Дело № 12-6/2022
РЕШЕНИЕ
г. Ленинск
Волгоградская область 01 марта 2022 года
Судья Ленинского районного суда Волгоградской области Молоканов Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника должностного лица, привлекаемого к административной ответственности директора Коммандитного товарищества «Фролов и Компания» Ф.В.А. – В.В.Н. на постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области Б.М.А. от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с которым должностное лицо - директор Коммандитного товарищества «Фролов и Компания» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ к штрафу в размере 20 000 рублей,
установил:
Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области Б.М.А. от ДД.ММ.ГГГГ№ должностное лицо - директор Коммандитного товарищества «Фролов и Компания» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, защитник Ф.В.А. – В.В.Н. обратился в суд с жалобой, в которой просит обжалуемое постановление отменить.
В обоснование поданной жалобы, указывает, что выплачивая заработную плату иностранным работникам из кассы предприятия, Товарищество действовало без умысла по причине правовой неопределенности по вопросу оплаты труда иностранным работникам. При оплате труда Товарищество руководствовалось нормами трудового законодательства. Трудовой кодекс не содержит четких нормативных предписаний об оплате труда иностранным работникам исключительно через банковский счет. При этом Товарищество исходило из следующих нормативных положений.
В соответствии со статьей 5 Трудового Кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
указами Президента Российской Федерации;
постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.
По смыслу указанной статьи, нормы валютного законодательства в части формы и порядка оплаты труда иностранным работникам не должны противоречить Трудовому Кодексу Российской Федерации.
Порядок и формы оплаты труда определены в статьях 131 и 136 ТК РФ.
Статья 136 ТК РФ не содержит четких нормативных предписаний об оплате труда иностранным работникам исключительно через банковский счет.
Согласно статье 131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, выплата заработной платы может производиться в иностранной валюте.
По своему содержанию абзац первый статьи 131 ТК РФ является отсылочной нормой. По смыслу указанного абзаца при выплате заработной платы в иностранной валюте должны применяться нормы законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле. В данной статье валютное законодательство упоминается в связи с расчетами в иностранной валюте.
Так форма и порядок выплаты заработной платы в иностранной валюте урегулированы статьей 12 Федерального закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Данная норма не противоречит трудовому законодательству (ст.5 ТК РФ). Т.е. вопрос об оплате труда в иностранной валюте урегулирован достаточно четко и не вызывает никаких вопросов.
Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранным гражданином или лицом без гражданства, закреплены в главе 50.1 ТК РФ. Данная глава не содержит норм об оплате труда иностранным работникам исключительно через банковский счет.
Согласно статье 13 Федерального закона от 10.12.2003 года № 173-ФЗ, нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках. Т.е. в статье речь идет о праве, а не обязанности.
В законодательстве отсутствует однозначное регулирование обязанности по открытию расчетных счетов работникам-нерезидентам. Ни валютное, ни трудовое законодательство не обязывает работника-нерезидента открывать счет в банке для получения своей заработной платы. Не возложена такая обязанность и на работодателя.
Кроме того, пункт 5 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» запрещает кредитным организациям открывать счета (вклады) клиентам без личного присутствия физического лица, открывающего счет (вклад).
Товарищество считает, что в действующем законодательстве недостаточно четко прописан механизм оплаты труда иностранным работникам в тех случаях, когда отсутствует возможность оплаты труда в безналичной форме.
Кроме того, в трудовом законодательстве дается понятие «иностранный работник, а не нерезидент». Ни общие, ни специальные положения ТК РФ не содержат норм о расчетах с иностранными работниками исключительно через банковский счет.
Неопределенность в спорном вопросе, а также отсутствие в законодательстве о валютном регулировании норм согласующихся с нормами трудового законодательства в части формы и порядка об оплаты труда иностранным работникам не могут свидетельствовать о пренебрежительном отношении Товарищества к соблюдению действующих норм и правил. Оплата труда является обязанностью работодателя.
Поскольку в действующем законодательстве закреплено право, а не обязанность иностранного гражданина на открытие расчетных счетов, а у работодателя такое право и обязанность отсутствует, работодатель не может наказываться за действия, по оплате труда минуя банковские счета.
С учетом изложенного выводы налогового органа о пренебрежительном отношении должностного лица к требованиям действующего законодательства являются ошибочными и основаны на неправильном толковании норм материального права.
Вынесенное постановление нарушает права и законные интересы директора Товарищества, поскольку возлагает на него обязанность по уплате административного штрафа.
