ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-76/2021 от 22.04.2021 Торжокского городского суда (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном

правонарушении

г. Торжок 22 апреля 2021 года

Судья Торжокского межрайонного суда Тверской области ФИО1, с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, председателя Собрания депутатов Торжокского района ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка № 59 Тверской области от 17 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 КоАП РФ, в отношении ФИО2,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 59 Тверской области от 17 февраля 2021 года (резолютивная часть объявлена 15 февраля 2021 года) ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 400 рублей.

Не согласившись с постановлением, ФИО2 обратился в суд с жалобой на данное постановление, в которой он просит его отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении.

В обоснование доводов жалобы указано, что ПФР привлекает ФИО2 к административной ответственности как председателя Собрания депутатов Торжокского района шестого созыва, поскольку считает, что Собранием депутатов неверно поданы сведения в отчете СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении стажа председателя Собрания депутатов пятого созыва ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения о стаже в органы Пенсионного фонда России по месту регистрации. Отчетность представляется по форме СЗВ-СТАЖ.

При реализации указанной нормы под работающими гражданами понимаются лица, указанные в ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Ни к одной из перечисленных категорий депутаты местного самоуправления, выполняющие свои обязанности на непостоянной основе, включая председателя Собрания депутатов Торжокского района, не относятся.

При этом Собрание депутатов Торжокского района является представительным органом жителей муниципального образования «Торжокский район», состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при голосовании сроком на 5 лет. Председатель и депутаты Собрания депутатов Торжокского района исполняют свои обязанности на добровольной основе согласно п. 8 ст. 25, п. 2 ст. 29 Устава МО «Торжокский район». Каких-либо компенсаций за свою деятельность, в том числе в 2019, 2020 годах, депутаты, включая председателей Собрания депутатов пятого и шестого созывов, не получали, страховых взносов не начислялось. Трудовые, гражданско-правовые, иные договоры с депутатами, включая председателей Собрания депутатов, Собрание депутатов не заключало. В связи с этим трудовая функция у депутатов, включая депутата, исполняющего обязанности председателей Собрания депутатов, отсутствует.

Отчет СЗВ-СТАЖ содержит в себе сведения о страховом стаже застрахованных лиц. Однако у Собрания депутатов Торжокского района в 2019 году отсутствовали застрахованные лица, поэтому отсутствовала и обязанность сдавать отчетность по данной форме, в том числе председателей Собрания депутатов соответственно 5 и 6 созывов ДД.ММ.ГГГГ и ФИО2 Поэтому правонарушения не было.

В судебном заседании ФИО2 поддержал доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, просил ее удовлетворить.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, начальник УПФР в Торжокском районе Тверской области ФИО3, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, участия в судебном заседании не принял.

Представитель УПФР в Торжокском районе Тверской области ФИО4 в судебном заседании 15.04.2021 пояснила суду, что поскольку Собрание депутатов Торжокского района организовано в форме казенного учреждения, у него как у организации есть руководитель. На основании ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации председатель Собрания депутатов Торжокского района является лицом, осуществляющим трудовую деятельность. В связи с чем возникает обязанность по представлению отчетности. Поскольку в результате проверки установлено, что отчет СЗВ-СТАЖ представлен с искажениями в части периодов работы ДД.ММ.ГГГГ органом пенсионного фонда составлен протокол об административном правонарушении. Также на вопрос суда пояснила, что при отсутствии в организации застрахованных лиц отчетность не сдается.

Изучив жалобу председателя Собрания депутатов Торжокского района ФИО2, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении судья не связан с доводами жалобы, проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что Собрание депутатов Торжокского района является муниципальным казенным учреждением. Лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, является председатель Собрания депутатов Торжокского района ФИО2

Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь представляет сведения о стаже в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации. Установлен срок представления страхователями сведений о стаже за 2019 год - не позднее 2 марта 2020 года (1 марта 2020 года выходной день). Исходные сведения СЗВ-СТАЖ за 2019 год представлены страхователем 06.03.2020 на двух застрахованных лиц.

В результате проверки выявлено, что в исходной форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении ДД.ММ.ГГГГ указан период работы с 01.01.2019 по 30.09.2019. По сведениям органов ДД.ММ.ГГГГ умер ДД.ММ.ГГГГ

Уведомлением об устранении ошибок и несоответствий № 10-15/6119 от 24.07.2020, направленным по почте 24.07.2020, страхователь был поставлен в известность о необходимости устранения в течении пяти рабочих дней с момента получения уведомления имеющихся расхождений в отношении данного застрахованного лица. Уведомление получено страхователем 27.07.2020. Форма СЗВ-КОРР за 2019 год в отношении ДД.ММ.ГГГГ представлена страхователем 28.09.2020 с указанием периода работы с 01.01.2019 по 11.08.2019.

