ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-683/2022 от 19.10.2022 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

12-683/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Кострома 19 октября 2022 года

Судья Свердловского районного суда г. Костромы Глушков В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Администрации города Костромы Зиновьевой Ю.В. на постановление врио начальника отделения - старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления ФССП России по Костромской области Карповой О.А. №352 от 16.09.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.15 ч.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей в отношении Администрации города Костромы, ...

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением должностного лица МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Администрация г.Костромы признана виновной в противоправном бездействии, выразившемся в неисполнении требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе (исполнительном листе). Не исполнении требования от 22.06.2022 заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области о предоставлении до 01 сентября 2022 года ФИО6, <дата> г.р. на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенного, отвечающего санитарным и техническим требованиям, расположенного на территории г. Костромы изолированного жилого помещения, из муниципального специализированного жилищного фонда г. Костромы.

Будучи не согласным с вышеуказанным постановлением, представитель Администрации г.Костромы Зиновьева Ю.В., уполномоченная на ее подачу, обратилась в суд с жалобой, указывая на следующие основания незаконности постановления и его отмены:

- в составленном в отношении Администрации протоколе об административном правонарушении не описано событие совершенного административного правонарушения;

- постановление не содержит бесспорных доказательств, подтверждающих виновное, противоправное бездействие должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок. Расходные обязательства субъекта формируются на основании закона в пределах лимита бюджетных ассигнований. Администрацией города Костромы своевременно предпринимались меры по надлежащему исполнению исполнительного документа, а решение суда было не исполнено в установленный срок в связи с обстоятельствами, не зависящими от должника, а именно - не выделение указанных бюджетных ассигнований в необходимом объеме. Субвенция - это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке. В рассматриваемом случае, субвенции из бюджета Костромской области выделяются на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Администрацией города Костромы осуществляются за счет субвенций, выделяемых из бюджета Костромской области, а исполнение решений суда возможно путем заключения муниципальных контрактов в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на приобретение (строительство) жилых помещений специализированного муниципального жилищного фонда, с соблюдением установленных процедур, порядка и сроков. Исполнение в течение установленного срока решения суда об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории города Костромы специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Костромы по рассматриваемым исполнительным производствам невозможно вследствие указанных объективных обстоятельств;

- государственные полномочия субъектов Российской Федерации в указанной сфере конкретизированы Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Предусмотренные данным Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Реализация полномочий по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан с учетом положений статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется Администрацией города Костромы в пределах выделенных органами государственной власти Костромской области финансовых средств в виде субвенций. Вместе с тем, вопреки требованиям Закона Костромской области № 620-5-ЗКО и Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в необходимом объеме и установленные сроки не предоставляется;

- с целью исполнения судебного акта Администрация города Костромы неоднократно обращалась в адрес директора департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области, а также в адрес директора департамента финансов Костромской области с просьбой обеспечить надлежащее и своевременное финансирование отдельных государственных полномочий по обеспечению ФИО8 жилым помещением. Вместе с тем указанные обращения были оставлены без удовлетворения.

-15.11.2021 Администрация г. Костромы письмом обратилась к Председателю Думы г. Костромы с просьбой рассмотреть вопрос о направлении предложения о внесении изменений в проект ЗКО от 28.10.2021 №105-7 в части увеличения объема субвенций, предусмотренных бюджету муниципального образования г. Кострома на 2022 год на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями на количество вступивших в законную силу решений суда,

- 22.11.2021 года Администрация города Костромы обратилась в Свердловский районный суд города Костромы с иском к департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области, департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области, департаменту финансов Костромской области.

- ссылаясь на ч.4 ст. 24.5 КоАП РФ, автор жалобы просит производство по делу об административном правонарушении в отношении органа местного самоуправления прекратить только лишь на основании факта не выделения указанных бюджетных ассигнований. Несмотря на предпринятые меры, направленные на приобретение жилья по данному исполнительному производству, субвенции до органа местного самоуправления не доведено.

Жалоба рассмотрена без участия представителя Администрации города Костромы, о чем письменно ходатайствовал ее представитель. Обязательным участие при рассмотрении жалобы законного представителя (представителя) юридического лица не нахожу.

Представитель МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, в связи с чем, жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ. Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в п. 1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "О судебных приставах".

