ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-774/2021 от 15.11.2021 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Иркутск 15 ноября 2021 года

Судья Октябрьского районного суда г. Иркутска Сергеева Т.И.,

с участием защитника Булгакова А.В. действующего в интересах юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении АО «Международный Аэропорт Иркутск» по доверенности,

рассмотрев жалобу законного представителя генерального директора АО «Международный Аэропорт Иркутск» С. на постановление мирового судьи судебного участка №1 Октябрьского района г. Иркутска Кушнарева А.А. от 23 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении

АО «Международный Аэропорт Иркутск», (ОГРН 1113850000676,ИНН 3811146038, юридический адрес г. Иркутск, ул. Ширямова, д.13),

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка №1 Октябрьского района г. Иркутска Кушнаревым А.А. 23 августа 2021 года АО «Международный Аэропорт Иркутск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель генеральный директор С. А.О. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. В обоснование жалобы указывает, что постановление по делу об административном правонарушении от 23.08.2021 года в отношении АО «Международный Аэропорт Иркутск» вынесено не законно и подлежит отмене, в связи с неверным применением мировым судом норм материального й процессуального права, а именно: в соответствии п. 52 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи: документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2015 года №286 оператор аэродрома гражданской авиации обеспечивает наличие персонала, ответственного за качество выполнения заявленных (разрешенных) в сфере деятельности работ. Ссылаясь на п. 53 ФАП 286 указывает на то, что количество трудовых ресурсов, задействованных в технологическом процессе не относится к компетенции контролирующих органов и определяется единолично оператором аэродрома. Объем трудовых ресурсов, привлеченных к выполнению поставленной задачи является достаточным, несмотря на отсутствие штатной заполняемости подразделения. АО «Международный Аэропорт Иркутск» контролирует выполнение всех поставленных задач по поддержанию аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов имеющимися трудовыми ресурсами аэродромной службы и не допускает переработки сверх установленного времени работы сотрудниками аэродромной службы. Заявитель считает, что вывод суда, что «в результате значительной штатной неукомплектованности аэродромной службы на иных работников возлагается повышенная трудовая нагрузка, что может отрицательно сказаться на выполнении ими своих функций, касающихся обеспечения безопасности полетов» сделан без всестороннего и полного исследования доказательств и установления фактических обстоятельств рассматриваемого дела, чем нарушен один из принципов осуществления правосудия - всестороннее и полное исследование доказательств. Суд, по мнению заявителя не учел, что имеющиеся в распоряжении АО «Международный Аэропорт Иркутск» трудовые ресурсы аэродромной службы наделены современными методами и технологиями ремонта аэродромного покрытия, современными методами нанесения разметки аэродрома, и современными методами проведения уборки территории аэродрома, что в конечном итоге в значительной мере освобождает физический труд задействованных в технологическом процессе сотрудников и способствует выполнению поставленных задач. Механизация труда, применяемая на предприятии Заявителя, в значительной мере, высвобождает трудовые ресурсы, и приводит к удешевлению труда занятых работников аэродромной службы. Суд не дал правовой оценки доводу представителя АО «Международный Аэропорт Иркутск» об отсутствии заинтересованности соискателей на должность аэропортового рабочего, тогда как вакансии на имеющиеся вакантные места размещены на профильных информационных порталов сети Internet. По мнению АО «Международный Аэропорт Иркутск» объективный факт отсутствия заинтересованности в имеющихся вакансиях на предприятии, является исключающим административную ответственность фактом. Кроме этого, суд не принял во внимание заявленный АО «Международный Аэропорт Иркутск» факт устранения имеющимися трудовыми ресурсами подразделения аэродромной службы, отмеченных в предписании Восточно - Сибирского территориального отдела государственного авиационного надзора, серии ВС №2019.16- АД от 23.08.2019 года, о повреждении участка поверхности искусственного покрытия МС 43 но МС 49, в установленный в Предписании срок, что лишний раз подтверждает надлежащее использование трудовых ресурсов в системном, подходе к выполнению поставленных задач по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Не согласны с выводом суда, что правонарушение не может быть признано малозначительным. Угроза охраняемым законом отношениям отсутствует как таковая. Учитывая вышеизложенное и принимая факт, что сложившаяся в подразделении аэродромной службы АО «Международный Аэропорт Иркутск» с частичной укомплектованностью подразделения остается неизменной, и достаточной для выполнения задач по поддержанию аэродромного поля в постоянной эксплуатационной готовности. АО «Международный Аэропорт Иркутск» считает возможном меру ответственности ограничить устным замечанием, ввиду малозначительности совершенного проступка и не представления общественной опасности из-за неукомплектованности штата подразделения.

