации промстоков, отходов 4 класса опасности: отхода донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок), отнесенного к классификационной группе отходовб «отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 000»; отхода жидкая фракция из шламонакопителей (промстоки) «Растворы солей при совместном сливе неограниченных кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 949 310 1110 4».

Объективная сторона вмененного правонарушения состоит в следующем.ООО «Экосервис» не ведется учет образующихся, в результате деятельности Общества в процессе стабилизации промстоков, отходов 4 класса опасности: отхода донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок), отнесенного к классификационной группе отходов: «отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0»; отхода жидкая фракция из шламонакопителей (промстоки) «растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 949 310 1110 4».

В данных учета в области обращения с отходами за 2-4 <адрес>., за 1-4 <адрес>., за 1-4 <адрес>. сведения об образовании указанных отходов отсутствуют.

Как указано в постановлении о привлечении к административной ответственности, что в результате деятельности ООО «Экосервис», в процессе стабилизации промстоков в шламонакопителях и , образуются 2 вида отходов относящихся к отходам 4 класса опасности:

- жидкая фракция из шламонакопителей (промстоки), вид отхода: «растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 1110 4»;

- донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок), относится к классификационной группе отходов: «отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0».

В данных учета в области обращения с отходами за 1-4 <адрес>. сведения об образовании указанных отходов отсутствуют.

В состав технологических объектов ООО «Экосервис» входят как наземные шламонакопители, так и глубинные скважины для размещения отходов.

Деятельность по размещению жидких отходов Общества включает в себя действия по смешению и подготовке жидких отходов, поступающих с предприятий в шламонакопители и непосредственно по закачке подготовленных жидких отходов в палеоценовый водоносный горизонт, для их захоронения в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Шламонакопители не являются объектами хранения жидких отходов, а представляют собой технологические емкости предназначенные для доведения жидких отходов для закачки, что достигается процессами усреднения, отстаивания и осветления.

Таким образом, жидкие отходы образуясь в шламонакопителях, уже на стадии накопления их не хранятся, а проходят подготовку для будущего захоронения (безопасной изоляции). Соответственно, сами шламонакопители являются не объектами хранения и обезвреживания отходов, а специальными сооружениями, несущими ряд технологических функций природоохранного значения.

ООО «Экосервис» принимает нейтрализованные промстоки (согласно требованиям проекта по захоронению) от предприятий, образующих эти отходы, в соответствии с заключенными с ними договорами, и утвержденными паспортами опасных отходов, стабилизирует их, после чего, закачивает их в недра.

Общество какой-либо деятельности, связанной с технологическим обезвреживанием (механическим, термическим, химическим) жидких промышленных отходов не производится.

В соответствии с ч.1 ст. 19 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Согласно пункту 10 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденному приказом Минприроды России от дата, таблицы данных учета ведутся по каждому виду отходов и каждому структурному подразделению (цех, участок, площадка) юридического лица.

Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», природопользователи, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Вышеуказанные требования содержатся и в п. 4 Постановлении Правительства РФ от дата «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности», согласно которому паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица).

Согласно порядка паспортизации дополнительная паспортизация опасных отходов осуществляется только при изменении технологического процесса и состава используемого сырья. Документом, подтверждающим отнесение отхода к конкретному классу опасности для окружающей природной среды, является свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды, которое выдается для каждого конкретного вида отходов.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона № 89-ФЗ установлено, что собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником. Между тем, донные отложения, находящиеся в шламонакопителях, принадлежащих ООО «Экосервис» обществу не принадлежат, поскольку они образовались в результате деятельности предыдущего собственника и при заключении договора купли-продажи данных шламонакопителей, обществу не передавались.

Поскольку как вышеуказано ранее, в результате деятельности Общества не образуются донные отложения (твердая фаза), то у Общества не возникает обязанности вести их учет.

Обществу вменяется в вину, что оно не ведет учет образующихся, в результате его деятельности в процессе стабилизации жидких промстоков, отходов 4 класса опасности.

Однако, в результате деятельности общества по размещению полученных от других предприятий жидких отходов, при их смешении, не образуется какой либо новый вид отхода (жидкая фаза), который в соответствии с законом требовал бы его учета.

Поэтому какие-либо сведения об образовании указанных отходов за периоды 2017-2019 годы не предоставлялись.

Управление, утверждая, что донные отложения являются отходами производства ООО «Экосервис», сделало вывод без учета специфики работы общества.

Факт наличия в шламонакопителях донных отложений, не принадлежит к безусловным обстоятельствам, подтверждающим позицию Управления.

Присутствие в донных отложениях химических веществ, сходных с химическими веществами жидкой фракции, недостаточный повод для констатации того, что донные отложения, находящиеся в шламонакопителях, принадлежащих обществу, возникли в результате деятельности общества.

Просит суд отменить постановление по об административном правонарушении от дата/П/1-042/3, вынесенное старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по СКФО ФИО3, о привлечении директора ООО «Экосервис» ФИО5 к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

В судебном заседании представители ООО «Экосервис» в лице директора ФИО5, ФИО6 и ФИО7 по доверенностям, поддержали доводы жалобы. Просили отменить постановления, считая его незаконным и не обоснованным, указав, что в результате деятельности ООО «Экосервис» по размещению полученных от других предприятий жидких отходов, при их смешивании, не образуется какой либо новый вид отхода, который в соответствии с законом требовал бы его учета.

