ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-64/2021 от 02.07.2021 Интинского городского суда (Республика Коми)

12-64/2021

РЕШЕНИЕ

г.Инта

02 июля 2021 года

Судья Интинского городского суда Республики Коми Матюшенко Ю.Ф., рассмотрев по адресу <...>, жалобу заместителя начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Инте Республики Коми на постановление мирового судьи Западного судебного участка г.Инты Республики Коми от 12 мая 2021 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2,

установил:

Постановлением мирового судьи Западного судебного участка г.Инты от 12.05.2021 прекращено производство по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.15.33.2 КоАП РФ в отношении должностного лица – специалиста по кадрам ГБУ РК "ЦСЗН г.Инты" ФИО2

В жалобе заместитель начальника УПФР в г.Инте РК ФИО1 не согласна с прекращением производства по делу и просит постановление отменить.

ФИО2 при рассмотрении дела с доводами жалобы не согласилась, указав, что с её стороны выполнены все возможные действия по своевременному предоставлению сведений в Пенсионный фонд в отношении уволенного сотрудника, полномочий на подписание документов от имени юридического лица не имеет, контроль за изготовлением сертификатов электронных подписей на имя руководителя Учреждения в её должностные обязанности не входит, предоставленные ею сведения по форме СЗВ-ТД на бумажном носителе приняты уполномоченным сотрудником УПФР в г.Инте без замечаний.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, на рассмотрение жалобы не явилось, извещено надлежаще, на основании ч.2 ст.30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Заслушав ФИО2, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч.1 ст. 15.33.2 КоАП РФ Непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании, устанавливаются Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете").

В соответствии с п.1 ст.11 Закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" страхователи представляют сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.

Пунктом 2.4 ст.11 Закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" определено, что страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя, отчество; 3) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Согласно подп."в" п.1 Постановления Правительства РФ от 26.04.2020 №590 "Об особенностях порядка и сроках представления страхователями в территориальные органы пенсионного фонда Российской Федерации сведений о трудовой деятельности зарегистрированных лиц" в случаях приема на работу и увольнения зарегистрированного лица страхователь представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о работающих у него зарегистрированных лицах, предусмотренные пунктом 2.4 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в порядке, определенном абзацами первым и вторым пункта 2.6 статьи 11 указанного Федерального закона не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.

В соответствии с п.2.6 ст.11 Закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" страхователь в случае, если численность работающих у него зарегистрированных лиц за предшествующий отчетный период - месяц составляет 25 и более лиц, представляет указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ "Об электронной подписи". В таком же порядке сведения могут представляться страхователем, численность работающих зарегистрированных лиц у которого за предшествующий отчетный период - месяц составляет менее 25 лиц.

Аналогичные положения закреплены в Порядке заполнения формы "Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)", утвержденном постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 25.12.2019 № 730п.

Порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета определен в приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.04.2020 № 211н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах".

В силу п.30 указанной Инструкции, индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности могут быть представлены страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе (лично, представителем страхователя, либо с использованием средств почтовой связи) или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал и сайт ПФР, в том числе с использованием электронной подписи, либо через многофункциональный центр.

Возможность предоставления страхователями индивидуальных сведений, сведений о трудовой деятельности аналогичными способами была закреплена в п.29 Инструкции, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н и действующей на 22.05.2020 (далее – Инструкция №766н).

Согласно п.40 Инструкции №766н за несоблюдение страхователем порядка представления индивидуальных сведений в форме электронных документов страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ.

В соответствии с п.41 Инструкции №766н за непредставление в установленный Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке индивидуальных сведений, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде страхователь несет административную ответственность в соответствии со статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 17 Закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" предусмотрена ответственность страхователей, участвующих в сборе, хранении, передаче и использовании сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах, в частности ч. 4 ст. 17 "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" предусмотрено, что за несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов в случаях, предусмотренных указанным законом, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1 000 рублей.

Из приведенных выше норм следует, что законодателем установлены дифференцированные виды ответственности: административная и финансовая, которые подлежат применению к лицам, исходя из степени и объема допущенных ими нарушений законодательства в области предоставления пенсионной отчетности.

При этом круг нарушений законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, влекущих административную ответственность по ч.1 ст.15.33.2 КоАП РФ, определен исчерпывающе, таковыми признаются лишь отказ от предоставления оформленных в установленном порядке индивидуальных сведений, предоставление таких сведений с нарушением установленного срока, либо в неполном объеме, либо в искаженном виде.

Ответственность за нарушение формы документа предоставления сведений законодательством РФ об административных правонарушениях не предусмотрена.

Как следует из протокола по делу об административном правонарушении, ФИО2, являясь должностным лицом – специалистом по кадрам ГБУ РК "ЦСЗН г.Инты", предоставила 22.05.2020 в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведения по форме СЗВ-ТД за май 2020 года на бумажном носителе, хотя обязана была предоставить в электронном виде с усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом своевременность предоставления указанных сведений, их полнота и подлинность должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, не оспариваются. Также в протоколе от 15.04.2021 отсутствует ссылка об отказе ФИО2 от предоставления сведений в форме электронного документа.

Таким образом, допущенное ФИО2 нарушение порядка предоставления сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, выразившееся в несоблюдении формы документа о предоставлении сведений (бумажный носитель вместо электронного документа), не предусмотрено КоАП РФ как нарушение, влекущее административную ответственность по ст.15.33.2 КоАП РФ, следовательно, отсутствует событие административного правонарушения.

Несоблюдение порядка предоставления отчетности в форме электронного документа влечет финансовую ответственность на основании ч. 4 ст. 17 Закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете", о чем и был составлен Акт от 02.09.2020.

Выводы мирового судьи о том, что допущенное ФИО2 нарушение порядка предоставления сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, выразившееся в несоблюдении формы документа предоставления сведений, не влечет административную ответственность по ч.1 ст.15.33.2 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения также суд признает правильными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, мотивированы, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Вопреки доводам жалобы, что ФИО2 не предоставила доказательств о принимаемых ею мерах во исполнение должностных обязанностей по предоставлению в установленном порядке сдачи отчетности, в силу ч.3 ст.1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

С учетом положений ст.1.5 КоАП РФ обязанность доказывания вины лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, лежит на должностном лице, уполномоченном составлять протокол об административном правонарушении, в связи с чем, прерогатива определения способов и средств доказывания принадлежит именно указанному должностному лицу. Вместе с тем доказательств наличия у специалиста по кадрам возможности подать сведения по форме СЗВ-ТД в электронном виде об уволенном 22.05.2020 сотруднике в отсутствие действующей в Учреждении усиленной квалифицированной подписи руководителя без нарушения предусмотренных для сдачи отчетности сроков административным органом не представлено.

В силу п.1 ст.185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. В связи с чем, именно работодателю принадлежит право по выдаче тому или иному сотруднику доверенности на представление своих интересов, а также решение вопроса об определении сотрудников - владельцев сертификата ключа проверки электронной подписи, и по организации его получения.

При таком положении, оснований для отмены обжалуемого постановления не имеется.

Руководствуясь ст.ст.30.7-30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление мирового судьи Западного судебного участка г.Инты Республики Коми от 12 мая 2021 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2 – оставить без изменения, жалобу заместителя начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Инте Республики Коми – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья

Ю.Ф. Матюшенко

Копия верна:

Судья

Ю.Ф. Матюшенко