КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кузовлева И.С. Дело № 12-65/2022 (№ 7А-294/2022)
УИД 39RS0001-01-2021-010175-54
РЕШЕНИЕ
11 октября 2022 года г. Калининград
Судья Калининградского областного суда Тимощенко Р.И.
при помощнике судьи Поповой Т.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «ЖЭУ-23» ФИО1 на решение судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 9 августа 2022 года, которым оставлено без изменения постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Департамента охраны окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО2 от 12 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЖЭУ-23».
УСТАНОВИЛ:
Постановлением ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Департамента охраны окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО2 от 12 ноября 2021 года ООО «ЖЭУ-23» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 9 августа 2022 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ООО «ЖЭУ-23» Артамоновой О.В. – без удовлетворения.
В жалобе директор ООО «ЖЭУ-23» ФИО1 просит вышеуказанные постановление должностного лица и решение судьи отменить, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Полагает, что вменное нарушение в виде не обустройства места накопления отходов не образует состав правонарушения по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, при этом общество не является субъектом вмененного правонарушения, поскольку на момент проведения проверки не являлось лицом, ответственным за содержание контейнерной площадки. Не учтено, что в день проверки уборку по графику, предусмотренным соглашением, должна была осуществлять другая управляющая организация. Площадка накопления отходов, расположенная на муниципальном земельном участке, при передаче в пользование управляющим организациям должна была соответствовать установленным требованиям. Обращает внимание на то, что обязанность по созданию и содержанию мест накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, несут органы местного самоуправления муниципальных образований. Не согласна с выводами о наличии обязанности оборудования контейнерной площадки ограждением. Считает, что проверка должна была проводиться в соответствии с положениями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля».
Заслушав объяснения защитника ООО «ЖЭУ-23» Артамоновой О.В., поддержавшей доводы жалобы, объяснения ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Департамента охраны окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО2, возражавшего против доводов жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительному и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее – Правила № 170), которыми установлены обязательные для исполнения требования по эксплуатации, ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации.
В соответствии с пунктом 3.7.1 Правил № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
Пунктом 3.7.4 Правил № 170 предусмотрено, что мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Из материалов дела следует, что 11 января 2019 года между Комитетом городского хозяйства администрации ГО «Город Калининград» и ООО <данные изъяты> ООО <данные изъяты>, ООО «ЖЭУ-23», ООО <данные изъяты>, ООО <данные изъяты>, ТСЖ <данные изъяты>, исполняющими функции потребителя, в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 заключено соглашение № 64 о передаче в безвозмездное пользование места (площадок) накопления ТКО, по которому указанные юридические лица, в том числе ООО «ЖЭУ-23», приняли в безвозмездное пользование место (площадку) накопления ТКО по адресу: <адрес>
В соответствии с пп. 2.2, 2.3 соглашения ООО «ЖЭУ-23» приняло на себя обязанность установить в месте (на площадке) накопления ТКО контейнеры, имеющиеся в наличии, а в последующем – пластиковые контейнеры объемом 1,1 куб. м, оборудованные крышкой, оборудовать контейнерную площадку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также Правилами благоустройства территории городского округа «Город Калининград».
Кроме того, ООО «ЖЭУ-23» приняло на себя обязанность по содержанию контейнерной площадки, специальной площадки для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО (несет бремя содержания контейнерной площадки) согласно графику содержания контейнерной площадки, указанному в приложении № 1 к настоящему соглашению.
Пунктом 5.3 соглашения предусмотрено, что ООО «ЖЭУ-23» в равных долях (или в %-ном соотношении от площади обслуживаемых помещений) несет ответственность за оборудование, техническое и санитарное состояние места (площадки) накопления ТКО в соответствии с дополнительных соглашением.
14 июля 2021 года в период времени с 14:15 по 14:16 в рамках планового (рейдового) обследования на предмет соблюдения природоохранных требований при осмотре территории по адресу: <адрес> установлено, что место (площадка) накопления ТКО, расположенная не оборудована надлежащим образом, а именно: контейнер для сбора ТКО находится на твердом покрытии, ограждение с трех сторон отсутствует, что способствует попаданию загрязнений на зеленую зону и в почвенный слой, а также вследствие ветра и осадков на близлежащую территорию, имеются навалы отходов производства и потребления (отходы коммунальные твердые код ФККО 7 31 000 00 00 0, покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные код ФККО 9 21 130 02 50 4, отходы полиэтиленовой тары незагрязненной код ФККО 4 34 110 04 51 5), а также порубочные остатки и крупногабаритные отходы.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления 17 сентября 2021 года в отношении ООО «ЖЭУ-23» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Оценив представленные доказательства, судья районного суда пришел к правильному выводу о несоблюдении ООО «ЖЭУ-23» установленных требований при обращении с отходами производства и потребления, выразившихся в не оборудовании места (площадки) для накопления твердых коммунальных отходов ограждением с трех сторон.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом общество имело возможность для соблюдения требований, предъявляемых к месту накопления отходов, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств обратного материалы дела об административном правонарушении не содержат и такие доказательства при рассмотрении данного дела не представлены.
Довод жалобы о том, что несоблюдение требований к оборудованию места накопления отходов, не образует состав вменного правонарушения, подлежит отклонению, поскольку объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований в области охраны окружающей среды.
