Дело №12-65/2019
Р Е Ш Е Н И Е
г.Инза, суд 26 сентября 2019 года
Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Ахтямова А.М.,
при секретаре Пузановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «*** ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении заместителя директора департамента лесного хозяйства – начальника отдела лесного контроля, использования лесов и пожарного надзора в лесах Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области ФИО2 от 13.08.2019, которым
ФИО1, ***
привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения,
у с т а н о в и л а:
Постановлением заместителя директора департамента лесного хозяйства – начальника отдела лесного контроля, использования лесов и пожарного надзора в лесах Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области ФИО2 от 13.08.2019 генеральный директор ООО «***» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.7.2 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде предупреждения.
Согласно постановлению, правонарушение выразилось в том, что 08.07.2019 при проведении проверки деятельности ГКУ *** «***» в том числе в части, исполнения участковыми лесничими требований федерального законодательства при проведении патрулирований лесных участков (проверка полноты и качества исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), Министерством природы и цикличной экономики *** при натурном осмотре лесных участков, на которых участковыми лесничими *** проводилось патрулирование установлено следующее:
08.07.2019 с 10 час. 00 мин. до 15 час.00 мин.
*** участковое лесничество:
- квартал 103, выдел 5, СПР, площадь 4,5 га делянка рубкой не закончена, древесина не окорена, не вывезена, лесохозяйственный знак поврежден.
*** участковое лесничество:
08.07.2019 с 15 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин.
-квартал 32, выдел 12, СПР-19, делянка 3, площадь 4,2. Рубка закончена, древесина не вывезена, делянка захламлена порубочными остатками, деляночный столб отсутствует.
Общими положениями Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах и лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утверждённых приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474 установлен запрет на уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков.
Положениями части 2 статьи 7.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за уничтожение или повреждение лесоустроительных или лесохозяйственных знаков.
Генеральный директор ООО «***» ФИО1, являясь руководителем юридического лица, обязан принять меры по соответствию деятельности возглавляемой им организации требованиям законодательства, в том числе природоохранного.
Не соглашаясь с данным постановлением, генеральный директор ООО «***» ФИО1, в установленный законом срок, обратился с жалобой на указанное постановление, просит отменить его в связи с нарушением норм материального и процессуального права по следующим основаниям.
Проверка производилась деятельности государственного казённого учреждения «***», а не ООО «***», если одновременно производилась проверка и деятельности ООО «***», то данная проверка являлась внеплановой.
О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Основания для проведения внеплановой проверки перечислены в части 3 статьи 5 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ (перечень является исчерпывающим). Внеплановые проверки проводятся:
а) для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений лесного законодательства;
б) в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений лесного законодательства.
В данной ситуации указанный случай в перечне проверки Министерством не значится.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 22.06.2007 N 394 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора» проведение государственного лесного контроля и надзора осуществляется в форме проверок в соответствии с планами, утверждаемыми Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, их территориальными органами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов юридических лиц и граждан. Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Мероприятия по государственному лесному контролю и надзору проводятся с соблюдением требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 статьи 5, органами государственного контроля (надзора) после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 7 указанного Федерального закона при проведении государственного контроля (надзора), распоряжение о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется руководителю или иному должностному лицу юридического лица, а мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом, которое указано в распоряжении.
Требования законодательства о согласовании с органами прокуратуры внеплановой проверки по соблюдению лесного законодательства, издания распоряжения о проведении проверки по соблюдению лесного законодательства *** участкового лесничества, *** участкового лесничеств *** лесничества, Министерством природы и цикличной экономики *** не выполнены.
К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:
1) пунктом 2 части 2, частью 3 (в части оснований проведения внеплановой выездной проверки), частью 5 (в части согласования с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя) статьи 10 настоящего Федерального закона;
2) частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора),
3) частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки).
Кроме того, проверка ГКУ «Инзенское лесничество» проводилась 08.07.2019, а протокол 0-06 в отношении ФИО1 составлен 24.07.2019г, то есть спустя 15 дней после проверки. Согласно ст. 28.1.1 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
Место нарушения лесного законодательства - Инзенское лесничество, а протокол составлен в *** через 15 дней и какие материалы явились основанием для оформления протокола об административном правонарушении, Министерством не указывается. Тем более, что определения о возбуждении дела об административном правонарушении Министерством не составлялся.
