ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-71 от 18.04.2011 Кировского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

                                                                                    Кировский районный суд г. Красноярска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Кировский районный суд г. Красноярска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

№ 12-71/2011

Р Е Ш Е Н И Е

  г. Красноярск 18 апреля 2011 г.

Судья Кировского районного суда г.Красноярска Литвинов Олег Анатольевич

рассмотрев материалы по жалобе представителя ОРГ 1 на постановление № 7-3413-10-ОБ/5/5 от 31 января 2011 года главного государственного инспектора труда ОРГ 2 в Красноярском крае Боронина Владимира Александровича о привлечении юридического лица к административной ответственности по ст.5.28 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ :

В жалобе на постановление о назначении административного наказания представитель ОРГ 1 мотивировал следующим.

31.01.2011 главным государственным инспектором труда В.А. Борониным вынесено постановление № 7-3413-10-ОБ/5/5 о признании ОРГ 1 виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.5.28 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей. Постановление вынесено на основании акта проверки № 7-3413-10-ОБ/5/2, которая проводилась главным государственным инспектором труда В.А. Борониным по заявлению председателя первичной профсоюзной организации ОРГ 3 ФИО1., протокола об административном правонарушении от 21.01.2011. ОРГ 1 считает постановление незаконным, поскольку оно нарушает права общества и незаконно возлагает на общество обязанности по уплате административного штрафа.

В ОРГ 1 созданы и функционируют две профсоюзные организации -профсоюз работников аффинажного производства и первичная профсоюзная организация ОРГ 3. 25.01.2010 профсоюз работников аффинажного производства обратился к администрации общества с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке проекта и заключению коллективного договора на 2011-2013 годы (письмо за исх № 36-ис от 25.11.2010, получено 25.11.2010 вх. № 8966). В этот же день первичная профсоюзная организация ОРГ 3 обратилась с такой же инициативой (письмо за исх. № 16-11-10 от 25.11.2010, получено 25.11.2010 вх. № 90004).

В соответствии со ст. 37 ТК РФ, ст.2 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», 01.12.2010 в адрес обеих профсоюзных организаций направлены письма с предложением о предоставлении документов, подтверждающих полномочия лиц, участвующих в коллективных переговорах (письма от 01.12.2010 за исх. № 80-69/8337, № 80-69/8339). Так как данные бухгалтерии общества о численности первичной профсоюзной организации ОРГ 3 не совпали с данными, предоставленными профсоюзом, в вышеназванном письме руководству профсоюза было предложено подтвердить с соблюдением правил конфиденциальности персональных данных сведения о 217 членах профсоюза. Статьей 37 ТК РФ также установлено, что стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Однако 03.12.2010 профсоюзная организация ГМПР направила в адрес общества письмо № 03-12-10, в котором отказалась предоставлять какую-либо информацию по данному поводу. Исполняя требования действующего законодательства общество 02.12.2010 направило в адрес обеих профсоюзных организаций письмо, в котором им было предложено создать единый представительный орган, поскольку отсутствуют достоверные сведения о том, что какая-либо их данных организаций объединяет более половины работников. Кроме того, согласно ст. 36 ТК РФ, в указанном письме были перечислены представители работодателя, уполномоченные принимать участие в работе комиссии по ведению коллективных переговоров.

В соответствии со ст.36 ТК РФ представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Таким образом, ОРГ 1 выполнило требования действующего законодательства, а именно - в семидневный срок вступило в переговоры с обеими профсоюзными организациями, направив им письмо, соответствующее требованиям ст. 36 ТК РФ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий (предложение о проведении переговоров получено 25.11.2010, ответ направлен 02.12.2010).

В постановлении о назначении административного наказания сделан вывод, что данный ответ в адрес профсоюзной организации был направлен по истечению семи календарных дней - срока, установленного ст.36 ТК РФ для направления такого ответа. Заявитель считает такой вывод не основанным на действующем законодательстве в силу следующего. Общие правила исчисления сроков изложены в статье 14 ТК РФ: течение сроков, с которыми ТК РФ связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено начало возникновения указанных прав и обязанностей; течение сроков, с которыми ТК РФ связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений. Таким образом, указанной статьей порядок исчисления сроков поставлен в зависимость от возникновения или прекращения трудовых прав и обязанностей, которые в силу статьи 16 ТК РФ возникают из трудовых отношений между работником и работодателем на основании трудового договора. Статьей 1 ТК РФ отношения по ведению коллективных переговоров отнесены к отношениям, связанным с трудовыми отношениями. Следовательно, в иных случаях при исчислении срока, то есть периода времени, с которым связываются определенные правовые последствия, необходимо руководствоваться общими правилами исчисления срока, установленными ст. 191 ГК РФ. Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Соответственно, если письма от профсоюзных организаций с предложениями о начале коллективных переговоров поступили заявителю 25.11.2010, то срок, установленный ст.36 ТК РФ, начал течь по правилам ст. 191 ГК РФ с 26.11.2010 и истек 02.12.2010. Письмо заявителя о вступлении в коллективные переговоры было направлено в последний день срока-02.12.2010. Данный вывод поддерживается сложившейся судебной практикой, например, Определением Верховного Суда РФ от 31.08.2007 №6-Г07-7, в котором судом сделан вывод о возможности применения норм ГК РФ об исчислении сроков к отношениям, регулируемым нормами ТК РФ.

Таким образом, нарушений трудового законодательства общество не допустило, следовательно, отсутствует состав административного правонарушения, привлечение общества к административной ответственности является неправомерным. Просит суд отменить постановление от 31.01.2011 и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения.

В судебном заседании представитель ОРГ 1 О.А. Рыжкова (доверенность от 30.12.2010) поддержала требования и доводы, изложенные в жалобе.

Главный государственный инспектор труда В.А. Боронин с жалобой не согласен, полагает, что исчисление срока направления ответа на предложение о начале коллективных переговоров в постановлении от 31.01.2011 определено верно, как указано в ст. 36 ТК РФ, и последним днем этого срока являлась дата - 01.12.2010, а письмо ОРГ 1 в адрес председателя первичной профсоюзной организации - Хорошилова направлено 02.12.2010.

Проверив административный материал, считаю жалобу ОРГ 1 обоснованной и подлежащей удовлетворению.

Статья 5.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за уклонение работодателя от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора.

Главным государственным инспектором труда семидневный срок направления ответа, после получения ОРГ 1 предложения в письменной форме о начале коллективных переговоров от профсоюзной организации, истолкован буквально и исчислялся именно с 25 ноября 2010 года, соответственно последним днем срока определено 1 декабря 2010 года.

Однако в ТК РФ специальный срок, исчисляемый с календарной даты, которой определено возникновение прав и обязанностей, установлен только в абзаце 1 статьи 14, и связан с трудовым договором между работником и работодателем. В остальных случаях действует общее правило исчисления начала срока, определенного периодом времени, течение которого начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (ст. 191 ГК РФ). Поэтому в данном случае последним днем такого срока являлась дата 2 декабря 2010 года, а не 1 декабря 2010 года. Соответственно заявителем жалобы предусмотренный законом срок нарушен не был, событие административного правонарушения отсутствует.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ

Р Е Ш И Л :

Жалобу удовлетворить.

Постановление № 7-3413-10-ОБ/5/5 главного государственного инспектора труда ОРГ 2 в Красноярском крае Боронина Владимира Александровича о привлечении ОРГ 1 к административной ответственности по ст.5.28 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд (административный состав) в течение 10 суток.

Федеральный судья О.А. Литвинов