ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-624/2016 от 28.09.2016 Ленинскогого районного суда г. Кирова (Кировская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Киров 28 сентября 2016 г.

Судья Ленинского районного суда г. Кирова Чиннова М.В.,

при секретаре Микрюковой М.О.,

рассмотрев жалобу ООО { ... }, { ... },

на постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области по делу об административном правонарушении {Номер изъят} от {Дата изъята}

установил:

{Дата изъята} заместитель руководителя территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области вынес постановление по делу об административном правонарушении, которым ООО "{ ... }" признано виновным в том, что оно не представило статистическую информацию, необходимую для проведения государственных статистических наблюдений. Как установлено постановлением, должностное лицо не представило в органы статистики информацию по форме № ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" за январь-март 2016 года. Срок представления отчета истек {Дата изъята}, однако форме № ПМ за январь-март2016 г. ООО "{ ... }" не представлена. Органами государственной статистики ООО "{ ... }" вменено административное нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, за что оно было подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

На данное постановление ООО "{ ... }" подало жалобу в Ленинский районный суд, указывая, что в выборку для предоставления ежеквартальной статистической отчетности по форме № ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия" ООО "{ ... }" попало ошибочно, поскольку, исходя из критериев, установленных ФЗ от 29.11.2007 г. № 282 ООО { ... }" на дату вынесения Кировстатом постановления о привлечении к административной ответственности статусом малого предприятия не обладало. Кроме того, Кировстат не соблюдена процедура направления уведомления организации о необходимости предоставления информации (выборочной отчетности) и форм к нему. Доводы Кировстат о направлении в адрес ООО { ... }» и получении организацией {Дата изъята} некого письма от {Дата изъята} за {Номер изъят}Ю содержащего требование о необходимости предоставления отчетности по Форме № ПМ несостоятельны, поскольку в адрес ООО «{ ... }» указанное письмо не поступало. Более того, как следует из Постановления {Номер изъят} по делу об административном правонарушении {Номер изъят} от «28» июня 2016 г., документы, подтверждающие направление указанного требования (почтовое уведомление о вручении и пр.) у Кировстат на момент рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении ООО { ... }» отсутствовали. Бланк формы № ПМ ООО «{ ... }» также не был направлен, а как следует из письма Росстата от {Дата изъята}{Номер изъят}, территориальные органы обязаны информировать организации, попавшие в выборку и обеспечивать их необходимым статистическим инструментарием. Доводы ООО «Новатор», изложенные в виде письменных возражениях и представленные в Кировстат (копии Письма ООО «{ ... }» за исх. {Номер изъят} от {Дата изъята} и за исх. {Номер изъят} от {Дата изъята}) при рассмотрении дела об административном правонарушении Кировстатом всесторонне исследованы не были, как и не были опровергнуты. Просит постановление об административном правонарушении {Номер изъят} от {Дата изъята}, вынесенное Заместителем руководителя Территориального органа Федеральной государственной статистики по Кировской области { ... } Г.В. отменить, за отсутствием события правонарушения и как вынесенное с нарушением норм процессуального и материального права, производство по делу об административном правонарушении прекратить, освободить ООО «{ ... }» от ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения в суде жалобы представитель ООО "{ ... }" { ... } О.В. доводы жалобы поддержала, указывая, что ООО { ... } не является субъектом малого предпринимательства, в постановлении Правительства {Номер изъят} предусмотрено извещение организации по почте. Электронное письмо, поступившее из Кировстата, ООО «{ ... }» не было прочитано, следовательно, не могло знать о том, что попало в выборку и обязано представить статотчетность. Протокол об административном правонарушении был составлен с нарушениями. В протоколе нет разъяснения их прав, не исследован аспект о вручении письма полномочному лицу ООО «{ ... }». На составление протокола их не приглашали, он был составлен в их отсутствие. Кроме того, Кировстат должен был применить санкцию в виде предупреждения.

Представитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области (Кировстата) представила письменные возражения на жалобу. Пояснила суду, что ООО { ... } было направлено уведомление о необходимости представить статотчетность в электронной форме. Действующим законодательством не предусмотрена обязанность направлять организациям такие уведомления по почте. Письмо было получено. Применение санкции в виде предупреждения - это право, а не обязанность. При определении санкции учитываются все нюансы по делу. Организация требования ООО { ... } игнорировала, отчетность за январь-март 2016г. до сих пор не представлена. В протоколе об административном правонарушении разъяснены права. Уведомление о составлении протокола направлялось по юридическому адресу ООО «{ ... }», уведомление имеется в материалах дела, и если даже конверт вернулся, организация считается извещенной надлежащим образом.

