ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-6/19 от 15.05.2019 Тасеевского районного суда (Красноярский край)

Дело № 12-6/2019 г.

24RS0017-01-2019-000722-69

РЕШЕНИЕ

с. Тасеево 15 мая 2019 года

Судья Тасеевского районного суда Красноярского края ГУРОЧКИНА И.Р.,

с участием заместителя прокурора Тасеевского района КОВАЛЕВА В.А.,

при секретаре ТИТОВОЙ А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по протесту прокурора Тасеевского района Красноярского края на постановление № 11-15.15.6-19 по делу об административном правонарушении, вынесенное 31 января 2019 года руководителем службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края ФИО1 в отношении должностного лица - ФИО2, родившейся <данные изъяты>, главы Суховского сельсовета Тасеевского района Красноярского края,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Тасеевского района обратился в суд с протестом на постановление № 11-15.15.6-19 по делу об административном правонарушении, вынесенное 31 января 2019 года руководителем службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края ФИО1 в отношении ФИО2, которым дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП РФ в отношении главы Суховского сельсовета Тасеевского района ФИО2 прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование принесения протеста указал, что в описательной части постановления от 31 января 2019 года содержатся противоречивые формулировки относительно участия при рассмотрении дела ФИО2 В частности имеется указание на рассмотрение дела с участием ФИО2, при фактическом отсутствии последней при рассмотрении дела. Кроме того, резолютивная часть постановления, из которой следует, что производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения, противоречит мотивировочной части постановления, в которой дважды указывается на отсутствие события административного правонарушения. Вместе с тем, доводы об отсутствии события и состава правонарушения в действиях ФИО2 не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. В ходе проверки установлено, что администрацией Суховского сельсовета Тасеевского района годовой отчет об исполнении бюджета Суховского сельсовета Тасеевского района за 2017 год для подготовки на него заключения в ревизионную комиссию не был предоставлен, не изучался, заключение на него ревизионной комиссией не готовилось. Изложенное свидетельствует о нарушении администрацией Суховского сельсовета Тасеевского района ч. 3 ст. 264. Бюджетного кодекса РФ. Тем самым, в действиях главы Суховского сельсовета Тасеевского района ФИО2 усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ. Однако, при принятии должностным лицом оспариваемого постановления последним не учтено, что годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования. Согласно п. 1.4 Соглашения № 7 от 25 апреля 2016 года о передаче ревизионной комиссии Тасеевского района полномочий контрольно-счетного органа Суховского сельского Совета депутатов по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля, заключенного Суховским сельским Советом депутатов с Тасеевским районным Советом депутатов, внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета поселения и экспертиза проекта бюджета поселения ежегодно включается в план работы ревизионной комиссии района. Выводы постановления от 31 января 2019 года об отсутствии события правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, мотивированные тем, что представительный орган имел возможность направить указанный отчет в ревизионную комиссию Тасеевского района для внешней проверки основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, так как ревизионная комиссия должна изучать проект указанного решения, до его принятия представительным органом и готовить заключение именно на проект. Поступивший отчет в виде уже принятого решения, то есть утвержденного представительным органом, не является предметом проверки ревизионной комиссии, нарушает бюджетные правоотношения, и не обоснованно не изучался ревизионной комиссией, и на него не готовилось заключение. Просит постановление руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края ФИО1 от 31 января 2019 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы Суховского сельсовета Тасеевского района ФИО2 по ст. 15.15.6 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения отменить; административный материал направить на новое рассмотрение в службу финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края.

В судебном заседании заместитель прокурора Тасеевского района Ковалев В.А. протест поддержал по фактическим и правовым основаниям, указанным в нем.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - глава Суховского сельсовета Тасеевского района Красноярского края ФИО2, надлежащим образом уведомленная о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, о причине не явки не уведомила, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просила.

Представитель службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края, он же должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, руководитель ФИО1, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причине не явки не уведомил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Учитывая указанные обстоятельства, а также принимая во внимание согласие прокурора на рассмотрение дела в отсутствие представителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края и лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, суд полагает возможным рассмотреть дело без их участия.

