Р Е Ш Е Н И Е
26 мая 2020 года ..............
Судья Минераловодского городского суда ..............ФИО9, с участием:
должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ФИО2 религиозной организации христиан веры евангельской «Церковь Божия» ФИО3 и его защитника – ФИО1, действующей на основании доверенности от .............. серия ..............5, сроком действия на три года,
государственного инспектора .............. по использованию и охране земель ФИО5
старшего помощника Минераловодского межрайонного прокурора – ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда ФИО2 религиозной организации христиан веры евангельской «Церковь Божия» ФИО3 и его защитника ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора .............. по использованию и охране земель ФИО7 от .............. № АП-2019/255/КМВ/МВ о привлечении должностного лица - ФИО2 религиозной организации христиан веры евангельской «Церковь Божия» ФИО3 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя главного государственного инспектора .............. по использованию и охране земель ФИО7 от .............., вынесенным по делу об административном правонарушении № АП-2019/255/КМВ/МВ, должностное лицо - ФИО2 религиозной организации христиан веры евангельской «Церковь Божия» ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде предупреждения. Противоправное деяние выразилось в нецелевом использовании земельного участка с кадастровым номером 26:24:040537:63 и видом разрешенного использования «под нежилым строением», расположенным в границах Минераловодского городского округа по адресу: ...............
.............. (согласно дата-штампу на конверте), то есть в пределах установленного законом срока, Пастырем ФИО4 религиозной организации христиан веры евангельской «Церковь Божия» ФИО3 и его защитником ФИО1 на указанное постановление подана ФИО2 в Минераловодский городской суд ...............
Из содержания ФИО2 следует, что оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы, незаконно возлагает обязанности, создает препятствия для осуществления религиозной деятельности, поскольку установленное им нарушение – нецелевое использование земельного участка с кадастровым номером 26:24:040537:63 и видом разрешенного использования «под нежилым строением», является причиной отказа администрацией Минераловодского городского округа в продлении договора аренды на земельный участок и при неурегулированных законодательством правил присвоения наименований объектам недвижимости на комплексной и системной основе создает безвыходную ситуацию (замкнутый круг) для заявителя по оформления договора аренды или продления его с последующем приобретением в собственность.
Также, действие по установлению административного правонарушения нарушает права и законные интересы ФИО2 религиозной организации христиан веры евангельской «Церковь Божия» ФИО3, а именно:
- закрепленные ст. 28 Конституции РФ гарантии свободы вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними;
- установленное п. 2 ст. 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» право основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), а также беспрепятственно совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии не только в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, но и в других местах, в частности в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: «Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются: в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения; в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий; на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве.
Таким образом, религиозные организации могут беспрепятственно проводить богослужения не только в культовых зданиях, но и в иных зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения. Религиозная организация не обязана менять целевое назначение всех имеющихся в ее собственности зданий на культовое, но наоборот имеет право совершать богослужения и в иных зданиях и помещениях.
Подобную позицию подтверждает Постановление Конституционного Суда РФ от ............................-П, в котором указано, что согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются не только в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, но и в других местах, в частности в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности, а также в жилых помещениях.
ФИО4 религиозная организация христиан веры евангельской «Церковь Божия» имеет собственность в виде нежилого помещения, расположенного на вышеуказанном участке согласно Свидетельства о государственной регистрации права ..............-АЗ 275213, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ...............
Религиозная организация не проводила реконструкцию здания, направленную на изменение его функционального назначения и основных характеристик, в нем отсутствуют помещения или оборудование, специально предназначенные для отправления культа.
В помещениях здания осуществляет свою деятельность руководитель религиозной организации и иные ее должностные лица, проводятся собрания высшего органа управления религиозной организации, проводятся также социально значимые и благотворительные мероприятия, не носящие религиозного характера. Проведение богослужений в здании на земельном участке с разрешенным использованием - «под нежилым строением» - не нарушает режима разрешенного использования, поскольку здание по своей внутренней планировке и по содержанию основной проводимой в нем деятельности сохраняет характер нежилого, а богослужения, проводимые в одном из его помещений один раз в неделю, не могут означать перевода здания в разряд культовых объектов.