В судебное заседание законный представитель АО «Международный Аэропорт Иркутск» С. уведомленный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, не явился. Его явка не признана судом обязательной.

Защитник Булгаков А.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал, суду пояснил, что законность предписания не обжаловали. Однако считают, что объем работ, установленный в акте в полном объеме сделали имеющиеся численностью предприятия. 29.10 2021 года в штатное расписание внесены изменения. На сегодняшний день имеются не заполнены 3 вакансии.

Выслушав защитника, исследовав доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, дополнительно представленные защитником документы, судья приходит к следующим выводам.

Часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

Согласно ч.2 ст. 49 Воздушного кодекса РФ эксплуатацию аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации и их соответствие требованиям федеральных авиационных правил обеспечивает оператор, которым признается лицо, владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.

Требования к оператору аэродрома гражданской авиации, вертодрома гражданской авиации устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Пунктом 52 Федеральных авиационных правил «Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25.09.2015 № 286 оператор аэродрома гражданской авиации обеспечивает наличие персонала, ответственного за качество выполнения заявленных (разрешенных) в сфере деятельности работ.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается.

05.08.2019 года заместителем прокурора Восточно-Сибирской транспортной прокуратуры было выдано требование № 23-38-2019 начальнику Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу с требованием проведения внеплановой проверки АО «Международный аэропорт Иркутск» на основании того, что Восточно-Сибирской транспортной прокуратурой по поручению Генеральной прокуратуры РФ с привлечением специалистов Росавиации и Госавианадзора была проведена проверка объектов АО «Международный Аэропорт Иркутск», в ходе которой выявлены факты неудовлетворительного состояния летного поля аэродрома Иркутск для взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, перрона, что может создать угрозу безопасности, в том числе пассажиров.

На основании распоряжения врио начальника управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу № 432-р от 07.08.2019 года в период с 08.08.2019 года по 23.08.2019 года проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «Международный Аэропорт Иркутск». В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных воздушным законодательством РФ, в том числе оператором аэродрома Иркутск не обеспечивается в полной мере наличие персонала, ответственного за качество выполнения заявленных в сфере деятельности работ по эксплуатационному содержанию аэродрома (штат аэродромной службы укомплектован на 75%. По штату -71 человек, по факту -53.

АО «Международный Аэропорт Иркутск» Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта выдано предписание серия ВС № 2019.16-АД от 23.08.2019 года, в которым предписано в срок до 24.10.2019 года принять меры по устранению вышеуказанного нарушения. Данное предписание получено законным представителем генеральным директором С. 23.08.2019 года, что подтверждается его подписью (л.д.18-20).

Законность данного предписания сомнений не вызывает, поскольку оно вынесено уполномоченным должностным лицом по результатам проверки в ходе которой и были установлены указанные в данном предписании нарушения требований воздушного законодательства.

Предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.

Неотмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный контроль, обязательно для исполнения. Лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.

22.10.2019 года генеральным директором АО «Международный Аэропорт Иркутск» С. был утвержден перспективный план устранения нарушений, выявленных Восточно-Сибирским ТОГАН УГАН НОТБ СФО Ространснадзора при проведении внеплановой проверки в период с 08.08.2019 года по 23.08.2019 года, в котором под п.20 указано, что запланировано привести в соответствие штатное расписание аэродромной службы до мая 2020 года.

08.05.2020 года генеральный директор АО «Международный Аэропорт Иркутск» С. направил должностному лицу письменное ходатайство о продлении исполнения п.1 предписания, ссылаясь на то, что увеличение штата аэродромной службы не представляется возможным ввиду обстановки вызванной распространением коронавируса SARS-CoV-2 и резким снижением объемных показателей, связанных с уменьшением пассажиропотока, как следствие снижением количества самолетовылетов и ухудшением общих экономических показателей предприятия, а также отсутствием прогнозирования сроков окончания пандемии и соответственно невозможностью прогнозирования восстановления объемов авиаперевозок на прежнем уровне (л.д.27), которое было удовлетворено. Срок устранения нарушения, указанного в пункте 1 предписания от 23.08.2019 года было продлено до 28.05.2021 года.

