ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-77/20 от 08.10.2020 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Милаев И.М. дело № 12-77/2020

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск дело № 7-563/2020 08 октября 2020 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Солопаева Л.М.,

с участием старшего государственного инспектора Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1, защитника ООО»ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Маганова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Стоянова Д.С. на решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 июля 2020 года, принятое по жалобе на вынесенное в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л :

постановлением старшего государственного инспектора Северо-Уральско-го межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 18 февраля 2020 года ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере ста тысяч рублей.

Решением судьи Нижневартовского районного суда от 16 июля 2020 года указанное постановление оставлено без изменения, жалоба защитника ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Григорьевой Л.А. – без удовлетворения.

В жалобе в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры защитник ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Стоянов Д.С. просит решение отменить, поскольку считает, что вина ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» в правонарушении отсутствует и при этом приводит доводы о том, что контрольно-надзорным органом нарушена процедура отбора проб почвы на шламонакопителе (адрес), который с (дата) не эксплуатируется, а обнаруженные на его территории материалы не размещались и не хранились (отходы III класса опасности), поэтому нет события правонарушения. Выводы суда о длящемся характере вменяемого правонарушения не основаны на законе. Кроме того, при производстве по делу допущены существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как протокол об административном правонарушении составлен без участия защитника юридического лица.

Изучив материалы дела, заслушав защитника ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Маганова А.В., старшего государственного инспектора Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1, проверив доводы жалобы, считаю, что решение судьи не подлежит отмене.

В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В илу с частей 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Статья 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает понятия: отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Как следует из материалов дела, ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за размещение отходов, которые согласно заключению ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре от (дата) представленные в виде тары упаковочной, загрязненной нефтепродуктами и отхода неизвестного происхождения, относятся к V классу опасности, буровой шлам - к III классу опасности в шламонакопителе на (адрес) на лесном участке, предоставленном Департаментом природных ресурсов и несырьевого сектор экономики ХМАО-Югры в аренду ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь» на основании договора (номер) от (дата) с целью выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых под объект: <данные изъяты>, имеющий местоположение: (адрес) защитные леса эксплуатационные леса.

Однако, ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» вправе было размещать на объекте размещения отходов <данные изъяты> только шламы буровые при бурении, связанном с добычей сырой нефти, малоопасные (код ФККО 29112001394), отнесенные к IV классу опасности.

Указанное правонарушение выявлено (дата) контрольно-надзорным органом при проведении проверки юридического лица.

Факт совершения ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его виновность подтверждены совокупностью оцененных судом в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Действия ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» верно квалифицированы по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам жалобы право юридического лица на защиту при составлении протокола об административном правонарушении нарушено не было.

Из материалов дела усматривается, что о дате, времени и месте составления протокола ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» извещено заблаговременно надлежащим образом посредством электронной почты (л.д.63-65).

Составление протокола в таком случае без участия его защитника нарушением закона не является.

Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является допустимым доказательством по делу.

Утверждение в жалобе о том, что правонарушение длящимся не является, не заслуживает внимания.

На основании части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования.

В соответствии с частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, что согласуется с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.

Таким образом, правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеет длящийся характер, выражается в длительном непрекращающемся невыполнении предусмотренных законом обязанностей, днем его обнаружения по данному делу считается (дата) и следовательно срок привлечения юридического лица к административной ответственности не истек.

При таких обстоятельствах довод жалобы о том, что шламонакопитель на (адрес) с (дата) ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» не эксплуатируется и на квалификацию совершенного правонарушения не влияет, не может быть принят во внимание в связи с тем, что факт размещения на его территории отходов III, V классов опасности, не относящихся к размещению разрешенных отходов IV класса опасности, является установленным.

Безосновательно утверждение в жалобе о том, что контрольно-надзорным органом нарушена процедура отбора проб вышеуказанных отходов.

Материалами дела подтверждается, что пробы отобраны в соответствии с требованиями «ГОСТа 17.4.3.01-2017. Межгосударственный стандарт. Охрана природы. Почвы. Общие требования к отбору проб", составлены акты отбора проб отходов.

Оснований для признания данных актов недопустимыми доказательствами по делу не имеется.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

В ходе рассмотрения данного дела правила статей 24.1, 26.1, 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены.

При назначении ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» административного наказания требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.

Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы жалобы не могут служить основанием для отмены решения.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л :

решение судьи Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 июля 2020 года, принятое по жалобе на вынесенное в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Стоянова Д.С. – без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры Л.М. Солопаева