14RS0035-01-2023-008788-63
Дело №12-731/2023
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
город Якутск 14 июля 2023 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Захарова Е.В.,
с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Бердюгиной А.А., представителя Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) Орловой О.О., начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Российской Федерации Шульженко М.А.,
рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу представителя министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. по доверенности Бердюгиной А.А. на постановление заместителя руководителя Управления федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) Березкиной Л.Г. №5-569/2023 от 19 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой Ирины Павловны,
установил:
07 марта 2023 года заместителем прокурора Республики Саха (Якутия) вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой Ирины Павловны.
Постановлением заместителя руководителя Управления федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) Березкиной Л.Г. от 19 июня 2023 года №5-569/2023 министр образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимова И.П. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Министр образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимова И.П., не согласившись с указанным постановлением, обратилась в суд с жалобой, просила данное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
В обоснование жалобы указала, что министр образования и науки Республики Саха (Якутия) не является должностным лицом финансового органа, главным распорядителем или получателем средств бюджета, в связи с чем не является субъектом правонарушения, установленного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применение ответственности по данной статье в отношении министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. незаконно. Полагает, что главным распорядителем бюджетных средств является Министерство строительства Республики Саха (Якутия). Согласно подпункту 76 пункта 3.1 Положения о Министерстве строительства Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) №11 от 13 января 2022 года, Министерство строительства Республики Саха (Якутия) осуществляет координацию в сфере капитального строительства (реконструкции) социальных объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия) и комплексного капитального ремонта социальных объектов государственной собственности Республики Саха (Якутия). Государственным заказчиком является государственное казенное учреждение «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)», так как государственный контракт на строительство объекта «Школа на 450 учащихся в с. Борогонцы Усть-Алданского улуса» заключен с государственным казенным учреждением Республики Саха (Якутия) «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)», подведомственным учреждением Министерства строительства Республики Саха (Якутия). Факт представления отчетности Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) согласно условиям соглашения от 24 декабря 2021 года №073-09-2022-582 не оспаривается. Согласно отчету о достижении значений результатов использования субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения, подписанного министром образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. на 01 января 2023 года, федеральные средства по соглашению между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2021 года №073-09-2022-582, освоены в полном объеме, и тем самым отклонений от планового значения по созданию новых мест в общеобразовательных организациях не допущено. Считает, что административным органом вопреки нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях субъект административного правонарушения установлен на основании возложенной по соглашению от 24 декабря 2021 года №073-09-2022-582 обязанности по представлению отчетности в Министерство просвещения Российской Федерации. Представление недостоверного отчета о достижении значений результатов использования субсидии по состоянию на 01 января 2023 года не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Полагает, что вина министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. отсутствует и не доказана. Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) не является стороной соглашения №073-09-2022-582, заключенного 24 декабря 2021 года между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия). Возложение на министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. публично-правовой ответственности за результаты реализации мероприятий, исполнение которых не зависело от действий министерства, и по которым ответственными исполнителями назначены иные органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия), незаконно. В силу вышеизложенного заявитель полагает, что Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) не является ответственным органом, на которое возлагаются функции по исполнению названного соглашения от 24 декабря 2021 года №073-09-2022-582.
В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Бердюгина А.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила отменить постановление и прекратить производство по делу, так как министр образования и науки Республики Саха (Якутия) является ненадлежащим субъектом по делу, суду пояснила, что ввиду отсутствия виновных действий и состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление от 19 июня 2023 года №5-569/2023 является необоснованным.
Представитель Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) Орлова О.О. в судебном заседании с доводами, изложенными в жалобе на постановление и доводами представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Бердюгиной А.А. не согласилась, просила суд оставить обжалуемое постановление без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, при этом пояснила, что все доводы представителя привлекаемого лица являлись предметом рассмотрения административного органа, и им всем дана надлежащая оценка в обжалуемом постановлении. Кроме того, в отчете во исполнение соглашения от 24 декабря 2021 года №073-09-2022-582 имеется подпись министра Любимовой И.П., указала, что субъект правонарушения определен верно. Указала, что вина Любимовой И.П. доказана, так как именно министр управляет и координирует всю деятельность подконтрольного ему министерства. Факт представления отчетности не оспаривался.
Начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Российской Федерации Шульженко М.А. в судебном заседании просил оставить жалобу без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела в полном объеме, а также доводы, изложенные в жалобе, судья приходит к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее его рассмотрение в соответствии с законом (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Республики Саха (Якутия) проведена проверка по факту нарушения бюджетного законодательства в ходе реализации национального проекта «Образование». По результатам проверки, 07 марта 2023 года заместителем прокурора Республики Саха (Якутия) старшим советником юстиции Трухиным А.С. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой Ирины Павловны. Правонарушение выразилось в нарушении финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: Любимова И.П., являясь должностным лицом, уполномоченным на совершение организационно-распорядительных функций, не обеспечила исполнение Министерством условий предоставления межбюджетных трансфертов, выделенных из федерального бюджета соглашением от 24 декабря 2021 года №073-09-2022-582, заключенного между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия).
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы России Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В силу положений ст. 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на основании заключенных соглашений.
На основании абзаца 1 части 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» на территории региона осуществляется реализация проекта «Образование».
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительству Российской Федерации поставлена задача в 2024 году обеспечить создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней (абзац пятый подпункта «б» пункта 5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года №1642 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие образования».
В приложении №3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» установлены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализаций государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Согласно пункту 2 Правил №1642 субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ, которые включают в себя мероприятия, в том числе: модернизация инфраструктуры общего образования (строительство зданий (пристрой к зданиям) общеобразовательных организаций, приобретение (выкуп) зданий общеобразовательных организаций, проведение капитального ремонта, реконструкция), возврат в систему общего образования зданий, используемых не по назначению, приобретение (выкуп) зданий общеобразовательных; организаций, в том числе оснащение новых мест в общеобразовательных организациях средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
24 декабря 2021 года между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Саха (Якутия) на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию создания в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской федерации «Развитие образования» №073-09-2022-582. Данным соглашением из федерального бюджета в 2022-2024 годах бюджету Республики Саха (Якутия) были предоставлены субсидии на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию создания новых мест в общеобразовательных организациях.
Пунктом 3.1 соглашения от 24 декабря 2021 года №073-09-2022-582 определено, что субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на финансовый год.
В соответствии с пунктом 3.2 соглашения от 24 декабря 2021 года №073-09-2022-582 одним из условием предоставления субсидии является наличие правового акта Республики Саха (Якутия) об утверждении в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации перечня мероприятий (объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия.
Государственной программой Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия)», утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 июля 2022 года №474, в 2022 году предусматриваются мероприятия по созданию новых мест в общеобразовательных организациях – 450 мест в селе Борогонцы Усть-Алданского улуса.
В целях реализации государственных программ между государственным казенным учреждением Республики Саха (Якутия) «Служба государственного заказчика Республики Саха (Якутия)» и обществом с ограниченной ответственностью «РусСтрой-89» заключен государственный контракт от 20 апреля 2021 года №0816500000621002833 на выполнение строительно-монтажных работ на объекте «Школа на 450 учащихся в селе Борогонцы Усть-Алданского района», срок окончания выполнения работ установлен до 20 декабря 2022 года с приемкой выполненных работ по акту приемки (пункт 5.2 контракта).
Пунктом 6.1.1 соглашения от 24 декабря 2021 года №073-09-2022-582 установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны субъекта возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) указанного соглашения и представлению отчетности, является Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия).
Пунктом 4.3.5 соглашения от 24 декабря 2021 года №073-09-2022-582 следует, что субъект обязуется обеспечивать представление в Министерство в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» отчеты о (об): расходах бюджета Республики Саха (Якутия), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, по форме согласно приложению №3 к настоящему соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом; достижении значений результатов использования субсидии по форме согласно приложению №4 к настоящему соглашению, являющемуся его неотъемлемой частью ежегодные отчеты – не позднее 20 рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом, ежегодные уточненные отчеты – не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным годом.