Доводы жалобы о том, что ООО «ЖЭУ-23» не является ответственным лицом за оборудование указанного места накопления отходов, а также о том, том, что пункт 3.7.4 Правил № 170 не содержит требования об обязательном оборудовании площадок ограждением с трех сторон, не могут быть приняты во внимание.
В силу п. 3 ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пунктом 8.8.2 Правил благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 30.06.2021 № 182, установлено, что место (площадка) накопления ТКО обустраивается на уровне проезжей части, оборудуется ровным водонепроницаемым, химически стойким твердым покрытием (асфальт, керамзитобетон, полимербетон и другим), ограждением с трех сторон высотой не менее 1,2 м. В местах (на площадках) накопления ТКО, на которых устанавливаются контейнеры на колесах, возможна установка крыши.
Требование о наличии у контейнерной площадки ограждения с трех сторон содержалось также и в ранее действовавшем п. 4.5 Правил благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 20.05.2015 № 161.
С учетом изложенного, вопреки доводам жалобы место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов должна быть оборудована ограждением с трех сторон высотой не менее 1,2 м.
Согласно п. 2.8.4 Правил благоустройства территории городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 30.06.2021 № 182, ответственными за содержание городских территорий и элементов благоустройства, расположенных на этих территориях, в том числе на контейнерной (бункерной) площадке, расположенной на территории общего пользования, и прилегающей к ней территории, являются лица, осуществляющие в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации управление общим имуществом и содержание общего имущества многоквартирных домов, в которых располагаются источники образования твердых коммунальных отходов, складируемых на данных площадках согласно реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов городского округа "Город Калининград", на основании соглашения (договора) с уполномоченным администрацией городского округа "Город Калининград" лицом.
Обязанность по оборудованию места (площадки) накопления ТКО лежала на ООО «ЖЭУ-23» в силу принятого на себя обязательства по соглашению от 11 января 2019 года, которое на момент выявления вмененного нарушения являлось действующим и не было признано недействительным в установленном законом порядке.
Доводы жалобы о том, что проверка должна была быть проведена в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», также подлежат отклонению.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ст. 13.2 указанного закона плановые (рейдовые) осмотры, в том числе земельных участков, проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Порядок организации плановых (рейдовых) осмотров (обследований) земельных участков установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области от 06.04.2017 № 193 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области государственной функции по региональному государственному надзору в области охраны окружающей среды».
В соответствии с п. 35 Административного регламента по результатам плановых (рейдовых) осмотров, обследований должностными лицами Минприроды Калининградской области, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, составляются акты осмотра (обследования) территории.
При таких обстоятельствах, поскольку должностным лицом административного органа проводился плановый (рейдовый) осмотр на основании соответствующего задания, без взаимодействия с юридическим лицом, не требовалось соблюдение порядка организации и проведения проверок, установленного Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
На основании пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в настоящем деле выявлены в ходе планового (рейдового) осмотра, проведенного в соответствии с указанной нормой, поэтому основания для проведения внеплановой проверки общества отсутствовали.
Вместе с тем нарушение в виде допущения образования навалов отходов производства и потребления вменено в вину обществу необоснованно.
Согласно приложению № 1 к соглашению от 11 января 2019 года обязанность ООО «ЖЭУ-23» по уборке контейнерной площадки начинается 27 сентября и прекращается 1 октября.
Таким образом, 14 июля 2021 года на момент проведения осмотра (обследования) территории земельного участка в районе <адрес> у ООО «ЖЭУ-23» отсутствовала обязанность по уборке контейнерной площадки.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица и решение судьи подлежат изменению в части путем исключения из их мотивировочной части выводов о нарушении ООО «ЖЭУ-23» требований в области охраны окружающей среды, выразившихся в складировании (навале) отходов производства и потребления (отходы коммунальные твердые код - ФККО 7 31 000 00 00 0, покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные код -ФККО 9 21 130 02 50 4, отходы полиэтиленовой тары незагрязненной код - ФККО 4 34 110 04 51 5), а также порубочных остатков и крупногабаритных отходов.
Исключение указанного нарушения не влияет на правильность выводов должностного лица и судьи районного суда о наличии в бездействии ООО «ЖЭУ-23» состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения ООО «ЖЭУ-23» к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ООО «ЖЭУ-23» с соблюдением требований статей 3.1, 4.1 - 4.3 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренной санкцией статьи.
Нарушения процессуальных требований КоАП РФ, которые являются основанием для отмены обжалуемых постановления и решения, по делу не допущены.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление ведущего консультанта отдела административно-технического надзора Департамента охраны окружающей среды и экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области ФИО2 и решение судьи Ленинградского районного суда г. Калининграда от 9 августа 2022 года, вынесенные в отношении ООО «ЖЭУ-23» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 статьи 8.2 КоАП РФ, изменить.
Исключить из мотивировочной части постановления и решения выводы о нарушении ООО «ЖЭУ-23» требований в области охраны окружающей среды, выразившихся в складировании (навале) отходов производства и потребления (отходы коммунальные твердые код - ФККО 7 31 000 00 00 0, покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные код -ФККО 9 21 130 02 50 4, отходы полиэтиленовой тары незагрязненной код - ФККО 4 34 110 04 51 5), а также порубочных остатков и крупногабаритных отходов.
В остальной части указанные постановление и решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья