РЕШЕНИЕ
г. Городец 8 июля 2019 года
Судья Городецкого городского суда Нижегородской области Ситникова Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника должностного лица – директора муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети»
ФИО1, *** года рождения, уроженца ......., проживающего по адресу: ......., работающего директором МУП «Тепловые сети»,
- на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Городецкого судебного района Нижегородской области от 29 апреля 2019 года о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Городецкого судебного района Нижегородской области от 29 апреля 2019 года должностное лицо – директор МУП «Тепловые сети» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ст. 20.6 ч. 1 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Как следует из постановления мирового судьи судебного участка № 3 Городецкого судебного района Нижегородской области, директор МУП «Тепловые сети» ФИО1, совершил административное правонарушение, выразившееся в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного назначения, а именно: не разработал (отсутствует паспорт безопасности опасного объекта – система теплоснабжения г.Городец), в нарушение п. «а» ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера; приказа МЧС РФ от 04 ноября 2004 г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта»; ст. 12 Закона Нижегородской области от 04 января 1996 г. № 17-3 «О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуация природного и техногенного характера».
Не согласившись с постановлением, защитник должностного лица МУП «Тепловые сети» обратился в Городецкий городской суд Нижегородской области с жалобой, в которой просит указанное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Как следует из текста жалобы, типовой паспорт безопасности опасного объекта разработан в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений". Опасные объекты подразделяются на критически важные объекты Российской Федерации и потенционально опасные объекты. Решением комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Нижегородской области № 2 от 15 февраля 2018 года утвержден реестр потенциально опасных объектов Нижегородской области, классифицированных по степени опасности. МУП «Тепловые сети» в указанный реестр не включено, т.к. система теплоснабжения г. Городца не является критически важным, а также потенциально опасным объектом. При этом, паспорт безопасности опасного объекта – система теплоснабжения г.Городец был разработан и заказным письмом направлен в Департамент региональной безопасности Нижегородской области 26 марта 2019 года, который был возвращен без указания на недостатки, имеющиеся в данном паспорте. В настоящее время паспорт безопасности опасного объекта – системы теплоснабжения г.Городца направлен в ГУ МЧС России по Нижегородской области.
В судебном заседании защитники ФИО1 жалобу поддержали, пояснив, МУП «Тепловые сети» не относится к потенциально опасным объектам и критически важным объектам, предприятие не включено в соответствующие списки, специальные реестры. Необходимость разработки паспорта безопасности опасного объекта возникает после того, как объект будет включен установленным порядком в перечень ПОО, формируемый территориальными органами МЧС России. Разработка паспорта безопасности и направление его на согласование в ГУ МЧС России по Нижегородской области – это попытка избежать административной ответственности, а не согласие с позицией Департамента региональной безопасности Нижегородской области. На их обращения письмами Волжско-Окское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, сообщили, что разработка паспорта безопасности на систему теплоснабжения г.Городец, относящуюся к ОПО 3 класса опасности необязательна. С учетом вышеизложенного, просят удовлетворить жалобу.
Представитель Департамента региональной безопасности Нижегородской области с доводами жалобы защитника ФИО1 полностью не согласен, полагает вынесенное мировым судьей постановление законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению. Пояснив суду, что в ходе проведения проверки было выявлено нарушение требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а именно, требование приказа МЧС России от 04 ноября 2004 года № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности объекта» (зарегистрирован в Минюсте РФ 22 декабря 2004 года № 6218), в котором определена необходимость разработки паспортов безопасности для объектов, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнических сооружений, в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций. Так, было установлено, что в МУП «Тепловые сети» не разработан (отсутствует) паспорт безопасности опасного объекта – системы теплоснабжения г.Городец. В МУП «Тепловые сети» имеются: свидетельство о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов системы теплоснабжения г.Городец - 3 класс опасности и страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте. Эти документы представлены в ходе проверки. Эти доказательства свидетельствуют об обязательности разработки и утверждения паспорта безопасности на опасный объект – система теплоснабжения г.Городец.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судья, пересматривающий дело об административном правонарушении по жалобе, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно преамбуле Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», настоящий закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как закреплено в ст. 14 данного закона, организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Приказом МЧС России от 04 ноября 2004 г. № 506, в соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (протокол от 13 ноября 2003 года № 4, подпункт 5а) принято решение «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта».
В соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 года протокол № 4 «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (подпункт 5а) разработаны методические указания по разработке паспорта безопасности опасного объекта, утвержденные Письмом МЧС России от 19 августа 2004 г. № 432933-9, которыми установлено, что паспорт безопасности разрабатывается на объектах использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения чрезвычайной ситуации (п.2).
Согласно п. 3 Приказа МЧС Российской Федерации от 04 ноября 2004 № 506 паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается для решения следующих задач: определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения; определения возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; оценки возможного воздействия чрезвычайных ситуаций, возникших на соседних опасных объектах; оценки состояния работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте (пункт 3).
Статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов: воспламеняющиеся вещества, окисляющие вещества, горючие вещества, взрывчатые вещества, токсичные вещества.