Согласно отчету министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. на 01 января 2023 года в 2022 году отклонений от планового значения по созданию новых мест в общеобразовательных организациях не допущено.
Между тем строительно-монтажная работа на объекте «Школа на 450 учащихся в селе Борогонцы Усть-Алданского района» по государственному контракту от 20 апреля 2021 года №0816500000621002833 в установленный срок 20 декабря 2022 года не завершена, объект в эксплуатацию не введен, средства республиканского бюджета в размере 81 миллион рублей не освоены, дополнительное соглашение к контракту о внесении изменений в график выполнения строительно-монтажных работ не заключалось, перенос срока ввода объекта в эксплуатацию с Министерством просвещения Российской Федерации не согласовывался.
При таких обстоятельствах отчет о достижении значений результатов на 01 января 2023 год, подписанный министром образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. от 03 февраля 2023 года содержит недостоверные сведения и направлен по истечении установленного соглашением срока.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем руководителя Управления федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) Березкиной Л.Г. постановления №5-569/2023 от 19 июня 2023 года о привлечении должностного лица – министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признавая министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимову И.П. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) признала установленным и исходила из того, что в связи с ненадлежащим исполнением министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. своих должностных обязанностей допущено нарушение порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансферов.
Факт совершения Любимовой И.П. административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по данному делу доказательствами, которые исследованы должностным лицом при рассмотрении дела с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Данные доказательства получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются последовательными и согласуются между собой, их достоверность и допустимость проверены, обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение содержащиеся в них сведения, не имеется.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель руководителя Управления федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) Березкина Л.Г. обоснованно признала министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимову И.П. виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дав ее действиям верную юридическую квалификацию.
При рассмотрении заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) Березкиной Л.Г. правильно определены юридически значимые обстоятельства. Изложенные в обжалуемом постановлении выводы о наличии события правонарушения и виновности министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. мотивированы, не соглашаться с ними оснований не имеется.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что действия должностного лица - министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и полагает обоснованным вывод заместителя руководителя Управления федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) Березкиной Л.Г. о том, что должностным лицом - министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. не соблюдены требования пункта 1 статьи 130, 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4.3.5 соглашения №073-09-2022-582 от 24 декабря 2021 года, пункта 45 Правил, что привело к нарушению условий расходования межбюджетных трансферов, то есть, совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные в жалобе доводы не исключают наличие в действиях министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. объективной и субъективной сторон состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) Березкиной Л.Г.
Доводы жалобы о том, что министр образования и науки Республики Саха (Якутия) не является должностным лицом финансового органа, главным распорядителем или получателем средств бюджета, в связи с чем не является субъектом правонарушения, установленного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются несостоятельными и опровергаются положениями пунктов 4.3.5, 6.1.1 соглашения №073-09-2022-582 от 24 декабря 2021 года, пункта 45 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», согласно которым ответственность за достоверность представляемых в Министерство просвещения Российской Федерации сведений и соблюдение условий, предусмотренных настоящими Правилами и соглашением, возлагается на уполномоченный орган, которым является Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования» (далее Правила).
По материалам дела установлено, что отчет о достижении значений результатов по состоянию на 1 января 2023 года, подписанный министром образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. от 3 февраля 2023 года является недостоверным и направлен по истечении установленного соглашением срока. В целом данное обстоятельство и сам факт выявленного нарушения представитель привлекаемого лица Бердюгина А.А. не оспаривает, настаивая на отсутствии вины министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. в данном нарушении и отсутствии у нее возможности как либо повлиять на предотвращение, устранение и недопущение выявленного нарушения.
Между тем вина министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. заключается в том, что ею должным образом не организована работа вверенного министерства по своевременному направлению и достоверности отчета о расходах, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия по указанному соглашению.