Проведение богослужений в указанном здании религиозной организации не образует состав правонарушения по ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ. и не предполагает привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, собственника земельного участка с видом разрешенного использования - «под нежилым строением» и расположенного на данном земельном участке здания в случаях предоставления религиозной организации возможности совершать в этом здании богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также использовать адрес этого помещения в качестве адреса религиозной организации.
В Письме № ОГ-.............. от .............. департамента недвижимости Минэкономразвития России установлено следующее «...относительно: наименования здания: изменения назначения помещения или здания: жилого строения Департамент недвижимости Минэкономразвития ФИО10 соответствии с пунктом 11 части 5 статьи 8 Федерального закона от .............. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) в кадастр недвижимости вносятся в качестве дополнительных сведения о наименовании здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса, предприятия как имущественного комплекса при наличии такого наименования.
Согласно чч. 2 и 3 ст. 13 Закона № 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) дополнительных сведений об объекте недвижимости осуществляется органом регистрации прав: в порядке межведомственного информационного взаимодействия; в уведомительном порядке в случаях, установленных Законом № 218-ФЗ.
В настоящее время законодательством Российской Федерации не урегулированы на комплексной и системной основе правила присвоения наименований объектам недвижимости. В связи с этим положениями Закона № 218-ФЗ не предусмотрено норм о внесении изменений в части наименования объекта недвижимости. Соответствующие положения, по мнению Департамента недвижимости, могут быть предусмотрены в Законе № 218-ФЗ только после урегулирования на законодательном уровне вопросов, связанных с присвоением наименований объектам недвижимости.
В соответствии с пп. 9, 10, 11 ч. 5 ст. 8 Закон № 218-ФЗ в ЕГРН вносятся в качестве дополнительных сведения в том числе о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание: о назначении помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение; о наименовании здания при наличии такого наименования. При этом по заявлению собственника объекта недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета могут быть изменены только основные сведения об объекте недвижимости, к числу которых назначение здания, помещения, а также наименование здания не относятся.
При этом Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ) определен порядок изменения назначения помещений (глава 4), однако порядок изменения назначения здания законодательством Российской Федерации не установлен.
В этой связи, согласно ч. 1 ст. 32 Закона № 218-ФЗ органы государственной власти и органы ФИО4 самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН в случае принятия ими решений (актов) о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение (если не требуется проведение работ по перепланировке) или об утверждении акта приемочной комиссии (в случае проведения работ по перепланировке)»
Религиозная организация также соблюдает ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в части соблюдения требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно Правил землепользования и застройки .............. от ............................, с изменениями, внесенными Решением Минераловодского городского округа от ............................, в ст. 36 указано, что на карте градостроительного зонирования территории Минераловодского городского округа выделены виды территориальных зон в соответствии с перечнем территориальных зон: жилые зоны, зоны малоэтажной жилой застройки, зона среднеэтажной жилой застройки, зона многоэтажной жилой застройки, общественно-деловая зона, природно-рекреационная зона, зона режимных объектов и т.д.
Статья 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), устанавливает виды и состав территориальных зон, с определением видов и составов.
Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Согласно Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утверждены приказом Минэкономразвития России от ............................ «Сегментация объектов недвижимости с указанием кодов расчета видов использования».
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, зона 3.0. общественное использование объектов капитального строительства включает в себя Религиозное использование Размещение зданий и сооружений религиозного использования. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 3.7.1-3.7.2 (в ред. Приказа Минэкономразвития России от .............................
Таким образом, религиозное использование относится к общественному использованию, что соответствует общественно-деловой территориально зоне.
Таким образом, довод административного органа об использовании недвижимого имущества по нецелевому использованию земельного участка с кадастровым номером 26:24:040537:63 и видом разрешенного использования «под нежилым строением», расположенного в границах Минераловодского городского округа, не основан на законе.
Согласно ст. 2 Решения совета депутатов Минераловодского городского округа .............. от ............................ «Об утверждении Правил землепользования и застройки Минераловодского городского округа .............. территориальные зоны - зоны, для которых в настоящих Правилах определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В целом территориальная зона – общественно-деловая. ОД-1, ОД-4 – это подразделения зоны, которым законодателем не устанавливаются требования к разрешённому использованию
Нормативные акты: решение совета депутатов, Правила землепользования и застройки не могут противоречить общему законодательству в области зонирования.