Кроме того, в дополнение к доводам жалобы указал, что ФИО1 с правовой позицией налогового органа не согласен, считает, применение части 5 статьи 11 ТК РФ ошибочным по следующим основаниям. Согласно части 1 статьи 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании заключаемого ими трудового договора. Оплата труда является следствием трудовых отношений. Конституционный суд РФ в пункте 4 Постановления от 04.02.2020 года №7-П высказал следующую правовую позицию: «Заключение, изменение и прекращение (расторжение) трудовых договоров с иностранными гражданами осуществляется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, предусматривающим в качестве общего правила распространение на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином, и работодателем норм, установленных российским трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации указанные отношения регулируются иностранным правом (часть пятая статьи 11 и часть первая статьи 327.1).
Аналогичное положение закреплено в части 1 статьи 327.1 ТК РФ, согласно которой на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства, регулируются иностранным правом. Из приведенных норм ТК РФ, без учета которых налоговым органом был разрешен вопрос о привлечении должностного лица к ответственности, следует, что на территории Российской Федерации на трудовые отношения с участием иностранных лиц, возникающие на основании заключенного работником и работодателем трудового договора, по общему правилу, распространяются положения трудового законодательства Российской Федерации.
Согласно статье 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором (часть 3 статьи 136 ТК РФ).
По смыслу приведенной нормы, перевод заработной платы в кредитную организацию заработной платы возможен только при наличии заявления работника. Статья 13 Закона №173-Ф3 указывает лишь на право нерезидента на открытие счетов, но не обязанность.
Действующим законодательством закреплено право, а не обязанность иностранного гражданина на открытие банковских счетов, а у работодателя такое право и обязанность отсутствует. Права и обязанности резидентов и нерезидентов определены в статьях 6,13 и 24 Федерального закона от 10.12.2003 года №173-Ф3. Права и обязанности работодателя и иностранных граждан определены общими и специальными нормами ТК РФ.
В ситуации, когда у нерезидента не открыт банковский счет, должностное лицо не может наказываться за действия, по оплате труда минуя банковские счета. Оплата труда является обязанностью работодателя.
Валютное законодательство, устанавливая ограничения по валютным операциям, не установило норм (правил поведения) для случаев, когда отсутствует волеизъявление нерезитента по открытию банковского счета. Нормами Трудового кодекса РФ данный вопрос не урегулирован.
Следовательно, налицо противоречие закона о валютном регулировании нормам ТК РФ (ч.4 ст. 5 ТК РФ).
При этом в силу части 3 статьи 5 ТК РФ нормы трудового законодательства имеют приоритет перед нормами валютного законодательства РФ.
Согласно правовой позиции КС РФ часть 5 статьи 11 ТК РФ применяется к отношениям, регулируемым иностранным правом. Данная правовая позиция КС РФ вытекает из системного толкования части пятой статьи 11 и части первой статьи 327.1 ТК РФ.
Таким образом, часть 5 статьи 11 ТК РФ не предполагает распространение на трудовые отношения между работником, являющимся иностранным гражданином, и работодателем норм валютного законодательства РФ. Следовательно, налоговый орган неправильно истолковал закон.
Под нормой права понимается - общеобязательное, формально определённое правило поведения, гарантируемое государством, отражающее уровень свободы граждан и организаций, выступающее регулятором общественных отношений. Этот уровень свободы закреплен в статьях 57, 131, 136 ТК РФ, главе 50.1 ТК РФ и статьях 6,13 и 24 Федерального закона от 10.12.2003 года №173-Ф3.
Согласно положениям статьи 6 Закона о валютном регулировании валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением отдельных валютных операций, предусмотренных Законом, к которым названная валютная операция не относится.
В соответствии со статьей 1.5. КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом приведенных норм и позиции КС РФ считает, что налоговый орган неправильно истолковал закон (ч.5 ст. 11 ТК РФ), не применил нормы подлежащие применению (ч.3 и ч.4 ст.5 ТК РФ), вина должностного лица не доказана.
В судебное заседание Ф.В.А. и его защитник В.В.Н. не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела от Ф.В.А. или его защитника В.В.Н. не поступало.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса.
В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения директора ООО "Золотой Колос" К. к административной ответственности) осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определяются Федеральным законом от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
В силу положений статьи 1 указанного Федерального закона резидентами являются: юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт "в" пункта 6 части 1 статьи 1); физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации (пункт "а" пункта 6 части 1 статьи 1); иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство пункт "б" пункта 6 части 1 статьи 1).
Физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ являются нерезидентами (подпункт "а" пункта 7 части 1 статьи 1).
Использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа между резидентом и нерезидентом является валютной операцией (подпункт "б" пункта 9 части 1 статьи 1).
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Как установлено в пункте 2,2 Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов», физическим лицам для совершения операций, не связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой, открываются текущие счета.
