ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-71/2021 от 11.04.2022 Калининского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

УИД21RS0024-01-2022-000090-68

№ 12-71/2021

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

11 апреля 2022 года г. Чебоксары

Судья Калининского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики Горшкова Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «НПО Экология» Лебедева С.Н. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «НПО Экология»,

установил:

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среда по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ ООО «НПО Экология» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В жалобе, поданной в Калининский районный суд г. Чебоксары, ООО «НПО Экология» просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения, поскольку отсутствует плодородный слой на земельном участке с кадастровым номером 31:030307:26 и загрязнение почв химическими веществами выше ПДК (ОДК). Также в жалобе указано на несоответствие протоколов отбора проб отходов и почвы, протоколов КХА и токсичности почвы и отходов по форме и содержанию действующим НПА;

- результаты анализа не достоверны, поскольку результаты исследований проб почв с названного земельного участка показали, что содержание тяжелых металлов в почвах не превышает величины ОДК (ПДК) в исследованных пробах, коэффициент концентрации относительно ПДК (ОДК) - менее 1;

- вывод в экспертном заключении от ДД.ММ.ГГГГ о превышении концентрации загрязняющих веществ (азот нитритный, нефтепродукты, хром), нормативов качества окружающей среды почв по следующим загрязняющим (химическим) веществам: сере, азоту нитритному, нефтепродуктам, органическим веществам, хрому, ошибочен и необоснован;

- при отборе проб почв нарушены требования ГОСТ 17.4.3.01-2017, ГОСТ 17.4.4.02-2017, в связи с чем результаты анализов проб отходов и проб почвы не достоверны;

- экспертное заключение филиала «ЦЛАТИ по Чувашской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» от ДД.ММ.ГГГГ не может быть принято к рассмотрению как доказательство ввиду несоответствия даты отбора;

- выполненный расчет вреда, причиненного ООО «НПО Экология» в результате уничтожения плодородного слоя почвы, в размере 26 906 360 рублей не обоснован.

В судебном заседании представители ООО «НПО Экология» Лебедев С.Н., Филиппова Е.В. жалобу поддержали, просили суд производство по делу по ч.6 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «НПО Экология» прекратить по доводам, изложенным в жалобе.

Представители Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике Владимирова О.Г., Кочкомазова О.С. просили постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среда по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а жалобу ООО «НПО Экология» без удовлетворения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав законных представителей ООО «НПО Экология», представителей Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике, прихожу к следующему.

В соответствии с требованиями ч. 2 и 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются, на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Частью 4 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Действия (бездействие), предусмотренные частью 4 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут привлечение к административной ответственности по части 6 статьи 8.2 КоАП РФ и наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до семисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов настоящего дела, основным видом деятельности ООО «НПО Экология» является деятельность по сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации отходов I-V классов опасности.

Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 2 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 данной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Из пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе иного соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Согласно ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В силу положений ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об отходах производства и потребления» установлены требования к объектам размещения отходов.

Как указывалось выше, ООО «НПО Экология» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации отходов I-V классов опасности на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, выданной Управлением Росприроднадзора по Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ

ООО «НПО Экология» эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду: земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты>) по адресу: <адрес>А, на котором осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов производства и потребления на основании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению неопасных и опасных отходов.

ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования должностными лицами Волжско-Камского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с участием Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры, прокуратуры Калининского района Чувашской Республики осуществлено вскрытие грунта с использованием экскаватора в северной части производственной территории глубиной вскрытия от 1,5 - 2,9 м, с общей площадью вскрытого земельного участка в 2069.27кв.м, в результате которого обнаружены следующие виды отходов: металлические бочки, тара из под ЛКМ, ПЭТ канистры с неизвестностью жидкостью, бетонные плиты с металлическими прутьями, бой бетона, горелая земля, отходы резины, автомобильные шины, стеклянные бутылки (как пустые, так и герметично закупоренные заводскими крышками) с неизвестной жидкостью и порошком, автомобильные фильтры масляные, бой кирпича, упаковка полиэтиленовая, мешки полиэтиленовые, деталь автомобильная из алюминия и олова в смеси, ПЭТ бутылка из-под сливок пустая (дата производства ДД.ММ.ГГГГ со сроком ДД.ММ.ГГГГ); тара из-под монтажной пены (дата выпуска ДД.ММ.ГГГГ), упаковки от смеси сухой строительной (ГОСТ 31357-2007), фильтрующий материал для очистки воды в бумажных мешках; полиэтиленовая пленка в рулоне, кроме этого в большом количестве лекарственные препараты в заводской упаковке в виде таблеток, ампул, спреев, свечей, сухих смесей, трубки от капельниц, шприцы одноразовые, пробирки для забора крови, содержащие биоматериал. На поверхности земли обнаружены металлические каркасы, изоляция проводов, оконные рамы, бой кирпича.