Изучив жалобу ООО «{ ... }», заслушав его представителя, представителя Кировстата, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), соответствующие ряду условий, в том числе:

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, закон устанавливает, что микропредприятия относятся к числу малых предприятий.

Поэтому довод заявителя жалобы о необоснованном включении в число малых предприятий, обязанных представлять отчетность в 2016г. является необоснованным.

Кроме того, согласно п.4 письма Федеральной службы государственной статистики от 01.12.2015г.№ 99-701-28 в структуру текущей БД ГС регионального уровня включено поле 53 «Тип предприятия», рассчитанный по данным 2014 г.

Дата государственной регистрации ООО «Новатор» - 26.12.2012. Согласно сведениям ГБО за 2014 год, предоставленных ООО «{ ... }», выручка организации за 2014 г. составила 190 млн. 685 тыс. руб., что соответствует категории малого предприятия.

Согласно выписке с сайта ФНС России «Сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства» от 15.09.2016г. о юридическом лице ООО «{ ... }» { ... } указанному юридическому лицу присвоена категория субъекта предприятия – малое предприятие.

Таким образом, в соответствии со ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и в соответствии с предписанием Росстата ООО «{ ... }» является субъектом малого предпринимательства для целей статистического учета.

Список организаций, подлежащих выборочному федеральному статистическому наблюдению по форме №ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» в 2016г. утвержден Приказом Кировстата от 25.03.2016г. № 48/п и размещен на сайте Кировстата.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" установлено, респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Бланки утвержденных в установленном настоящим Федеральным законом порядке форм федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению предоставляются респондентам субъектами официального статистического учета безвозмездно (пункт 8 статьи 2 данного Закона).

Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определены соответствующим Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620 (далее – Положение № 620).

Пунктом 2 Положения N 620 предусмотрено, что предоставление респондентами в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета осуществляется с соблюдением ряда условий, в том числе доведение субъектами официального статистического учета форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению до респондентов в порядке, установленном пунктом 4 настоящего Положения.

В соответствии с пунктом 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620 первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их исполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

В соответствии с абзацами четвертым и пятым пункта 4 Положения N 620 субъекты официального статистического учета бесплатно информируют (в том числе в письменной форме) респондентов о проведении в отношении их федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для предоставления.

В случае направления информации респонденту по почте она направляется по адресу места его нахождения, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, либо по адресу, указанному в письменном обращении респондента.

Согласно письму Кировстата от {Дата изъята}{Номер изъят}, полученному {Дата изъята} по эл. почте, ООО { ... }» было уведомлено о необходимости представления Кировстату статистической информации (отчетности) по форме № ПМ Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» в 2016 году» за январь-март 2016 г. Срок представления – не позднее {Дата изъята}

Таким образом, информация о предоставлении статистических сведений форме № ПМ Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» в 2016 году» на январь-март 2016 г. своевременно доведена административным органом до ООО «{ ... }», у него имелась обязанность по предоставлению административному органу статистической информации по этой форме за январь-март 2016 г.

Довод заявителя жалобы о том, что эл. форма извещения о предоставлении статистических сведений является ненадлежащей, суд считает необоснованным. Действующее законодательство не предусматривает обязанность органов статистического учета направлять уведомления для предоставления статистической отчетности исключительно путем почтовой связи.

Предусмотренное пунктом 4 Положения N 620 направление информации респонденту по почте не является единственно возможным способом извещения исходя из буквального толкования абз.4 п.4, поскольку указывает на правила определения адреса респондента в случае направления его о почте.

В Указаниях по доведению территориальными органами Росстата до респондентов форм федерального статистического наблюдения, утв. Федеральной службой государственной статистики от 20.11.2015г. № 557, предусмотрено направление информационных писем средствами почтовой, факсимильной или электронной связи (п.8).

Направление извещения по почте или по электронной почте являются видами (средствами) связи, а форм доведения информации существует три: устная, письменная и с помощью конклюдентных действий.

П.4 Положения N 620 предусматривает, что органы статистики информируют (в том числе в письменной форме) респондентов о проведении в отношении них федерального статистического наблюдения.

