ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-68/2022 от 22.04.2022 Вельского районного суда (Архангельская область)

Дело № 12-68/2022

29RS0001-01-2022-000390-90

РЕШЕНИЕ

22 апреля 2022 года г. Вельск

Судья Вельского районного суда Архангельской области Цаплин А.Н., рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица – директора Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора Вельского и Устьянского районов Архангельской области по пожарному надзору ФИО2 от 25 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения,

установил:

постановлением заместителя главного государственного инспектора Вельского и Устьянского районов Архангельской области по пожарному надзору ФИО2 от 25 февраля 2022 юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее – ООО «Водоканал», Общество) привлечено к административной ответственности в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Представитель юридического лица – директор ООО «Водоканал» ФИО1 обратился в суд с жалобой, просит данное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование доводов жалобы указал, что Общество эксплуатирует сети водоснабжения и водоотведения на территории г. Вельска на основании договора аренды объектов водоснабжения и канализации, заключенного с администрацией Вельского муниципального района Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ. В эксплуатацию Обществу передано имущество, находящееся в собственности администрации Вельского муниципального района, согласно перечню к договору аренды, в том числе и сети водопровода. Пожарные гидранты на балансе и обслуживании Общества не находятся. Документы о технологическом присоединении пожарных гидрантов у Общества отсутствуют, с заявлением о технологическом присоединении пожарных гидрантов никто не обращался. Надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, в том числе содержание в исправном состоянии пожарных гидрантов, возложены на городское поселение «Вельское», так как они являются его собственностью. Пожарные гидранты являются отдельным имуществом от сети водоснабжения, переданной в эксплуатацию Обществу. Администрация ежегодно закладывает в бюджет средства для ремонта и замены пожарных гидрантов. Общество незаконно привлечено к административной ответственности, поскольку п. 48 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства от 16.09.2020 № 1479, содержит требования к руководителю организации по обеспечению исправности, своевременного обслуживания и ремонта наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся лишь на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения. А нарушения, отраженные в протоколе, указывают на неисправность пожарных гидрантов на сети водоснабжения, переданной в аренду Обществу.

В судебном заседании законный представитель ООО «Водоканал» ФИО1 жалобу поддержал в полном объеме по изложенным в ней основаниям, указав также, что ответственность за содержание пожарных гидрантов несет администрация городского поселения «Вельское», Обществу были переданы только сети водоснабжения.

Заместитель главного государственного инспектора Вельского и Устьянского районов Архангельской области по пожарному надзору ФИО2 в судебное заседание не явился, направив отзыв на жалобу, согласно которому просит в удовлетворении жалобы отказать.

Выслушав законного представителя юридического лица – ФИО1, рассмотрев доводы жалобы и отзыва на нее, исследовав письменные материалы и проверив дело в полном объёме, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статей 26.1 и 26.11 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Правила, нормативы, стандарты и требования пожарной безопасности являются обязательными для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, предприятиями, учреждениями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ), пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ, руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций (ст. 38 Федерального закона № 69-ФЗ).

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 123-ФЗ), к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В силу положений ст. 62 Федерального закона № 123-ФЗ, здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (ч. 1). В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные) (ч. 2). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом (ч. 3).

Статьей 63 Федерального закона № 123-ФЗ, определено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Частями 1-3 статьи 68 Федерального закона № 123-ФЗ определено, что на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом.

Согласно статье 126 Федерального закона № 123-ФЗ определены общие требования к пожарному оборудованию. Пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы) должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий и сооружений.

Часть 1 статьи 127 Федерального закона № 123-ФЗ установлены общие требования к пожарным гидрантам и колонкам, в силу которых пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверки по заявлениям Г-178-21 и Г-178-39 выявлены неисправные водоисточники наружного противопожарного водоснабжения, а именно: <данные изъяты>

В ходе оценки достоверности сведения установлено, что водопроводные сети по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ от администрации Вельского муниципального района Архангельской области переданы ООО «Водоканал».

В ходе проверки установлено, что ООО «Водоканал» (юридическое лицо), не организовало (бездействовал) выполнение обязательных требований пожарной безопасности за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частями 6-8 статьи 20.4 КоАП РФ, «Правил противопожарного режима в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года № 1479, а именно: <данные изъяты> – заморожены, подъездные пути не расчищены от снега, отсутствуют указатели, демонтирован стояк пожарного гидранта, нет крышек стояка пожарного гидранта (пункт 48, «Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479).