В соответствии со статьей 20 Закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
При указанных нарушениях законодательства, заявитель считает, что его вина в нарушении лесного законодательства не установлена, а следовательно, к административному наказанию он подвергнут необоснованно.
Более того, по данному факту им было дано объяснение, которое Министерством не принято во внимание.
В кварталах: № 103, выдел № 5 лесосека № 1 площадью 4,5 га *** участкового лесничества; № 32, выдел № 12 лесосека № 3 площадью 4,2 га *** участкового лесничества производились работы по заготовке древесины.
Согласно п.23 приказа Минприроды России от 13.09.2016 года № 474 «Об утверждении правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации», в углу лесосеки, к которому произведена ее инструментальная привязка к квартальным просекам, устанавливается столб диаметром не менее 12 см и высотой над землей 1,3 м. Для фиксации остальных углов лесосеки могут использоваться столбы произвольного диаметра или растущие деревья, на которых делаются соответствующие отметки (яркая лента, скотч, краска, затески).
В данных случаях на вышеперечисленных лесосеках столбы, к которым осуществлялась инструментальная привязка, присутствуют, наличие остальных столбов согласно п.23 приказа Минприроды № 474 не обязательно.
Отвод данных лесосек при подаче лесной декларации был проверен работниками ГКУ «***», замечаний к качеству отвода не выявлено.
В соответствии со ст. 30.1 КоАП РФ, соответствии со статьей 20 Закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, его защитник Поташов В.Н., в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме, в дополнение к доводам жалобы Поташов В.Н. указал, что кроме всего прочего, генеральный директор ООО «***» ФИО1 не является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст.7.2 ч.2 КоАП РФ, поскольку в его должностные обязанности контроль и организация за проведением лесозаготовительных и лесохозяйственных работ не входит. Данные обязанности прямо возложены на главного инженера, являющего первым заместителем ФИО1- О.Р.А. В п.2.9 и п.2.16 должностных обязанностей О.Р.А. указано, О.Р.А. является должностным лицом, обладает организационными и административно-хозяйственными функциями, полномочиями. В его подчинение входят работники, он организует их работу. Непосредственно на него возложен контроль за проведением лесозаготовительных работ, ведение лесозаготовки. Любые документы, которые связаны с организацией лесохозяйственных, лесозаготовительных работ составляет О.Р.А. Технологическая карта также готовится исключительно главным инженером и подписывается им. В подчинении О.Р.А. находятся мастера леса и мастера лесопользования- это лица, которые непосредственно отвечают за организацию работы в лесу и следят за порядком. Кроме того, в его подчинении находится гараж, вся техника, а также механики, водители, лесники. За организацию их работы отвечает О.Р.А.
Проверка проведена ненадлежащим образом. ФИО1 вменено в вину повреждение деляночного столба, при этом в чем конкретно выразилось повреждение и насколько оно существенно, в постановлении не указано. Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины ФИО1, как должностного лица, в совершении вмененного правонарушения.
Просил производство по делу прекратить за отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
Лицо, уполномоченное рассматривать дела об административных правонарушениях, заместитель директора департамента лесного хозяйства – начальника отдела лесного контроля, использования лесов и пожарного надзора в лесах Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области ФИО2, будучи надлежащем образом извещенным о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении дела не представил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, заслушав участвующих лиц, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.7.2 КоАП РФ уничтожение или повреждение скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, маркшейдерских знаков, а равно специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования, знаков, обозначающих границы санитарно-защитных зон и иных зон с особыми условиями использования территорий, специальных знаков, обозначающих границы рыболовных участков, указывающих на их принадлежность пользователю, знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков, а равно знаков, устанавливаемых пользователями животным миром, уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, государственными органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания, а также зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.46 Лесного кодекса РФ (далее ЛК РФ) использование лесов для переработки древесины и иных лесных ресурсов представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с производством изделий из древесины и иной продукции такой переработки в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в аренду для переработки древесины и иных лесных ресурсов.
Согласно комментарию к ст.46 ЛК РФ лесопользователи при заготовке древесины обязаны обеспечивать сохранность семенных групп, куртин, полос, семенных, плюсовых и других не подлежащих рубке деревьев, подроста, сохранение которых предусмотрено в лесорубочном билете, сохранность от повреждения или уничтожения лесных культур и прилегающих к лесосекам насаждений на полосах шириной по 50 м с каждой стороны, а также целостность геодезических знаков, граничных, квартальных, лесосечных (деляночных) столбов и других знаков, клейм и номеров на деревьях и пнях.