Согласно возражений руководителя службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края ФИО1 на протест прокурора Тасеевского района Красноярского края, он просит в его удовлетворении отказать, поскольку вывод прокуратуры Тасеевского района Красноярского края о нарушении администрацией Суховского сельсовета Тасеевского района требований ч. 3 ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ не основан на положениях действующего законодательства. Так, в рассматриваемом случае нарушение допущено представительным органом местного самоуправления Суховского сельсовета Тасеевского района Красноярского края, не обеспечившим внешнюю проверку годового отчета об исполнении местного бюджета и утвердившим данный отчет в отсутствие заключения органа внешнего финансового контроля на годовой отчет об исполнении местного бюджета. Утверждение прокуратуры Тасеевского района Красноярского края о том, что «ревизионная комиссия должна изучать проект указанного решения до его принятия представительным органом и готовить заключение именно на проект» не соответствует нормам ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля готовит заключение на годовой отчет об исполнении бюджета. При этом, норма ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ не предусматривает обязанности главы исполнительного органа местного самоуправления муниципального образования самостоятельно обеспечивать проведение внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета. Указание во вводной части постановление на участие ФИО2 в рассмотрении дела об административном правонарушении является технической ошибкой. Противоречия по тексту оспариваемого постановления в части оснований прекращения производства по делу об административном правонарушении не повлекли за собой нарушение прав участников производства по делу об административном правонарушении. В рассматриваемом случае главой Суховского сельсовета Тасеевского района не допущено нарушение срока предоставления годового отчета об исполнении местного бюджета муниципального образования, следовательно, её действия не образуют события административного правонарушения. Просит принятое им постановление по делу об административном правонарушении оставить без изменения, протест прокурора Тасеевского района – без удовлетворения.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, судья приходит к следующим выводам:

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы или протеста и проверяет дело в полном объеме.

Как установлено в судебном заседании заместителем прокурора Тасеевского района Ковалевым В.А. 19 ноября 2018 года было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы Суховского сельсовета Тасеевского района ФИО2 по ст. 15.15.6 КоАП РФ. Материалы направлены по подведомственности в службу финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края для рассмотрения по существу.