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, генеральным директором ООО «Водоканал» (ОГРН ) является ФИО1.

ООО «Водоканал» поставлено на учет в ИФНС по г. Архангельску ДД.ММ.ГГГГ, с внесением соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

ДД.ММ.ГГГГ между администраций Вельского муниципального района Архангельской области и ООО «Водоканал» заключен договора аренды объектов водоснабжения и канализации (далее – Договор), согласно прилагаемому перечню (приложение ).

В соответствии с п. 2.2 Договора, Арендатор обязан: осуществлять свою деятельность, а также использовать арендованное имущество в соответствии с его целевым назначением. Осуществлять содержание бесперебойного круглосуточного водоснабжения и водоотведения населения и иных потребителей в соответствии с Постановлением Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных жилых домов. Поддерживать объекты, указанные в приложении настоящего Договора, в исправном состоянии, проводить за свой счёт и без согласия Арендодателя текущий ремонт. Осуществлять все расходы, связанные с текущей эксплуатацией, содержанием и охраной имущества.

ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе: начальника <данные изъяты>ФИО3, представителя ООО «Водоканал» ФИО1, начальника караула <данные изъяты>ФИО4 произведено обследование пожарных гидрантов г. Вельска, о чем составлен Акт.

Доводы подателя жалобы о том, что пожарные гидранты принадлежат на праве собственности администрации Вельского муниципального района Архангельской области, являются отдельным имуществом от сети водоснабжения и по договору аренды не передавались, являются несостоятельными.

Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ), урегулированы отношения в сфере водоснабжения и водоотведения.

Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила) установлены Правила, регулирующие отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов (далее – органы местного самоуправления), организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее – организации водопроводно-канализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (далее, соответственно, – абоненты, водоотведение).

Подпунктом «и» пункта 34 Правил предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать установку на видных местах указателей пожарных гидрантов или нанесение на видные места информации о расположении пожарных гидрантов в соответствии с требованиями норм противопожарной безопасности, следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным на объектах, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что пожарные гидратны по вышеуказанным адресам, не являются самостоятельными объектами и их функционирование отдельно от водопроводной сети без обеспечения подачи воды невозможно, поэтому должностное лицо пришло к правильному выводу, что Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал», как юридическое лицо, является обязанным лицом по техническому обслуживанию и содержанию установленных пожарных гидрантов.

Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьей 20.4 КоАП РФ, не истек.

В силу положений пункта 48 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», руководитель организации извещает подразделение пожарной охраны при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, находящихся на территории организации, а также в случае уменьшения давления в водопроводной сети ниже требуемого. Руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

Юридическое лицо – ООО «Водоканал» является субъектом данного административного правонарушения.

Юридическое лицо – ООО «Водоканал», не организовало (бездействовало) выполнение обязательных требований пожарной безопасности, поскольку пожарные гидранты по вышеуказанным адресам были заморожены, подъездные пути не были расчищены от снега, отсутствовали указатели, был демонтирован стояк пожарного гидранта, отсутствовали крышки стояков пожарных гидрантов, то есть его действия (бездействие) образуют объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела в жалобе не оспариваются и подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае должностное лицо установило, что ООО «Водоканал» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Должностным лицом, рассмотревшим дело об административном правонарушении, требования статьи 24.1 КоАП РФ соблюдены, все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, установлены на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения требований пожарной безопасности, а также свидетельствующих о том, что юридическое лицо – ООО «Водоканал» приняло все зависящие от него меры по недопущению правонарушения (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ), в материалах дела не имеется.

Смягчающим административную ответственность обстоятельством принят то факт, что ранее юридическое лицо – ООО «Водоканал» к административной ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ не привлекалось.

Отягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Наказание назначено юридическому лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде предупреждения.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, по делу не имеется, оснований для удовлетворения жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление заместителя главного государственного инспектора Вельского и Устьянского районов Архангельской области по пожарному надзору ФИО2 от 25 февраля 2022 года в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, оставить без изменения, жалобу законного представителя юридического лица – директора Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» ФИО1 – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Вельский районный суд Архангельской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.Н. Цаплин