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются, в том числе, исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 1).

В силу ст. 105 Федерального закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч. 1). При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (ч. 2).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу ч. 1 ст. 8 указанного Закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии со ст. 3 Закона Костромской области от 29.12.2014 N 620-5-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", отдельными государственными полномочиями по обеспечению соответствующей категории лиц жилыми помещениями наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Порядок предоставления и учета средств субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) Костромской области на осуществление отдельных государственных полномочий Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями утвержден постановлением администрации Костромской области от 14.04.2015 N 142-а.

В связи с приведенными правовыми нормами, вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления для приобретения жилья рассматриваемой категории лиц, касаются отношений между субъектом и органом местного самоуправления. Даже в том случае, если финансирование переданных полномочий осуществляется ненадлежащим образом, либо размер субвенций является недостаточным, данные обстоятельства не могут ограничивать право лица на обеспечение жилым помещением и, соответственно, обоснованием для неисполнения содержащихся в исполнительном документе требований, то есть возможность реализации лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на обеспечение жильем не поставлена в зависимость исключительно от положительного решения соответствующими органами финансовых вопросов. Законодательно не предусмотрена и реализация данного права в порядке очередности соответствующего списка.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Как следует из материалов дела, согласно постановлению заместителя начальника отдела- заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области от 02.02.2022 на основании исполнительного листа №2-2400/2021 от 10.06.2021 выданного Свердловским районным судом г.Костромы во исполнение судебного решения, вступившего в законную силу 27.09.2021, возбуждено исполнительное производство о возложении обязанности на Администрацию города Костромы предоставить ФИО7, <дата> г.р. на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. Костромы, изолированное жилое помещение, из муниципального специализированного жилищного фонда г. Костромы.

В установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, Администрация города Костромы требования не исполнила.

28.03.2022 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, которое направлено и получено должником.

Требованием от 22.06.2022 заместителя начальника отделения - заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области должнику - Администрации г.Костромы установлен срок исполнения судебного решения. До 01.09.2022 следовало исполнить судебное решение - предоставить ФИО9 на основании договора найма специализированного жилого помещения, с учетом нормы предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное на территории г. Костромы, изолированное жилое помещение, из муниципального специализированного жилищного фонда г. Костромы. Требование получено Администрацией города Костромы 29.06.2022 года.

09.09.2022 в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, в отношении Администрации г.Костромы составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении соответствовал требованиям ст.28.2, 28.3 КоАП РФ, а потому оснований для его возвращения не имелось.

16.09.2022 по результатам рассмотрения дела врио начальника отделения - старшим судебным приставом МОСП по ОВИП Карповой О.А. в отношении Администрации г.Костромы вынесено постановление №352 о признании ее виновной в административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.

Вопреки доводам жалобы, в деле об административном правонарушении представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о виновности Администрации г. Костромы в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, что подтверждается представленными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 09.09.2022 года, исполнительным листом, выданным Свердловским районным судом г. Костромы во исполнение вступившего в законную силу судебного акта; постановлением о возбуждении исполнительного производства, требованием судебного пристава – исполнителя об исполнении судебного решения, рапортом судебного пристава – исполнителя о том, что в результате совершения исполнительных действий установлено, что Администрацией города Костромы решение суда не исполнено и другими документами.

Доводы заявителя об отсутствии в действиях (бездействии) Администрации города Костромы состава административного правонарушения, поскольку Администрацией предпринимались и принимаются действия, направленные на исполнение судебного решения, считаю необоснованными. При рассмотрении дела об административном правонарушении установлен факт неисполнения требований исполнительного документа после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора в срок, установленный в требовании.

Обращение Администрации г.Костромы в департаменты финансов Костромской области; строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области являются недостаточными мерами, направленными на исполнение решения суда по обеспечению ФИО10 жилым помещением, так же не свидетельствует о принятии со стороны Администрации реальных и исчерпывающих мер к исполнению решения суда. Обращение Администрации в Костромскую областную Думу о рассмотрении вопроса увеличения сумм субвенций городскому бюджету, введения дифференцированного подхода к определению рыночной стоимости квадратного метра жилья в каждом муниципальном образовании области, основанием для прекращения производства по делу не является.