По результатам произведенного в эти же дни специалистами филиала «ЦЛАТИ по Чувашской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» в северной части земельного участка с кадастровым номером отборами проб отходов и почвы установлено, что размешенные отходы на вышеуказанной производственной площадке относятся к III, IV, V классу опасности для окружающей среды (заключение экспертной организации от ДД.ММ.ГГГГ; заключения по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от ДД.ММ.ГГГГ к протоколам №), установлено превышения нормативов качества окружающей среды для почв и фоном по следующим загрязняющим (химическим) веществам: сере, азоту нитритному, нефтепродуктам, органическим веществам, хрому.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в результате несанкционированного размещения отходов на производственной площадке ООО «НПО «Экология» причинен вред почве, как объекту охраны окружающей среды.

На основании полученных результатов отбора проб почвы и в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, произведен расчет размера вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, который составил 26 906 360 рублей в результате уничтожения плодородного слоя почвы.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра производственной площадки сотрудниками Общества производился сбор обнаруженных отходов в металлические контейнеры, установленные на указанной площадке.

Приведенные обстоятельства явились основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «НПО «Экология» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения общества постановлением должностного лица административного органа от ДД.ММ.ГГГГ к административной ответственности, предусмотренной названной нормой.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: определением от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; протоколами осмотра территорий, помещений и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ с фотоматериалами, расчетом вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды вследствие несанкционированного размещения отходов от ДД.ММ.ГГГГ; протоколами отбора проб (почвы, отходы, донные отложения) от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ; протоколами токсичности отхода -Г, -Г, -Г, -Г, -Г, -Г, протоколами -Г, -Г, -Г, -Г, -Г, -Г, -Г, -Г от ДД.ММ.ГГГГ; протоколами количественного химического анализа отходов от ДД.ММ.ГГГГ; заключением экспертной организации по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от ДД.ММ.ГГГГ и иными собранными по делу доказательствами.

Оценка должностным лицом имеющихся доказательств по делу произведена в соответствии с требованиями, установленными статьей 26.11 КоАП Российской Федерации.

При названных обстоятельствах прихожу к выводу о доказанности материалами дела факта совершения ООО «НПО Экология» административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 8.2 КоАП РФ, признав выводы должностного лица о наличии в деянии общества состава вмененного административного правонарушения законными и обоснованными.

Совокупность установленных должностным лицом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования материалов дела. При этом материалы дела позволили должностному лицу сделать вывод о том, что ООО «НПО Экология» не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Деяние общества правильно квалифицировано по части 6 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Доводы ООО «НПО «Экология» о том, что указанный земельный участок до передачи обществу находился во владении иных лиц, использовался для захоронения отходов, в связи с чем был загрязнен третьими лицами не состоятельны, поскольку как следует из материалов дела при вскрытии на земельном участке почвы на глубину 1,5-2,9 метра обнаружены ПЭТ бутылка из-под сливок пустая (дата производства ДД.ММ.ГГГГ со сроком ДД.ММ.ГГГГ); тара из-под монтажной пены (дата выпуска ДД.ММ.ГГГГ), лекарственные препараты в заводской упаковке и маркировкой со сроком годности до сентября 2018 года и др.

Доводы относительно отсутствия плодородного слоя почвы так же опровергаются протоколом количественного химического анализа почвы -Г от ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы ООО «НПО «Экология» о том, что протоколы отбора проб отходов, почвы составлены с нарушениями не состоятельны, поскольку отбор проведен аккредитованными испытательными лабораториями филиала «ЦЛАТИ по Чувашской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ» по ПФО, который был привлечен Волжско-Камским межрегиональным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ПАО «Химпром», привлеченным по инициативе ООО «НПО «Экология», процедура отбора проб полностью зафиксирована в протоколах, оснований не доверять правильности составления протокола не имеется. Кроме того, отборы проб были осуществлены с участием представителя ООО «НПО «Экология» Лебедева С.Н., который в указанных протоколах расписался без каких-либо замечаний.

Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки должностным лицом, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного по делу в отношении ООО «НПО «Экология» постановления.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено обществу с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса.

Должностным лицом при определении наказания учтено, что ранее ООО «НПО «Экология» постановлением от ДД.ММ.ГГГГ было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, что расценено должностным лицом обстоятельством, отягчающим административную ответственность

Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого постановления в ходе рассмотрения жалобы ООО «НПО «Экология» не установлено.

Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан, Республике Марий Эл и Чувашской Республике от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «НПО Экология» оставить без изменения, а жалобу директора ООО «НПО Экология» Лебедева С.Н. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Чебоксары.

Судья Н.И. Горшкова

Мотивированное решение составлено 11 апреля 2022 года

Решение15.04.2022