Таким образом, деятельность осуществляется на земельном участке в общественно-деловой зоне, что соответствует законодательству Российской Федерации и делает необоснованным утверждение административного органа о том, что земельный участок используется не в соответствии с ограничениями, установленными Правилами землепользования и застройки .............. от ............................, с изменениями, внесёнными Решением Минераловодского городского округа от .............................
Кроме того, на основании порядка регистрации ФИО4 религиозных организаций в управлении Министерства юстиции РФ по .............., Федерального закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», Правил рассмотрения заявлений о государственной регистрации религиозных организаций в органах юстиции Российской Федерации, утвержденных приказом министра ............................ Министерство Юстиции РФ проверяет местонахождение создаваемой религиозной организации.
Так, Управление юстиции ............................ приняло решение о государственной регистрации некоммерческой организации ФИО4 религиозной организации христиан веры евангельской «Церковь Божия» с адресом (место нахождением) некоммерческой организации 357203, .............., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации .............., выданный Министерством юстиции РФ .............. (приложение 5). То есть регистрирующий орган на момент регистрации обязан был проверить, можно ли на этой территории регистрировать юридическое лицо. Таким образом, Министерство юстиции Российской Федерации произвёл такую проверку, осуществляя государственную регистрацию по месту нахождения.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление подлежит отменен, а производство по делу прекращению, в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.
В судебном заседании:
- должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - ФИО2 религиозной организации христиан веры евангельской «Церковь Божия» ФИО3 и его защитник ФИО1 поддержали доводы ФИО2, просили обжалуемое постановление отменить, производство по делу – прекратить;
- государственный инспектор .............. по использованию и охране земель ФИО5 и старший помощника Минераловодского межрайонного прокурора – ФИО6, полагали обжалуемое постановление законными и обоснованным, как следствие, просили ФИО2 оставить без удовлетворения, постановление заместителя главного государственного инспектора .............. по использованию и охране земель ФИО7 от .............. № АП-2019/255/КМВ/МВ – без изменения.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, изучив доводы ФИО2, оценив доказательства по делу в их совокупности, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами ФИО2 и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с правилом, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
Из представленных материалов следует, Минераловодской межрайонной прокуратурой проведена проверка целевого использования земельного участка с кадастровым номером 26:24:040537:63 и видом разрешенного использования «под нежилым строением», расположенного в границах Минераловодского городского округа по адресу: .............., ...............
Согласно сведениям Управления Министерства юстиции Российской Федерации по .............., по вышеуказанному адресу зарегистрирована некоммерческая организация - ФИО4 религиозная организация христиан веры евангельской «Церковь Божия».
На вышеуказанном земельном участке расположено нежилое здание ателье «Мода» с кадастровым номером 26:24:040502:166, принадлежащее на праве собственности Религиозной организации, о чем сделана запись в Едином государственном реестре недвижимости .............. от ...............
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости, рассматриваемый земельный участок предоставлен Религиозной организации в аренду согласно договору аренды земельного участка .............. от .............., заключенному между КУМИ администрации Минераловодского муниципального района и Религиозной организацией сроком с .............. по ............... Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем сделана запись в Едином государственном реестре недвижимости от ...............
В ходе обследования земельного участка .............. в 12 часов 00 минут, установлено что в нежилом здании с кадастровым номером 26:24:040502:166 ФИО4 религиозной организацией христиан веры евангельской «Церковь Божия» осуществляется религиозная деятельность в форме богослужений.
В отличие от прав, которые конкретизируют свободу вероисповедания в ее индивидуальном аспекте, т.е. могут быть реализованы каждым непосредственно, права религиозных объединений по своей природе являются коллективными, поскольку осуществляются гражданином совместно с другими посредством создания данных объединений. Соответственно, особенности использования ими определенных видов имущества могут быть законодательно установлены при условии, что эти особенности не ставят под сомнение само право граждан на объединение в целях совместного вероисповедания и право на проведение совместных богослужений, молитвенных и религиозных собраний. К числу таких норм относится п. 1 ст. 16 Федерального закона от .............. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в силу которого религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).