На основании ст. 12 Закона Нижегородской области от 04 января 1996 г. № 17-3 «О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуация природного и техногенного характера» организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; предоставлять в установленном порядке территориальному органу федерального органа исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
Совокупный анализ приведенных норм свидетельствует о том, что разработка паспорта безопасности на опасный производственный объект является предусмотренной законодательством обязанностью в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании установлено, что директор МУП «Тепловые сети» ФИО1, не выполнил предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного назначения, а именно: не организовал разработку паспорта безопасности опасного объекта – система теплоснабжения г.Городец, в нарушение п. «а» ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера; приказа МЧС РФ от 04 ноября 2004 г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта»; ст. 12 Закона Нижегородской области от 04 января 1996 г. № 17-3 «О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуация природного и техногенного характера».
Указанные обстоятельства подтверждаются:
- протоколом об административном правонарушении №9 от 11 апреля 2019 года;
- приказом Департамента региональной безопасности Нижегородской области №14-н от 19 марта 2019 года о проведении внеплановой выездной проверки в отношении МУП «Тепловые сети» с целью контроля за соблюдением требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- актом проверки Департамента региональной безопасности Нижегородской области №14 от 11 апреля 2019 гола, согласно которому не разработан (отсутствует) паспорт безопасности опасного объекта – система теплоснабжения г.Городец в нарушение п. «а» ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера; приказа МЧС РФ от 04 ноября 2004 г. № 506 «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта»; ст. 12 Закона Нижегородской области от 04 января 1996 г. № 17-3 «О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуация природного и техногенного характера»;
- копией постановления арбитражного суда кассационной инстанции от 14 марта 2019 года по делу№А43-17337/2018;
- копией письма МУП «Тепловые сети» адресованное и.о. департамента региональной безопасности Нижегородской области от 26 марта 2019 года;
- предписанием №14 по устранению нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и иными письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Указанные доказательства, как в их совокупности, так и каждое из них в отдельности, в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ) являются относимыми и допустимыми, полученными в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств являлась достаточной для вывода мирового судьи о наличии в действиях (бездействии) должностного лица МУП «Тепловые сети» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6 ч. 1 КоАП РФ.
Вывод суда первой инстанции о том, что МУП «Тепловые сети» как собственник опасного объекта, имеющее свидетельство о регистрации опасных производственных объектов, обязано иметь оформленный в установленный с нормами действующего законодательства паспорт безопасности опасного объекта (в данном случае в отношении системы теплоснабжения), правомерен, так как основан на анализе положений Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», положений Федерального закона Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также приведенного выше Приказа МЧС России от 04 ноября 2004 г. № 506.
В этой связи довод жалобы о том, что МУП «Тепловые сети» не включено в перечень критически важных и потенциально опасных объектов, исключительно в отношении которых, по смыслу Приказа МЧС России от 04 ноября 2004 г. № 506, необходима разработка паспорта безопасности опасного объекта, соответственно МУП «Тепловые сети» не должно оформлять паспорт безопасности опасных объектов, обоснованным не является. МУП «Тепловые сети» эксплуатирует пожаровзрывоопасный, опасный производственный объект, который и упоминается в п. 2 приложения к Приказу № 506, как объект, на который необходимо оформление паспорта безопасности опасного объекта.
Согласно ответа ГУ МЧС России по Нижегородской области №7608-3-1-9 от 4 июля 2019 года на запрос следует, что при наличии у организации объектов, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, обязательна разработка паспорта безопасности на каждый опасный объект.
Рассматриваемые правоотношения регулируются конкретными нормами законов и приказом МЧС Российской Федерации, которые приведены выше, на совокупном правовом анализе которых мировым судьей сделаны соответствующие правильные выводы.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы мировым судьей, получили надлежащую правовую оценку, оснований не согласиться с которой не имеется.
Таким образом, при рассмотрении дела мировым судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ все имеющиеся в деле доказательства были исследованы и оценены в совокупности, и был сделан обоснованный вывод о наличии события правонарушения и виновности должностного лица директора МУП «Тепловые сети» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6 ч. 1 КоАП РФ.
Доводы о наличии на объекте паспорта безопасности опасного объекта – системы теплоснабжения г. Городца, который в настоящее время направлен в ГУ МЧС России по Нижегородской области, не опровергает наличие в действиях должностного лица состава административного правонарушения.
Процессуальных нарушений со стороны мирового судьи не позволивших полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, судьей не установлено.
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения должностного лица МУП «Тепловые сети» ФИО1 к административной ответственности на момент вынесения постановления не истек.
При вынесении постановления о привлечении вышеуказанного лица к административной ответственности мировой судья правильно применил нормы материального и процессуального права.
Административное наказание назначено должностному лицу МУП «Тепловые сети» ФИО1 в пределах санкции, установленной ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, оно адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и правовых оснований для отмены судебного постановления, как и прекращения производства по делу об административном правонарушении, не имеется.
Таким образом, судья считает постановление мирового судьи законным и обоснованным, поэтому его следует оставить без изменения, а жалобу защитника должностного лица МУП «Тепловые сети» без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Оставить без изменения постановление мирового судьи судебного участка № 3 Городецкого судебного района Нижегородской области от 29 апреля 2019 года о привлечении должностного лица МУП «Тепловые сети» ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, а жалобу должностного лица – директора муниципального унитарного предприятия «Тепловые сети» ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Городецкого городского суда Н.К. Ситникова