ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-70/19 от 22.05.2019 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело №12-70/2019

Р Е Ш Е Н И Е

22 мая 2019 года г. Новосибирск

Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Е.А. Певина,

При секретаре судебного заседания В.Е. Макушиной

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Литуева В. Г. - Антоновой М. В. на постановление и.о. начальника ИФНС России по <адрес> ВА от 05 декабря 2018 года

у с т а н о в и л :

Постановлением и.о. начальника ИФНС России по <адрес> ВА от 05 декабря 2018 года Литуев ВГ признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 2000 рублей.

Литуев ВГ с указанным постановлением не согласен, в жалобе защитник указывает, что дело об административном правонарушении было рассмотрено в отсутствие Литуева ВГ и при отсутствии сведения о его надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Кроме того, в деянии Литуева ВГ отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ. Так, Литуев ВГ с 2014 года не проживает на территории Центрального района г. Новосибирска, не является налоговым резидентом РФ, поскольку проживает на территории Германии и иных государств, является налоговым резидентом Мальты по глобальной программе резидентства, о чем уведомлен налоговый орган. Отсутствие статуса резидента РФ (время пребывания Литуева ВГ вне территории РФ в течение указанного в постановлении периода превышает 183 дня) исключает в отношении Литуева ВГ применение ч.7 ст. 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Вне зависимости от места регистрации, граждане РФ, проживающие за рубежом, имеющие статус «Постоянное место жительства» и уведомившие в установленном порядке об этом государственные органы, исключаются из числа граждан РФ, обязанных представлять отчеты о движении средств по счетам в банках открытыми за пределами территории РФ. С учетом изложенного, просит постановление о привлечении Литуева ВГ к административной ответственности отменить. В связи с тем, что копию оспариваемого постановления Литуев ВГ получил 19 декабря 2018 года, восстановить срок на подачу жалобы.

Литуев ВГ в судебное заседание не явился, о времени и мете рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается телефонограммой.

Защитник Антонова МВ, действующая на основании доверенности от 17 мая 2018 года, в судебное заседание не явилась, ранее поддержала доводы, изложенные в жалобе, пояснила в соответствии с вышеизложенным.

Представитель должностного лица и.о. начальника ИФНС по <адрес>ёва СВ, действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила суд жалобу оставить без удовлетворения, постановление без изменения.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что копия постановления о привлечении Литуева ВГ к административной ответственности была получена по адресу: <адрес> 10 декабря 2018 года. В получении расписался <данные изъяты>. При этом, как следует из жалобы, непосредственно Литуевым ВГ копия постановления была получена 19 декабря 2018 года.

В суд с данной жалобой защитник Литуева ВГ обратилась 25 декабря 2018 года.

При данных обстоятельствах суд находит причину пропуска срока уважительной и полагает возможным восстановить Литуеву ВГ срок на подачу жалобы на указанное постановление.

Как следует из оспариваемого постановления Литуев ВГ не представил отчет о движении средств по счетам, открытым в банках за пределами территории РФ за 2017 год по счетам: DE18, открытому в <данные изъяты>, , , открытым в <данные изъяты>), чем совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ по признаку нарушение установленного порядка предоставления отчетом о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и подтверждающих документов.

Согласно п/п «а» п.6 ст. 1 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от 10 декабря 203 года резидентами являются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 12 указанного Федерального закона, резиденты, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ, открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Согласно ч. 8 ст. 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным счетам (вкладам) валютных операций, а также представления отчетов о движении средств по этим счетам (вкладам), установленные настоящей статьей, не применяются к … физическим лицам - резидентам, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, а также к физическим лицам - резидентам, указанным в абзаце первом пункта 4 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае признания федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, таких физических лиц не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствующем налоговом периоде.

Согласно сведениям УФНС России по Новосибирской области от 09 ноября 2018 года (исх. ДСП@) предоставленным в рамках мероприятия валютного контроля Литуев ВГ в период с 14 декабря 2016 года по 30 декабря 2017 года более 183 дней находился на территории Российской Федерации (л.д. 22-24 материалов административного производства).

Из справки Генерального консульства Российской Федерации во Франкфурте-на-Майне от 11 апреля 2018 года следует, что Литуев ВГ поставлен на учет в Генеральном консульстве ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16 материалов административного производства).

Более того, юридически значимым обстоятельством для исполнения обязанности по предоставлению сведений в налоговый орган о движении денежных средств по счетам, открытым в банках за пределами Российской Федерации является факт нахождения гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации более 183 дней в течение года, иные обстоятельства правового значения для решения вопроса об исполнении данной обязанности не имеют.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Литуев ВГ, являясь гражданином Российской Федерации, обязан соблюдать требования Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Частью 2 статьи 12 указанного Федерального закона предусмотрено, что за исключением случаев, установленных частью 8 настоящей статьи, резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), указанных в части 1 настоящей статьи, не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В целях настоящего Федерального закона налоговым органом по месту учета резидента является: для резидента - физического лица - налоговый орган по месту его жительства (месту пребывания в случае отсутствия места жительства на территории Российской Федерации), в случае отсутствия у резидента - физического лица на территории Российской Федерации места жительства (места пребывания) - налоговый орган по месту нахождения принадлежащего ему объекта недвижимого имущества (при наличии у резидента нескольких объектов недвижимого имущества - налоговый орган по месту нахождения одного из принадлежащих ему объектов недвижимого имущества по выбору резидента).

Из справки ОП №1 «Центральный» от 19 октября 2018 года следует, что Литуев ВГ снят с регистрационного учета по месту жительства <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в период до 03 апреля 2018 года налоговым органом по месту учета Литуева ВГ являлось ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска.

Согласно ч.7 ст. 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты, …, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Физические лица - резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 года № 1365 утверждены Правила предоставления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации.

Согласно п.2 указанных Правил, физическое лицо – резидент предоставляет в налоговый орган отчет о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации, ежегодно до 01 июня года, следующего за отчетным годом.

Как установлено судом, данный отчет Литуевым ВГ в ИФНС по Центральному району г. Новосибирска не предоставлен.

Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Судом установлено, что 21 ноября 2018 года в адрес Литуева ВГ<адрес>, <адрес> ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска был направлен ряд документов, составленных в ходе производства по делу об административном правонарушении, в том числе определение от 20 ноября 2018 года об отложении рассмотрения дела на 05 декабря 2018 года (л.д. 26 материалов административного производства). Согласно отчету о доставке данное почтовое отправление было получено получателем по адресу, указанному в накладной 23 ноября 2018 года (л.д. 30-31 материалов административного производства).

Также, судом установлено, что Литуев ВГ извещался ИФНС России по Центральному району г. Новосибирска о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении по последнему известному месту жительства в Российской Федерации: <адрес>, однако, телеграмма не была доставлена в связи с тем, что адресат за её получением не явился (находится за границей), также Литуев В.Г. извещался по месту нахождения юридического лица, учредителем которого он является, телеграмма не доставлена в связи с нахождением адресата за границей.

Согласно ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Таким образом, то обстоятельство, что определение от 20 ноября 2018 года об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 05 декабря 2018 года лично Литуеву ВГ в срок до 05 декабря 2018 года не было вручено лично ему не свидетельствует о его ненадлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, поскольку налоговым органом были предприняты все зависящие от него меры к надлежащему извещению лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, почтовое отправление было доставлено по последнему известному месту нахождения Литуева ВГ за пределами территории Российской Федерации, получено получателем по адресу, указанному Литуевым ВГ, как место его жительства, а то обстоятельство, что он не ознакомился с данным почтовым отправление в срок до 05 декабря 2018 года не свидетельствует о его неизвещении о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые на основании ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны толковаться в пользу Литуева ВГ судом не усматривается.

Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение правильность выводов должностного лица о виновности Литуева ВГв совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы при вынесении постановления о привлечении Литуева ВГ к административной ответственности и получили надлежащую правовую оценку. Каких-либо существенных недостатков и противоречий по делу не усматривается.

Таким образом, должностным лицом, полно и объективно исследованы, верно установлены фактические обстоятельства дела, а все представленные доказательства получили надлежащую правовую оценку, оснований сомневаться в правильности которой не имеется. Каких-либо доказательств, опровергающих выводы о виновности Литуева ВГ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с жалобой не представлено и в материалах дела не содержится.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, не допущено.

Постановление о привлечении Литуева ВГ к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, а административное наказание назначено в соответствии с санкцией названной статьи.

При таких обстоятельствах вынесенное по делу постановление о привлечении к административной ответственности сомнений в законности и обоснованности не вызывают, а потому оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление и.о. начальника ИФНС России по <адрес> ВА от 05 декабря 2018 года о привлечении Литуева В. Г. к административной ответственности по ч.6 ст. 15.25 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу защитника Антоновой МВ без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.

Судья Е.А. Певина