С утверждением о недопустимости возложения на министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. публично-правовой ответственности за результаты реализации мероприятий, исполнение которых не зависело от действий министерства, и по которым ответственными исполнителями назначены иные органы исполнительной власти Республики Саха (Якутия) также нельзя согласиться, поскольку предоставление такого отчета в силу указанных актов было возложено на министерство и является элементом осуществления контроля за выполнением заключенного соглашения №073-09-2022-582 от 24 декабря 2021 года.
В силу приведенных выше нормативных правовых актов именно на министра образования и науки Республики Саха (Якутия) возложена обязанность и ответственность по исполнению соглашений о предоставлении субсидий.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по малозначительности совершенного правонарушения не усматривается, поскольку допущенное административное правонарушение посягает на установленный порядок предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, в том числе на эффективное использование средств бюджетов, обеспечение гласности и прозрачности в сфере предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере. Нарушение требований законодательства при расходовании межбюджетных трансфертов умаляет авторитет государственных органов, нарушает интересы государства и права граждан.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, по существу направлены на переоценку установленных должностным лицом обстоятельств. Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным обстоятельств правовым основанием к отмене постановления не является.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях следует понимать лицо, постоянно, временно, или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно- хозяйственные функции.
В соответствии с пунктом 5.1 Положения о Министерстве образования и науки Республики Саха (Якутия) и его коллегии, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31 мая 2022 года № 316 «Об утверждении положений о Министерстве образования и науки Республики Саха (Якутия) и его коллегии», Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Республики Саха (Якутия).
Согласно п. 5.3.1 Положения министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление своих функций.
Согласно п. 6.1 Положения, Министерство в лице министра несет ответственность за эффективное и целевое использование выделенных бюджетных средств; реализацию федеральных и республиканских законодательных актов, правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Главы Республики Саха (Якутия), Правительства Республики Саха (Якутия) в области образования и науки; достоверность информации, предоставляемой Главе Республики Саха (Якутия), в Правительство Республики Саха (Якутия), Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), федеральные и республиканские органы государственной власти; достоверность и своевременное представление установленной отчетности; соблюдение установленных правил работы с документами.
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2021 года №2208 «О министре образования и науки Республики Саха (Якутия)» министром образования и науки Республики Саха (Якутия) назначена Любимова Ирина Павловна.
Отчеты о расходах, отчет о показателях результативности в целях софинансирования, которых предоставлена субсидия по состоянию на 01 января 2023 года подписаны министром, что подтверждается электронной подписью Любимовой И.П.
При таких обстоятельствах дела, Любимова И.П., как министр образования и науки Республики Саха (Якутия), несет ответственность за своевременное предоставление соответствующих отчетов.
Таким образом, субъект административного правонарушения должностным лицом определен верно.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения в действиях Любимовой И.П., своего подтверждения не нашли. Они объективно опровергается совокупностью собранных по делу доказательств, согласно которым Любимовой И.П., в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей, допущено нарушение порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансферов.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемого судебного акта. Переоценка собранных по делу доказательств не является основанием для удовлетворения жалобы.
Порядок и срок давности привлечения министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении наказания заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) Березкиной Л.Г. учтены фактические обстоятельства дела, данные о личности виновной, а также характер совершенного административного правонарушения.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Доводы защитника о том, что имеются основания для прекращения производства по делу, не являются обоснованными.
Каких-либо оснований для изменения назначенного министру образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. наказания не имеется.
Таким образом, исходя из анализа примененных норм законодательства, учитывая все имеющиеся в материалах административного дела доказательства, суд находит жалобу министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой И.П. необоснованной и подлежащей оставлению без удовлетворения, а обжалуемое постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) Березкиной Л.Г. от 19 июня 2023 года подлежащим оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
Постановление заместителя руководителя Управления федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) Березкиной Л.Г. №5-569/2023 от 19 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Любимовой Ирины Павловны оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья п/п Е.В. Захарова
Копия верна
Судья Е.В. Захарова
Решение изготовлено 21 июля 2023 года.