Учитывая, что в адрес ООО «{ ... }» было направлено уведомление о включении в список лиц, обязанных предоставить отчетность, электронным видом связи, письменная форма доведения информации органом статистики соблюдена.

Довод заявителя жалобы о том, что ООО { ... } не прочитало извещение, полученное по эл. почте, поэтому его вина в непредоставлении статистической отчетности отсутствует, суд считает необоснованным.

Для направления корреспонденции посредством электронного документооборота юридическим лицам, предоставляющим отчеты в электронном виде, между Кировстатом и ООО «{ ... }» заключено соглашение от 24.05.2012г. о совместных действиях по организации и эксплуатации системы предоставления первичных статистических данных по формам федерального статистического наблюдения и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи на территории Кировской области.

Согласно договору {Номер изъят} от 22.07.2014г. с ООО «Компания «{ ... }» ООО { ... } также приобрело права использования программы «СБиС++Электронная отчетность». ООО «{ ... }» имеет соответствующие полномочия для заключения сублицензионных договоров на использование программы от правообладателя ООО { ... }. Отчеты ООО «{ ... }» неоднократно представлялись в Кировстат посредством электронного документооборота.

Официальное письмо руководителю малого предприятия о предоставлении Формы № ПМ, бланк формы с указаниями по ее исполнению от 29.03.2016г. {Номер изъят} были направлены Кировстатом через специализированного оператора связи ООО Компания «Тензор» 29.03.2016г., получены ООО «{ ... }» 31.03.2016г., что подтверждается ответом ООО { ... }.

Согласно ч.1 ст.165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования и иные юридически значимые сообщения, с которыми закон связывает правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствии с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно было направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В п.65 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015г. № 25 указано, что сообщение может быть направлено с помощью электронной почты, факсимильной или иной связи, позволяющей достоверно установить, от кого оно исходило и кому адресовано.

Факт получения ООО { ... } письма о предоставлении формы № ПМ от 29.03.2016г. {Номер изъят} подтверждается письмом ООО «{ ... }» от 20.05.2016г., скриншотом, предоставленным ООО { ... }.

Принимая во внимание, что адресат получил сообщение, но не прочитал его по обстоятельствам, зависящим от него, суд считает, требование, содержащееся в сообщении было не выполнено им без уважительных причин, т.е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, имеется вина ООО { ... }.

Административным органом правильно установлен в действиях ООО «{ ... }» состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, выразившегося в нарушении порядка предоставления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений по форме № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» в 2016 году» за январь- март 2016 г. Вина в правонарушении доказана соответствующим протоколом о правонарушении, служебной запиской специалиста Кировстата, уведомлением, направленным из органа госстатистики ООО «{ ... }».

Суд не находит процессуальных нарушений, которые могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления.

В соответствии с уведомлением территориального органа Росстата от {Дата изъята} рассмотрение административного дела в отношении ООО «{ ... }» по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ назначено на {Дата изъята}, о чем ООО «{ ... }» была заблаговременно уведомлена. Копия данного уведомления сотрудниками Кировстата вручена ООО «{ ... }». При таких обстоятельствах дело об административном правонарушении обоснованно рассмотрено в отсутствие ООО «Новатор». Довод о неразъяснении ООО { ... } прав, предусмотренных КоАП РФ, суд считает необоснованным, т.к. при составлении протокола представитель организации не присутствовал, хотя надлежащим образом был извещен о дате и времени составления протокола.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области от {Дата изъята} о привлечении ООО «{ ... }» к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ вынесено обоснованно, административное наказание назначено в рамках санкции закона.

Довод заявителя жалобы о наличии оснований для применения в отношении него предупреждения вместо наложения штрафа, суд считает необоснованным.

Согласно ч.3 ст.3.4. КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.4 1.1.КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Указанные положения вступили в действие с {Дата изъята}. Оспариваемое постановление вынесено 28.06.2016г., т.е. ранее 04.07.2016г., в связи с чем постановление является законным, принятым в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, суд принимает во внимание, что требование органа статистики о предоставлении соответствующей информации до настоящего времени ООО { ... } не исполнено.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для отмены постановления об административном правонарушении и удовлетворении жалобы ООО «{ ... }».

Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области №167 от {Дата изъята} по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.13.19 КоАП РФ, в отношении ООО { ... } оставить без изменения, жалобу ООО { ... } - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Чиннова М.В.