ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-6/20 от 22.04.2020 Никольского районного суда (Вологодская область)

Дело № 12-6/2020

УИД 35RS0017-01-2020-000140-04

РЕШЕНИЕ

г. Никольск 22 апреля 2020 года

Судья Никольского районного суда Вологодской области Пожилов А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление начальника Никольского территориального отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО2 № ХХ от 11 марта 2020 года,

установил:

постановлением начальника Никольского территориального отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО2 от 11 марта 2020 года должностное лицо АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» ФИО1 привлечена к административной ответственности по ст. 8.27 КоАП РФ за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов, мероприятий, предусмотренных проектом освоения лесов на арендованном лесном участке: уход за молодняками (осветление), по договору аренды лесного участка № ХХ от 31.12.2008, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением ФИО1 А,Л. направила в суд жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указала, что в действиях АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ. АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» ведет заготовку древесины в Никольском муниципальном районе на основании Договора № ХХ аренды лесного участка от 31 декабря 2008 года. В 2019 году АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» в кварталах Унженского участкового лесничества Никольского района заготовку древесины не осуществляло, что подтверждается Отчетом об использовании лесов за 2019 год. В соответствии с п.п. з) п.12 Договора приемка выполненных работ по охране, защите и воспроизводству осуществляется в соответствии с графиком сдачи-приемки работ, ежегодно устанавливаемого соглашением сторон. В соответствии с указанным графиком работы по уходу за молодняками (осветление) на 2019 год не предусмотрены. Работы по лесовосстановлению АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» выполнило в большем объеме, чем предусмотрено графиком. Считает, что доказательств, подтверждающих ее вину не представлено.

В судебное заседание ФИО1 не явилась, о времени и месте слушания дела извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель Департамента лесного комплекса Вологодской области по доверенности ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила отзыв на заявление, в котором просила постановление начальника Никольского территориального отдела - государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области от 11.03.2020 года № ХХ оставить - без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения. С жалобой не согласна по следующим основаниям. В соответствии с Проектом освоения лесов для заготовки древесины от 2018 года (прошедший государственную экспертизу 15.01.2019 г.), АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» обязано было выполнить в 2019 году следующие работы по охране, защите и воспроизводству лесов на арендованном лесном участке: уход за молодняками (осветление) на площади 4,7 га.. Данный объем запроектирован по ежегодному выполнению на арендованном лесном участке ухода за молодняками (осветление) (табл. 4.6.1 Проекта). Ссылку на то, что графиком сдачи-приемки работ по охране, защите и воспроизводству лесов на лесном участке, переданном в аренду по Договору, работы по уходу за молодняками (осветление) на 2019 год не предусмотрены, считает несостоятельными, т.к. в соответствии Проектом предусмотрено ежегодное выполнение ухода за молодняками (осветление). Кроме того причиной, по которой в графике - сдачи приемки работ на 2019 год не было указано вида работ - осветление, послужило не своевременное направление Обществом в Никольский территориальный отдел - государственное лесничество Проекта. Проект в электронном виде поступил 15.06.2019 года с электронной почты ФИО1(оригинал проекта поступил в Административный орган 27.02.2020), в этот же день специалистом Никольского территориального отдела - государственного лесничества на электронную почту ФИО1 направлен изменённый график сдачи-приемки работ, в котором был указан период выполнения работ по уходу в молодняках (осветление) июнь - октябрь 2019 года. Согласованного графика от Общества так и не поступило в Административный орган. Тем не менее, при отсутствии согласованного графика сдачи - приемки работ Общество должно руководствоваться Проектом, где работы по уходу за молодняками (осветление) включены. Довод о том, что АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» не осуществляло заготовку древесины на предоставленном в аренду лесном участке, также считают необоснованными, так как работы по уходу за молоднякам (осветление) не зависят от заготовки древесины. Кроме того, в адрес АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» 14.02.2020 направлено претензионное письмо 1-Р, о необходимости оплатить неустойку за невыполнение работ по охране защите и воспроизводству лесов, где в том числе была указана неустойка за невыполнение работ по уходу за молодняками (осветление). Претензионное письмо АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» исполнено в полном объеме, денежные средства на счет Департамента лесного комплекса поступили 10.03.2020. На рассмотрении дела об административном правонарушении ФИО1 с нарушениями согласилась.

Исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Согласно положениям ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется, в частности, проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ЛК РФ воспроизводство лесов включает в себя уход за лесами, который представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (статья 64 ЛК РФ).

В силу пунктов 2, 3, 4, Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 22 ноября 2017 N 626 «Об утверждении правил ухода за лесами» уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия) (далее - рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями). Уход за лесами осуществляется в соответствии с настоящими Правилами в объемах по видам мероприятий, указанных в лесных планах субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентах лесничеств (лесопарков), в проектах освоения лесов. Уход за лесами должен осуществляться лицами, использующими леса на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, или органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - органы государственной власти, органы местного самоуправления), статьей 19 ЛК РФ.