Отсутствие денежных средств не относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и влекущим отмену постановления. При объективной невозможности исполнить действия, указанные в исполнительном листе, должник не лишен права обратиться в суд с ходатайством об отсрочке исполнения судебного решения, заключить соглашение с взыскателем по исполнительному листу или использовать иные правовые способы для исполнения законного требования судебного пристава-исполнителя.

Вопросы финансирования и предоставления субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления для приобретения жилья рассматриваемой категории лиц, касаются отношений между субъектом и органом местного самоуправления. Даже в том случае, если финансирование переданных полномочий осуществляется ненадлежащим образом, либо размер субвенций является недостаточным, данные обстоятельства не могут ограничивать право лица на обеспечение жилым помещением и, соответственно, обоснованием для неисполнения содержащихся в исполнительном документе требований. Возможность реализации лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на обеспечение жильем ни Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, ни нормативными правовыми актами Костромской области, как субъекта Российской Федерации, не поставлена в зависимость исключительно от положительного решения соответствующими органами (Администрацией Костромской области) финансовых вопросов. Законодательно не предусмотрена и реализация данного права в порядке очередности (соответствующего списка).

Принятие должником возможных мер, направленных на исполнение требования исполнительного документа, наличие состава вмененного правонарушения не опровергает. На основании представленных документов прихожу к выводу, что меры, принимаемые к исполнению судебного решения не являлись достаточными и эффективными. Решение суда вступило в законную силу в 2021 году и до настоящего времени не исполнено.

По делу отсутствуют обстоятельства, исключающие вину администрации г.Костромы либо обстоятельства, предусмотренные КоАП РФ, как исключающие административную ответственность.

В жалобе приводились объемные доводы со ссылкой на нормативные акты регионального и муниципального уровня, цифровые показатели, размер субвенций из областного бюджета, количество приобретенных жилых помещений и т.д. Однако, при рассмотрении дела и в жалобе не оспаривалось, что при наличии вступившего в законную силу судебного решения о предоставлении жилого помещения ФИО11 и выданного для его исполнения исполнительного листа, судебное решение (исполнительный документ) не исполнены администрацией г.Костромы, в том числе и к настоящему времени.

Стремление же лица, в отношении которого ведется производство по делу (администрации) указать причины объективного характера, в силу которых отсутствует финансовое обеспечение переданных субъектом РФ - муниципальному образованию отдельных государственных полномочий не свидетельствует о принятии администрацией всех мер по исполнению исполнительного документа и требований пристава-исполнителя. Представленные в материалы дела документы организационно-распорядительного характера (переписка Администрации с органами законодательной и исполнительной власти Костромской области) лишь указывают о предпринимаемых Администрацией определенных действиях по исполнению исполнительного документа и требований пристава. При этом никаких данных о том, что Администрация за столь длительный срок неисполнения судебного решения обращалась в суд об обязании обеспечить финансовое обеспечение переданных полномочий, носящих материально-затратный характер, в материалах дела не имеется.

При этом учитываются положения ст. 4 ч. 1 п. 4 Закона Костромской области от 29.12.2014 N 620-5-ЗКО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Костромской области по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями", согласно которым органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право на дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных образований.

С учетом длительности периода неисполнения исполнительного документа, непринятия Администрацией г. Костромы своевременных, необходимых и достаточных мер по исполнению решения суда, а также с учетом невыполнения требований судебного пристава-исполнителя в установленный срок, в бездействии Администрации г. Костромы имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Собранные по делу доказательства в их совокупности подтверждают тот факт, что Администрация города Костромы, являясь должником по исполнительному производству, не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем. В связи с изложенным бездействие Администрации г. Костромы правильно квалифицировано по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Оснований для прекращения производства по делу в связи с применением положений части 4 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации не установлено.

Нарушений требований законодательства об исполнительном производстве, которые могли бы повлечь отмену вынесенного постановления не допущено. Административное наказание назначено с соблюдением требованием статей 4.1 - 4.3 КоАП РФ в пределах, установленных ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л :

Постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области Карповой О.А. от 16.09.2022 № 352 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Администрации г. Костромы - оставить без изменения, а жалобу представителя Администрации г. Костромы Зиновьевой Ю.В.– без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение 10 суток с момента получения его копии.

Судья В.В. Глушков

Копия верна:

судья