Согласно пункту 3 Приказа Минприроды России от 13.09.2016 № 474 (ред. от 11.01.2017) «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Правила заготовки древесины) - граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
*** между Министерством природы и цикличной экономики ***, с одной стороны, и ООО «***», с другой стороны, заключен договор аренды лесного участка *** с целью заготовки древесины с комплексным ведением лесного хозяйства сроком по 08.12.2057.
Согласно пункту 4 Правил заготовки древесины - заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).
Согласно подпункту «д» пункта 12 Приказа Минприроды России от 13.09.2016 № 474 (ред. от 11.01.2017) «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации» при заготовке древесины запрещается уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков.
В силу договора аренды лесного участка ООО "***» обязано использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами, данным договором.
Из материалов дела следует, что натурным осмотром лесных участков, произведенным Министерством природы и цикличной экономики *** 08.07.2019 при проверки деятельности ГКУ *** «***», в том числе в части исполнения участковыми лесничими требований федерального законодательства при проведении патрулирований лесных участков (проверка полноты и качества исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) непосредственно на делянках, выявлено повреждение лесохозяйственного знака в квартале 103, выдела 5, ФИО3 участкового лесничества, отсутствие деляночного столба в квартале 32, выдела 12, СПР-19, делянка 3 *** участкового лесничества.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении генерального директора ООО «***» ФИО1 протокола об административном правонарушении по ч.2 ст.7.2 КоАП РФ и привлечения его к административной ответственности по указанной норме.
Вместе с тем, с данным решением должностного лица административного органа согласиться нельзя.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в этом Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также в иных организациях.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Поташов В.Н., излагая доводы об отсутствии в действиях генерального директора «***» ФИО1 состава административного правонарушения по рассматриваемому делу, указал в числе прочего, что генеральный директор ООО «***» ФИО1 не является надлежащим субъектом административной ответственности по рассматриваемому правонарушению, поскольку обязанность по контролю за соблюдением правил заготовки древесины, в соответствии с должностной инструкцией предприятия, возложена на главного инженера предприятия О.Р.А.
Данный довод заслуживает внимания.
Приказом генерального директора ООО «***» от ******/П на должность главного инженера ООО «***» назначен О.Р.А. Данная должность утверждена штатным расписанием ООО «***» и отнесена к аппарату управления.
В соответствии с п.1.1,2.1 должностной инструкции главного инженера, утвержденной генеральным директором ООО «***» ФИО1, главный инженер предприятия относится к категории руководителей. Является первым заместителем директора предприятия и несет ответственность за результаты и эффективность производственной деятельности.
Главный инженер вправе издавать распоряжения, подписывать документы и вести переписку с организациями и структурными подразделениями предприятия по вопросам, связанным с производством (п.3.5) и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, в соответствии с действующим трудовым законодательством (п.4.1), за правонарушения, совершенные в период осуществления им своей деятельности, в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством (п.4.2).
Согласно п.2.9 указанной должностной инструкции, главный инженер предприятия обеспечивает организацию и контроль за проведением лесозаготовительных, лесохозяйственных, лесокультурных работ, работ по тушению лесных пожаров.
Таким образом, главный инженер предприятия О.Р.А. относится к числу руководящего состава ООО «***», наделенным административно-хозяйственными и организационно-распорядительными полномочиями (п.2.9,2.10,2.16).
Оценив приведенные выше доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу, что в действиях генерального директора ООО «УНПК «Лес» ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.2 КоАП РФ, поскольку в материалах дела отсутствуют достоверные и допустимые доказательства, подтверждающие ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей именно генеральным директором предприятия ФИО1
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании ст.30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, оспариваемое постановление не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6-30.8 КоАП РФ, судья
р е ш и л а:
Жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Учебно-научно-производственный комплекс «Лес» ФИО1, удовлетворить.
Постановление по делу об административном правонарушении заместителя директора департамента лесного хозяйства – начальника отдела лесного контроля, использования лесов и пожарного надзора в лесах Министерства природы и цикличной экономики *** ФИО2 от 13.08.2019 о привлечении должностного лица – генерального директора ООО «***» ФИО1 к административной ответственности по ч.2 ст.7.2 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.М.Ахтямова