В плане устранения нарушений АО «Международный Аэропорт Иркутск» заместителем начальника управления Восточно-Сибирского территориального отдела государственного авиационного надзора в п.6 (оператором аэродрома Иркутск не обеспечивается в полной мере наличие персонала, ответственного за качество выполнения заявленных в сфере деятельности работ по эксплуатационному содержанию аэродрома (штат аэродромной службы укомплектован на 75%. По штату -71 человек, по факту -53), что не соответствует требованиям п.52 ФАП-286, указано о приведении в соответствие штатное расписание аэродромной службы до 30.05.2020 года.

24 мая 2021 года генеральный директор АО «Международный Аэропорт Иркутск» С. повторно направил должностному лицу письменное ходатайство о продлении исполнения п.1 предписания до 22.12.2021 года, ссылаясь на то, что ведется активный поиск соискателей на должность «аэродромный рабочий», данная вакансия размещена на официальном сайте АО «Международный Аэропорт Иркутск», а также на специализированном сайте ООО «Хэдхантер». До момента полного укомплектования всех штатных единиц по должности» аэродромный рабочий» их обязанности выполняются водительским составом аэродромной службы путем совмещения должности. В связи со сложностью подбора рабочих нужной квалификации и имеющих соответствующий опыт работ, просил продлить срок исполнения предписания (л.д.29-30).

02.06.2021 года начальником Управления (УГАН НОТБ СФО Ространснадзора) Р. было вынесено распоряжение № 224-р о проведении в период с 09.06.2021 года по 30.06.2021 года внеплановой документарной проверки АО «Международный Аэропорт Иркутск». Предметом проверки являлось выполнение АО «Международный Аэропорт Иркутск» п.1 предписания УГАН НОТБ СФО Ространснадзора ВС № 2019.16-АД, срок исполнения которого истек 28.05.2021 года.

По результатам проверки составлен акт проверки от 30.06.2021 года, из которого следует, что выявлены факты невыполнения предписания органов государственного контроля (надзора), а именно п.1 предписания ВС № 2019.16-АД от 23.08.2019, срок устранения которого истек 28.05.2021 года. Копию данного акта генеральный директор АО «Международный Аэропорт Иркутск» С. получил 30.06.2021 год, что подтверждается его подписью в акте.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении АО «Международный Аэропорт Иркутск» 14 июля 2021 года в отношении АО «Международный Аэропорт Иркутск» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также выдано новое предписание. О дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении законный представитель юридического лица С. уведомлен надлежащим образом. Протокол об административном правонарушении составлен с участием представителя Булгакова А.В.

Должностным лицом был установлен разумный срок для выполнения предписания, который продлевался по заявлению законного представителя АО «Международный Аэропорт Иркутск». Однако исполнен не был.

Фактические обстоятельства совершенного АО «Международный Аэропорт Иркутск» административного правонарушения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 4211340034-01 от 14.07.2021 года; актом проверки №2021-224 от 30.06.2021, письмом заместителя начальника управления П. от 12.05.2021 года о продлении срока исполнения предписания до 28.05.2021. выпиской из ЕГРЮЛ, и другими материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Материалы дела согласуются между собой, поэтому доказательства, на основании которых мировым судьей был сделан вывод о виновности АО «Международный Аэропорт Иркутск», являются достоверными.

Каких-либо нарушений закона, влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении, при получении имеющихся в деле доказательств, не усматривается и этим доказательствам дана надлежащая оценка в обжалуемом постановлении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований сомневаться в правильности этой оценки не имеется, поскольку все доказательства, имеющиеся в материалах дела, были оценены мировым судьей, в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы генерального директора С. о том, что количество трудовых ресурсов, задействованных в технологическом процессе не относится к компетенции контролирующих органов и определяется единолично оператором аэродрома. Объем трудовых ресурсов, привлеченных к выполнению поставленной задачи является достаточным, несмотря на отсутствие штатной заполняемости подразделения. АО «Международный Аэропорт Иркутск» контролирует выполнение всех поставленных задач по поддержанию аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов имеющимися трудовыми ресурсами аэродромной службы и не допускает переработки сверх установленного времени работы сотрудниками аэродромной службы, не влияют на выводы мирового судьи о виновности АО «Международный Аэропорт Иркутск» и не опровергают установленных судом юридически значимых обстоятельств дела. Доводы защитника о том, что имеющаяся фактическая штатная численность аэродромной службы позволяет решать все стоящие перед ней задачи, не состоятельна, поскольку первоначальная проверка была проведена по поручению органов прокуратуры, в связи с выявлением фактов неудовлетворительного состояния летного поля аэродрома Иркутск для взлета, посадки, руления, стоянки воздушных судов, перрона, что может создать угрозу безопасности, в том числе пассажиров.