Различия между правовым режимом жилых помещений и правовым режимом культовых зданий, сооружений и помещений вытекают из существа регулирования соответствующих правоотношений и должны учитываться законодателем в целях достижения необходимого баланса интересов как граждан, исповедующих ту или иную религию, так и других граждан, которые эту религию не исповедуют и вправе рассчитывать, что их право на комфортные условия проживания, безопасную и благоприятную окружающую среду будет уважаться и защищаться государством.
Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона от .............. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются не только в культовых помещениях, зданиях и сооружениях, но и в других местах, в частности в помещениях, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве для осуществления их уставной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, составляет использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель. Предметом правонарушения является конкретный, соответствующий земельный участок (или его часть), по определению ст. 6 ЗК РФ земельный участок в качестве объекта земельных отношений - часть поверхности земли, границы которого определены и описаны в установленном порядке.
Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки: части земельных участков.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием. Использованием земель не по целевому назначению, то есть не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, являются изменение режима земель, нарушение землеустроительных проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков, осуществление непредусмотренных видов деятельности. Субъективная сторона правонарушения выражается в форме умысла или неосторожности. Субъектами указанного правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, помимо прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Пунктом 2 статьи 85 ЗК РФ предусмотрено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Частями 1, 2, 4 и 6 статьи 37 ГрК РФ предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов ФИО4 самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
В силу ч. 3 ст. 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Однако, положения данной части статьи 37 ГрК РФ подлежат применению в совокупности с положениями ч. 3 ст. 37 ГрК РФ, согласно которой изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Толкование требований ч. 3 ст. 37 ГрК РФ и требований ч. 4 ст. 37 ГрК РФ в совокупности означает, что, хотя вид разрешенного использования земельного участка и выбирается его правообладателем самостоятельно, однако этот выбор вида разрешенного использования земельного участка подлежит осуществлению и публичному оформлению в официальном порядке, установленном нормами действующего законодательства.
Вид разрешенного использования земельного участка, учитываемый при расчете земельного налога, определяется исходя из учтенных в ЕГРН сведений о выбранном правообладателем земельного участка виде его разрешенного использования из числа всех возможных видов разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом для земельных участков соответствующей категории.
Таким образом, правообладатели (иные пользователи) обязаны использовать земельные участки в соответствии с той целью, которая была определена в момент предоставления земли.
Специальные нормы земельного и градостроительного законодательства предусматривают необходимость изменения вида разрешенного использования земельного участка путем обращения с заявлением в уполномоченный орган, при использовании его не по назначению и исключений для каких-либо категорий собственников не предусмотрено.
При этом выбор правообладателем земельного участка вида его разрешенного использования из числа всех возможных, а также его изменение, оформляется в соответствии с Законом о кадастре путем внесения соответствующих изменений в сведения ЕГРН (п. 14 ч. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ) и завершается, становится публичным, юридически значимым для третьих лиц, с даты принятия органом кадастрового учета решения об осуществлении кадастрового учета этих изменений.
Целевое назначение в использовании земельного участка не может быть самостоятельно изменено собственником земельного участка или землепользователем. При этом даже использование части земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования нарушает правовой режим и вид разрешенного использования всего земельного участка как единого объекта земель. Таким образом, законодатель, обеспечивая такой баланс интересов, предусмотрел в ГрК РФ (статьи 5.1, 31, 37, 39 и др.) особый порядок утверждения градостроительных регламентов, определяющих виды разрешенного использования земельных участков, включая осуществление религиозных обрядов (строка с ко...............7.1 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ............................), а равно особый порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, который ранее не был предусмотрен в качестве основного вида использования для конкретного участка или объекта. Данный порядок предполагает обязательное проведение общественных обсуждений или публичных слушаний, в ходе которых определяется отношение граждан, проживающих в определенной местности, правообладателей земельных участков объектов капитального строительства (помещений), в ней расположенных, к различным аспектам ее использования в будущем.
При решении вопроса об основаниях привлечения к административной ответственности (в том числе за нецелевое использование земельного участка) религиозной организации, являющейся правообладателем земельного участка и находящегося на нем административного здания, необходимо исходить из всей совокупности фактических обстоятельств использования религиозной организацией административного здания и требований к использованию конкретного земельного участка, что не предполагает признания надлежащим (достаточным) основанием привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, осуществления в указанном здании богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.