Согласно пункту 3.2 указанной Инструкции для открытия текущего счета физическому лицу - иностранному гражданину или лицу без гражданства помимо иных документов представляется миграционная карта и (или) документ, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в случае если их наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором пли трудовым договором.
Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня выплаты заработной платы.
Вместе с тем, статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового нрава, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Из вышеуказанного следует, что реализация норм трудового права должна осуществляться не только в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, но и другими нормативными правовыми актами, в том числе положениями Федеральною закона № 1 73-ФЗ.
Поскольку, в случае выплаты резидентом физическому лицу -нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, работник является гражданином иностранного государства – нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм валютного законодательства.
При этом в данном случае специальные нормы Федерального закона №173-ФЗ имеют приоритет над положениями Трудового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, возможность выплаты юридическим лицом – резидентом физическому лицу – нерезиденту заработной платы в наличной валюте Российской Федерации, минуя счет в уполномоченном банке, открытый в указанном порядке, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
Как следует из материалов дела, 22 марта 2021 года МИФНС России №4 по Волгоградской области в адрес Коммандитного товарищества «Фролов и Компания» (далее КТ «Фролов и Ко») направило запрос о предоставлении документов и информации, согласно которому юридическому лицу предлагалось представить документы (сведения, информацию) подтверждающие правомерность выплаты доходов физическим лицам – нерезидентам за 2019-2020 гг.
По результатам проведенного анализа представленных КТ «Фролов и Ко» документов и сведений налоговым органом установлено, что в Товариществе осуществляют трудовую деятельность граждане Республики Узбекистан, с которыми были заключены трудовые договора.
12 августа 2020 года Товариществом произведена выплата заработной платы гражданам Республики Узбекистан, являющимся на территории Российской Федерации нерезедентами, не через банковские счета в уполномоченных банках, а наличными денежными средствами в общей сумме 6786 рублей, что является нарушением части 2 статьи 14 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ.
Расчет по заработной плате с иностранными работниками подтвержден платежной ведомостью № от ДД.ММ.ГГГГ за расчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – И в сумме 3 393 рубля и Х – 3 393 рубля.
Указанные действия директора КТ «Фролов и Ко» - Ф.В.А. налоговым органом квалифицированы по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Ф.В.А. являясь руководителем КТ «Фролов и Ко», осуществляя организационно-распорядительные функции, зная о возложенных на него обязанностях по соблюдению требований валютного законодательства, исчерпывающие меры по их соблюдению не предпринял.
Доказательств, свидетельствующих о принятии директором КТ «Фролов и Ко» необходимых и достаточных мер по соблюдению вышеуказанных норм Федерального закона №-Ф3, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном, ему правонарушении согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При заключении трудовых договоров заявитель располагал информацией о том, что граждане р. Узбекистан являются нерезидентом.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, в котором должностное лицо подробно описало событие вмененного правонарушения, расчетными ведомостями, карточкой счетов, свидетельствующих о проведенных денежных операциях между работником и работодателем, а также ответом Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Волгоградской области, согласно которому граждане Республики Узбекистан не имеют вида на жительство в Российской Федерации, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Оценивая представленные по делу доказательства по правилам статьи 26.11, с учетом требования статей 26.1 и 26.2 КоАП РФ во взаимосвязи со статьями 1.5, 1.6 и 24.1 КоАП РФ, налоговой орган обосновано пришел выводу о наличии в действиях директора КТ «Фролов и Ко» Ф.В.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью статьи 15.25 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что расчеты между юридическими лицами резидентами и физическими лицами нерезидентами возможны в наличной иностранной валюте без использования банковских счетов уполномоченных банках, не состоятельны по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 14 Закона №173-Ф3, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводам электронных денежных средств.
Исчерпывающий перечень случаев, когда юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках, предусмотрен этой же частью 2 статьи 14 Федерального закона №173-Ф3.
Возможность осуществления такой валютной операции, как выплата резидентом физическому лицу - нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами, минуя счет в уполномоченных банках, валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, в перечень исключений такая выплата не входит.
Приведенная заявителем ссылка на судебную практику отклоняется судом, поскольку обстоятельства, установленные иными судебными актами, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора.
Судебные акты по каждому делу принимаются с учётом конкретных обстоятельств, а также доводов и доказательств, представленных сторонами.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Назначенное должностному лицу административное наказание отвечает требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствует целям предупреждения совершения новых правонарушений.
Административное наказание назначено директору КТ «Фролов и Ко» Ф.В.А. в пределах санкции части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,
решил:
постановление начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Волгоградской области от 27 июля 2021 года №, вынесенные в отношении должностного лица - директора Коммандитного товарищества «Фролов и Компания» Ф.В.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда в порядке, предусмотренном ст. 30.9 КоАП РФ.
Судья Молоканов Д.А.
Копия верна. Судья