Доводы о том, что сложившаяся на рынке труда ситуация не позволяет принять работников по имеющимся вакансиям, не освобождает Общество от исполнения предписания и выполнения принятых на себя обязательств в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ, а также Федеральными авиационными Правилами, утвержденными Приказом Министерства транспорта РФ от 25.09.2015 года № 286. Кроме того, первое предписание было выдано 23.08.2019 года, однако до настоящего времени не исполнено, что позволяет суду прийти к выводу о том, что АО «Международный Аэропорт Иркутск», не в полной мере приняло всё зависящее от них, с целью выполнения предписания.

Ссылка на факт устранения имеющимися трудовыми ресурсами подразделения аэродромной службы, отмеченных в предписании Восточно - Сибирского территориального отдела государственного авиационного надзора, серии ВС №2019.16- АД от 23.08.2019 года, о повреждении участка поверхности искусственного покрытия МС 43 но МС 49, в установленный в Предписании срок, не вменялась Обществу, как неисполнение предписания, в связи с чем является не состоятельной.

Доказательства, свидетельствующие об отсутствии у АО «Международный Аэропорт Иркутск», реальной возможности для выполнения предписания административного органа в установленный срок, в материалах дела отсутствуют, автором жалобы не представлены. Имеющиеся в материалах дела скриншоты объявлений о наличии вакантных должностей аэродромный рабочий, не свидетельствуют о принятии Обществом всех мер с целью выполнения предписания в установленный срок.

Акт проверки аэродрома Иркутск от 01.2019 года, а также копии приказов № №036 и 037 от 01.10.2021 года о внесении изменений в штатное расписание, а именно о сокращении должностей аэродромный рабочий не свидетельствует об отсутствии в действиях Общества вмененного состава административного правонарушения, поскольку вакансии были сокращены уже после установленного срока в предписании, кроме того, имеющиеся вакансии аэродромный рабочий в количестве 5 единиц остались не неукомплектованными, а предписание не исполненным.

Довод, что отсутствие заинтересованности в имеющихся вакансиях на предприятии, является исключающим административную ответственность фактом, суд считает необоснованным, поскольку предписание Обществом не оспаривалось, было принято к исполнению и Обществом должны были быть приняты все зависящие от него меры к его исполнению.

Доводы о том, что трудовые ресурсы аэродромной службы наделены современными методами и технологиями ремонта аэродромного покрытия, современными методами нанесения разметки аэродрома, и современными методами проведения уборки территории аэродрома, что в конечном итоге в значительной мере освобождает физический труд задействованных в технологическом процессе сотрудников и способствует выполнению поставленных задач, не влияют на законность вынесенного постановления.

Вывод мирового судьи о наличии в действиях АО «Международный Аэропорт Иркутск» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным и соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Таким образом, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, с учетом совокупности имеющихся в деле доказательств, свидетельствующих о виновности АО «Международный Аэропорт Иркутск», считаю, что его вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в невыполнении в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего авиационный надзор, об устранении нарушений законодательства, полностью установлена и бесспорно доказана, а дело об административном правонарушении в отношении АО «Международный Аэропорт Иркутск» рассмотрено в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объективных оснований признать совершенное обществом административное правонарушение малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не усматривается.

Несогласие заявителя с оценкой мировым судьей установленных по делу обстоятельств и толкованием положений действующего законодательства не является правовым основанием к отмене постановления.

При назначении наказания АО «Международный Аэропорт Иркутск» мировой судья в соответствии с требованиями ст. ст. 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учел общие правила назначения административного наказания, характер совершенного правонарушения и назначил ему наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного акта, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не допущено.

При таких обстоятельствах состоявшееся обжалуемое постановление сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного и руководствуясь пп.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №1 Октябрьского района г. Иркутска Кушнарева А.А. от 23 августа 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении АО «Международный Аэропорт Иркутск» оставить без изменения, а жалобу генерального директора С. без удовлетворения.

Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке ст. 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Т.И. Сергеева