В рассматриваем случае, земельный участок, согласно и. 42 Правил землепользования и застройки Минераловодского городского округа, Решением Совета депутатов Минераловодского юродского округа от ............................, находится в территориальной зоне ОД-1 - общественное использование объектов капитального строительства, куда входят земельные участки со следующими видами использования: коммунальное обслуживание, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, стационарное медицинское обслуживание, культурное развитие, общественное управление, ветеринарное обслуживание, деловое управление, объекты торговли, рынки, магазины, банковская и страховая деятельность, общественное питание, гостиничное обслуживание, развлечения, выставочно-ярморочная деятельность, спорт, туристическое обслуживание, склады, земельные участки общего пользования.
Также в указанную зону входят земельные участки с условно-разрешенным видом разрешенного обслуживания: среднеэтажная жилая застройка, объекты гаражного назначения, обслуживание автотранспорта, объекты придорожного сервиса и с вспомогательным видом разрешенного использования: площадки детские, спортивные и т.д.
Сам по себе факт регистрации Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по ..............ФИО4 религиозной организации христиан веры евангельской «Церковь Божия» по вышеуказанному адресу, не свидетельствует о расположении земельного участка в территориальной зоне, предполагающей по основному/условно-разрешенным/вспомогательным видам разрешенного использования, осуществление религиозных обрядов, поскольку предоставление такого помещения в качестве места нахождения религиозной организации может быть направлено на обеспечение или подтверждение формальных условий ее правосубъектности, как юридического лица, подлежащего государственной регистрации.
Так, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от ............................ «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» ориентирует суды следующим образом. Поскольку адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а при отсутствии такового - иного органа или лица, имеющих право действовать от его имени без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ), и может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.), регистрирующий орган не вправе отказать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления его деятельности в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации.
Таким образом, в ходе обследования земельного участка .............. в 12 часов 00 минут, установлено что в нежилом здании с кадастровым номером 26:24:040502:166 ФИО4 религиозной организацией христиан веры евангельской «Церковь Божия» осуществляется религиозная деятельность в форме богослужений, что не соответствует основному/условно-разрешенным/вспомогательным видам разрешенного использования земельных участков, относящихся к зоне ОД-1.
На момент рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренные законом документы, разрешающие использование земельного участка не по целевому, не представлены.
Таким образом, в действиях ФИО8, как должностного лица, уполномоченного соблюдать законность осуществления деятельности Религиозной организации (п. 4.10 Устава Религиозной организации), усматривается нарушение требований статей 40, 42 ЗК РФ, и они классифицируются по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ - использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Согласно положениям ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
Факт совершения административного правонарушения установлен и вина ФИО3 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 сл. 8.8 КоАП РФ, в части нецелевого использования земельного участка с кадастровым номером 26:24:040537:63 и видом разрешенного использования «под нежилым строением», расположенного в границах Минераловодского городского округа по адресу: .............., доказана и подтверждается совокупностью материалов дела об административном правонарушении № АП-2019/ 255/КМВ/МВ.
Из изложенного следует, что при производстве по делу юридически значимые обстоятельства определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.2 КоАП РФ, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.
При назначении наказания административный орган пришел к выводу о возможности назначения административного наказания с применением ст. 4.1.1 КоАП РФ, в соответствии с которым административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.
Обжалуемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Существенных нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем законных оснований для отмены или изменения обжалуемого постановления не имеется, равно как и не имеется правовых оснований для удовлетворения рассматриваемой жлобы.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя главного государственного инспектора .............. по использованию и охране земель ФИО7 от .............. № АП-2019/255/КМВ/МВ о признании должностного лица - ФИО2 религиозной организации христиан веры евангельской «Церковь Божия» ФИО3 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде предупреждения, оставить без изменения.
ФИО2 религиозной организации христиан веры евангельской «Церковь Божия» ФИО3 и его защитника ФИО1, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в ..............вой суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья Минераловодского городского суда ФИО9
1версия для печатиДело № 12-62/2020 (Решение)