В судебном заседании установлено, что между Департаментом лесного комплекса Вологодской области и ЗАО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» 31 декабря 2008 года заключен договор аренды лесного участка № ХХ. Лесной участок площадью 8946 га, предоставляемый в аренду расположен по адресу: Вологодская область, Никольский район, Унженское участковое лесничество, кварталы: 256ч, 257ч, 258ч, 259ч, 260ч, 261ч, 273ч, 274ч, 275ч, 276ч, 277ч, 278ч, 291ч, 292ч, 293ч, 294ч, 310ч, 311ч,312ч, 330ч (целевое назначение – защитные леса), кварталы: № 256ч, 257ч, 258ч, 259ч, 260ч, 261ч, 273ч, 274ч, 275ч, 276ч, 277ч, 278ч, 291ч, 292ч, 293ч, 294ч, 310ч, 311ч, 312ч, 330ч (целевое назначение – эксплуатационные леса).

В соответствии с проектом освоения лесов, подпунктом «ж», «з», «и» пункта 12 Договора аренды лесного участка N 02-02-16/796 от 31 декабря 2008 года, Приложением № 6 к Договору аренды «Объемы работ по охране, защите и воспроизводству лесов на арендуемом лесном участке», графика сдачи-приемки работ по охране, защите и воспроизводству лесов на лесном участке, переданном в аренду, АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» обязано было выполнить с 2019 году следующие работы по охране, защите и воспроизводству лесов на арендованном лесном участке: уход за молодняками (осветление) на площади 4,7 га. Данный объем запроектирован по ежегодному выполнению на арендованном лесном участке ухода за молодняками (осветление) (табл. 4.6.1 Проекта).

Однако, мероприятия по уходу за молодняками (осветление) на площади 4,7 га в 2019 году выполнены не были, о чем свидетельствует отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении за январь-декабрь 2019 года.

ФИО1 приказом № ХХп от 22.06.2006 принята на должность инженера по лесосечному фонду на неопределенный срок.

В соответствии с должностной инструкцией утвержденной генеральным директором ЗАО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» 03.07.2009, инженер по лесосечному фонду отдела обеспечения сырьем (пункты 2.10 и 2.16) обязан принимать участие в рассмотрении претензий при исполнении заключенных договоров, а также лесничеств о взыскании убытков, неустоек, штрафов и др. по лесонарушениям, подготавливать документы для предъявления претензий, ответов и исков в случае ненадлежащего исполнения договоров. Обеспечивать выполнение обязательств ЗАО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» как арендатора по договорам с Департаментом лесного комплекса об аренде участков лесного фонда.

Таким образом, за невыполнение работ по уходу за молодняками (осветление), инженер по лесосечному фонду АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» ФИО1, как должностное лицо, допустившее вышеуказанные нарушения, совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.27 КоАП РФ.

Вина должностного лица ФИО1 подтверждается протоколом об административном правонарушении № ХХ от 27.02.2020, проектом освоения лесов для заготовки древесины, договором аренды лесного участка № ХХ от 31 декабря 2008 года, отчетом о воспроизводстве лесов и лесоразведении за январь-декабрь 2019 года.

Довод ФИО1 о том, что в 2019 году АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» заготовку древесины в Унженском участковом лесничестве не осуществляло, не может быть принят во внимание, поскольку, в соответствии со ст. 64 ЛК РФ уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, работы по уходу за молоднякам (осветление) должны выполняться не зависимо от того производится ли заготовка древесины.

Ссылку на то, что графиком сдачи-приемки работ по охране, защите и воспроизводству лесов, работы по уходу за молодняками (осветление) на 2019 год не предусмотрены, суд находит несостоятельной, так как в соответствии Проектом предусмотрено ежегодное выполнение ухода за молодняками (осветление).

Факт совершения административного правонарушения и вина должностного лица АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» ФИО1 подтверждены доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и согласуются друг с другом.

Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.27 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены. Административное наказание назначено в пределах санкции ст. 8.27 КоАП РФ.

Вместе с тем, статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу абз.3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении следует установить не только формальное сходство содеянного с признаками состава того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии угрозы для личности, общества или государства).

Оценив фактические обстоятельства дела, степень общественной опасности деяния, совершенного ФИО1 в данном конкретном случае, принимая во внимание, что административное правонарушение по ст. 8.27 КоАП РФ совершено заявителем впервые, предприняты меры к устранению допущенных нарушений, суд считает, что в данном случае возбуждением дела об административном правонарушении, его рассмотрением и установлением вины лица, его совершившего, достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные пунктом 1 статьи 3.1 КоАП РФ, а применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей носит неоправданно карательный характер, не соответствующий степени вины лица, привлекаемого к ответственности, тяжести правонарушения, которое каких-либо опасных последствий не повлекло, повышенную угрозу причинения вреда не создало.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства совершения правонарушения в их совокупности, суд считает возможным признать совершенное должностным лицом АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» ФИО1 деяние малозначительным, в связи с чем освободить ФИО1 от административной ответственности, ограничиться устным замечанием.

Руководствуясь ст. 2.9, п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

Постановление начальника Никольского территориального отдела – государственного лесничества Департамента лесного комплекса Вологодской области ФИО2 от 11 марта 2020 года № ХХ, которым должностное лицо АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения по ст. 8.27 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей, – отменить.

Освободить должностное лицо АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» ФИО1 от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, объявив ФИО1 устное замечание.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Решение в течение 10 суток может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Никольский районный суд Вологодской области.

Судья А.И. Пожилов