В судебном заседании старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 –возражал против доводов жалобы, указал, что заявитель не представил доказательств в обоснование своих доводов, просил жалобу оставить без удовлетворения, постановление без изменения.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Судом установлено, что постановлением о назначении административного наказания /П/1-042/3 от дата, вынесенным старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3, должностное лицо директор ООО «Экосервис» - ФИО5 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание – административный штраф в размере 20 000 рублей.

В соответствии с частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ выражается в неисполнении обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, а именно, в отсутствии в данных учета в области обращения с отходами за 2-4 <адрес>, за 4 <адрес>., за 1-4 <адрес>. сведений об образовании отходов «растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4» и донных отложений, отнесенных к отходам «отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0».

Из материалов дела следует, что в ходе проведения плановой проверки межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, установлено, что промышленные стоки (отходы) принимаются на размещение (хранение) на шламонакопителях , от предприятий ЗАО «Сезар плюс», ООО «СЗСП», ЗАО НПФ «Люминофор», ООО НПФ «ЛЮМ», расположенных на промплощадке ОАО «Люминофор» в промышленной зоне северо-западного района <адрес>, на основании заключенных договоров (от дата-отх/эко на прием химических отходов; от дата/БЭГТС на услуги по эксплуатации, техническое обслуживание и текущий ремонт объектов по размещению отходов; от дата-П/эко на оказание услуг по приему и хранению промстоков; от дата-П/эко на оказание услуг по приему и хранению промтоков).

Также из материалов дела следует, что дата с привлечением аккредитованной испытательной лаборатории филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по <адрес>», в присутствии представителя ООО «Экосервис», был произведен отбор проб отходов размещенных в шламонакопителях и (отход - жидкая фаза (фракция); отход - донные отложения (твердый осадок)), о чем составлены протоколы отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от дата/П/6, от дата/П/4, протоколы отбора (измерений) проб отходов от дата-о, от дата-о, от дата, от дата-о.

По результатам исследований, представленных ЦЛАТИ по <адрес> от дата (вх. от дата) установлено, что в результате деятельности Общества, в процессе стабилизации промстоков в шламонакопителях и , образуются 2 вида отходов которые относятся к 4 классу опасности (экспертное заключение от дата, протоколы испытаний (измерений) проб отходов от дата-о, от дата-о, от дата-о, от дата-о; протоколы биотестирования проб отходов от дата-о, от дата-о, от дата-о, от дата-о):

- жидкая фракция из шламонакопителей (промстоки), вид отхода: «растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4»;

- донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок), относится к классификационной группе отходов: «отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0».

В соответствии с экспертным заключением от дата отобранные пробы отходов из шламонакопителей , (жидкая фаза и донные отложения) являются различными видами отходов, в виду того, что у отходов разный компонентный состав и агрегатное состояние.

Образованные в процессе стабилизации отходы - донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок) «отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0» - размещаются (хранятся) в шламонакопителях и , извлечение из шламонакопителей не осуществлялось.

Таким образом, в ходе проверки установлено, что в результате деятельности ООО «Экосервис», в процессе стабилизации промстоков в шламонакопителях и образуются 2 вида отходов относящихся к отходам 4 класса опасности: жидкая фракция из шламонакопителей (промстоки), вид отхода: «растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях, код по ФККО 9 49 310 11 10 4»;

- донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок), относится к классификационной группе отходов: «отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0».

В данных учета в области обращения с отходами за 1-4 квартал 2019 г. сведения об образовании указанных отходов отсутствуют. Аналогично за 2-4 <адрес> за 4 <адрес>.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами, утвержден приказом Минприроды России от дата (далее - Порядок).

Согласно п. 5 Порядка учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Согласно Порядку, учет отходов ведется с указанием количества отходов (по каждому виду отходов и по каждому классу опасности отходов), образовавшихся в течение учетного периода.

В нарушение требований ч. 1 ст. 19 Федерального закона от дата- ФЗ, Порядка ООО «Экосервис» не ведется учет образующихся, в результате деятельности Общества в процессе стабилизации промстоков, отходов 4 класса опасности: отхода донные отложения из шламонакопителей (твердый осадок), отнесенного к классификационной группе отходов: «отходы при технических испытаниях, измерениях, исследованиях, код по ФККО 9 40 000 00 00 0»; отхода жидкая фракция из шламонакопителей (промстоки) «растворы солей при совместном сливе неорганических кислот и щелочей, отработанных при технических испытаниях и измерениях», код по ФККО 949 310 11 10 4».

Суд приходит к выводу, что обстоятельства нарушения директором ООО «Экосервис»- ФИО5 предусмотренных ч. 10 ст. 8.2 норм законодательства подтверждается материалами дела.

Административное наказание назначено директору ООО «Экосервис»- ФИО5 с учетом требований ст. ст. 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ и в пределах санкции, предусмотренной ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не установлено, нормы материального права применены правильно.

В связи с чем, оснований для отмены постановления о назначении административного наказания /П/1-042/3 от дата старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении в отношении ООО «Экосервис»., не имеется.

На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление /П/1-042/3 от дата старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по СКФО Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении в отношении директора ООО «Экосервис»- ФИО5 оставить без изменения, жалобу директора ООО «Экосервис» -ФИО5 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Лысенко Н.С.