Нарушение ФИО2 совершено 03.03.2020 в 00 часов 00 минут по месту исполнения должностных обязанностей: <...>.

Действия ФИО2 квалифицированы мировым судьей по ст. 15.33.2 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, действовавшей на момент совершения административного правонарушения.

Признавая ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, мировой судья исходил из доказанности его вины в совершении административного правонарушения и отклонил как несостоятельные доводы об отсутствии обязанности сдавать отчетность по форме СЗВ-СТАЖ в УПФ РФ в Торжокском районе.

При этом мировым судьей не учтено следующее.

Статьей 15.33.2 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ) предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрена обязанность страхователя ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы).

Под застрахованными лицами понимаются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ).

Статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» к застрахованным лицам отнесены лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным федеральным законом.

Категории указанных застрахованных лиц приведены данной статье, в том числе к ним отнесены: работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору, а также лиц, получающих страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющихся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье).

Под страхователями, в силу абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, понимаются юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Согласно ст. 22 Устава муниципального образования Тверской области «Торжокский район» (далее - Устав), утвержденным решением Собрания депутатов Торжокского района Тверской области от 16.08.2005 № 42 (в редакции решений Собрания депутатов Торжокского района от 26.08.2008 № 300, от 08.12.2008 № 317, от 25.02.2010 № 50, от 12.08.2011 № 113, от 24.09.2013 № 327, от 30.07.2015 № 48; от 03.04.2018 № 200), органы местного самоуправления муниципального образования Торжокского района, в том числе Собрание депутатов Торжокского района, являются муниципальными казенными учреждениями, подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц.

Как следует из выписки из ЕГРЮЛ Собрание депутатов Торжокского района зарегистрировано в качестве юридического лица в организационно-правовой форме муниципального казенного учреждения.

Таким образом, Собрание депутатов Торжокского района является страхователем в системе обязательного пенсионного страхования.

В силу п. 9 ст. 23 Устава организацию деятельности Собрания депутатов Торжокского района осуществляет председатель Собрания депутатов Торжокского района, избираемый Собранием депутатов из своего состава.

Статье 25 Устава определено, что председатель Собрания депутатов Торжокского района, заместитель председателя Собрания депутатов избираются из состава депутатов путем голосования большинством голосов от установленной численности депутатов на срок полномочия Собрания депутатов Торжокского района соответствующего созыва. Председатель Собрания депутатов осуществляет свои полномочия на непостоянной основе (п. 8). Председатель Собрания депутатов Торжокского района в пределах своих полномочий, установленных Уставом: представляет Собрание депутатов Торжокского района в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени представительного органа; издает в пределах своих полномочий правовые акты; председательствует на заседаниях Собрания депутатов Торжокского района и подписывает протоколы заседания (п. 9). Организационное, правовое, материально-техническое обеспечение деятельности Собрания депутатов Торжокского района осуществляет администрация района (п. 11).

Согласно п. 2 ст. 29 Устава депутаты Собрания депутатов Торжокского района осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. На постоянной основе может осуществлять свои полномочия 1 депутат.

В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора, в том числе в результате избрания на должность.

На основании ст. 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовыми отношениями являются отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

По смыслу приведенных норм трудового права обязательным признаком трудового отношения является выполнении работником трудовой функции за плату.

По смыслу п. 1 ст. 8 и п. 2, 2.1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь представляет в соответствующий орган сведения индивидуального (персонифицированного) учета по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ о каждом работающем у него застрахованном лице, включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Из представленных в деле отчетов по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год и корректирующего отчета СЗВ-КОРР за 2019 год следует, что Собранием депутатов Торжокского района в территориальный орган Пенсионного фонда России представлены сведения о периодах работы председателей Собрания депутатов Торжокского района пятого и шестого созывов ДД.ММ.ГГГГ и ФИО2 с отметкой в графе «Исчисление страхового стажа» - «НЕОПЛ».

Каких-либо доказательств того, что Собранием депутатов Торжокского района в 2019 году производились какие-либо выплаты председателям Собрания депутатов Торжокского района пятого и шестого созывов ДД.ММ.ГГГГ и ФИО2 либо иным лицам, на которые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, в материалах дела не имеется.

Таким образом материалами дела не подтверждено наличие у Собрания депутатов Торжокского района работающих у него в 2019 году застрахованных лиц, включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Следовательно, у Собрания депутатов Торжокского района отсутствовала обязанность по предоставлению отчета по форме СЗВ-СТАЖ за 2019.

При таких обстоятельствах представление формы СЗВ-СТАЖ за 2019 год с некорректными сведениями в отношении периодов работы председателя Собрания депутатов Торжокского района пятого ФИО5, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Жалобу ФИО2 удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 59 Тверской области от 17 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Судья подпись ФИО1

Решение вступило в законную силу

1версия для печатиДело № 12-76/2021 (Решения)