Руководитель службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края 31 января 2019 года ФИО1 вынес постановление о прекращении дела об административном правонарушении в отношении главы Суховского сельсовета Тасеевского района ФИО2 в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование вынесенного постановления указал, что Суховский сельсовет Тасеевского района является самостоятельным муниципальным образованием, находящимся в границах Тасеевского района, и наделенный статусом сельского поселения, в структуру которого входят: Суховский сельский совет депутатов – представительный орган местного самоуправления; глава Суховского сельсовета; администрация Суховского сельсовета Тасеевского района – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления. К вопросам местного значения отнесен, в том числе, вопрос о составлении и утверждении отчета об исполнении бюджета поселения. К полномочиям главы администрации Суховского сельсовета, каковым согласно Устава муниципального образования Суховский сельсовет, является глава Суховского сельсовета, относится, в том числе, представление на утверждение Совету депутатов отчета об исполнении бюджета. В соответствии с положениями ст. ст. 6, 9, 15 Бюджетного кодекса РФ представительные органы местного самоуправления и исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления являются участниками бюджетного процесса. Так, согласно ст. 153 Бюджетного кодекса РФ на представительные органы местного самоуправления возложена обязанность рассматривать и утверждать отчет об исполнении местного бюджета, на исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления ст. 154 Бюджетного кодекса РФ возложена обязанность предоставлять отчет об исполнении бюджета на утверждение представительного органа. Согласно ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ в состав бюджетной отчетности входит отчет об исполнении бюджета. Годовой отчет об исполнении местного бюджета подлежит утверждению муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования (ч. 5 ст. 264.2 Бюджетного кодекса РФ). В соответствии со ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета (ч. 1); внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами; по обращению представительного органа городского, сельского поселения (внутригородского района) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета городского, сельского поселения (внутригородского района) может осуществляться контрольно-счетным органом муниципального района (городского округа с внутригородским делением) или контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации (ч. 2); местная администрация представляет отчет об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета проводится в срок, не превышающий один месяц (ч. 3). Согласно п. 52 Положения о бюджетном процессе в Суховском сельсовете, утвержденного решением Суховского сельсовета Тасеевского района от 29 марта 2012 года № 20-77, годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в представительном органе сельсовета подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета. Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органом муниципального финансового контроля или представительным органом муниципального образования. Согласно Устава муниципального образования Суховский сельсовет Тасеевского района, а также Соглашения № 7 от 25 апреля 2016 года, полномочия контрольно-счетного органа поселения переданы Суховским сельским советом депутатов в Тасеевский районный Совет депутатов (ревизионной комиссии Тасеевского района). Анализ норм Бюджетного кодекса РФ, Устава муниципального образования Суховский сельсовет Тасеевского района, Положения о бюджетном процессе свидетельствует о том, что отчет об исполнении местного бюджета должен быть направлен для внешней проверки в ревизионную комиссию Тасеевского района и подготовки заключения не позднее 1 апреля текущего года, при этом глава Суховского сельсовета ФИО2 несет ответственность за его своевременное направление в представительный орган муниципального образования, обязанность направлять годовой отчет об исполнении бюджета сельсовета в орган внешнего финансового контроля на главу сельсовета не возложена. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом установлено, что главой Суховского сельсовета Тасеевского района ФИО2 годовой отчет об исполнении бюджета был направлен в представительный орган местного самоуправления – Суховский совет депутатов установленный законодательством срок. Тем самым, главой Суховского сельсовета Тасеевского района ФИО2 требования бюджетного законодательства в части её обязанностей не нарушены, следовательно, в действиях главы Суховского сельсовета Тасеевского района ФИО2 отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, – непредставление бюджетной отчетности, выразившееся по мнению прокуратуры Тасеевского района в непредставлении в срок не позднее 02 апреля 2018 года отчета об исполнении бюджета муниципального образования Суховский сельсовет Тасеевского района за 2017 год в контрольно-счетный орган муниципального образования Тасеевский район (ревизионную комиссия Тасеевского района) для внешней проверки и подготовки заключения на годовой отчет об исполнении бюджета. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения. При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы Суховского сельсовета Тасеевского района ФИО2 подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ (ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ). С учетом изложенных обстоятельств административный орган, руководствуясь 23.7.1, 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ постановил производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении главы Суховского сельсовета Тасеевского района ФИО2 прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Однако судья приходит к выводу, что указанное постановление вынесено в нарушение норм административного законодательства.

В соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Согласно ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае, в том числе наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.

Из положений ч. 1 и ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств - отсутствие события административного правонарушения, а также в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Поводом для применения основания, предусмотренного п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является отсутствие самой ситуации, применительно к которой может быть оценено поведение лица на предмет совершения административного правонарушения, в то время как при прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ) правоприменитель оценивает поведение лица в ситуации, имевшей место в действительности.

Однако в описательно-мотивировочной части рассматриваемого постановления, как верно указал в своем протесте прокурор Тасеевского района, имеются существенные противоречия в основаниях прекращения производства по делу, а именно административным органом в своем постановлении сделана ссылка как п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, так и п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, при том, что резолютивная часть не содержит ссылки на пункт и часть статьи 24.5 КоАП РФ, которая бы позволила признать указанное обстоятельство технической ошибкой.

При этом ввиду того, что из постановления по делу об административном правонарушении № 11-15.15.6-19 от 31 января 2019 года невозможно сделать вывод о том по какому именно основанию руководителем службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края ФИО1 прекращено производство по делу об административном правонарушении, то невозможно проверить законность и обоснованность его вынесения.

С учетом изложенных обстоятельств судья приходит к выводу, что руководителем службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края ФИО1 было допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Руководствуясь частью 1 пункта 4 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление № 11-15.15.6-19 по делу об административном правонарушении, вынесенное 31 января 2019 года руководителем службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края ФИО1 в отношении ФИО2 отменить и возвратить дело на новое рассмотрение в Службу финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда через Тасеевский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

СУДЬЯ: И.Р. Гурочкина