Дело №12-77/2021
68RS0015-01-2021-001274-70
РЕШЕНИЕ
г.Моршанск 26 июля 2021 года
Судья Моршанского районного суда Тамбовской области Комарова И.А., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление главного государственного инспектора города Моршанска и Моршанского района Тамбовской области по пожарному надзору № 131 от 03 июня 2021 года о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора города Моршанска и Моршанского района Тамбовской области по пожарному надзору № 131 от 03 июня 2021 года ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление главного государственного инспектора города Моршанска и Моршанского района Тамбовской области по пожарному надзору № 131 от 03 июня 2021 года о ее привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Считает, что нарушения, указанные в постановлении не соответствуют действительности, так как генеральный план города разработан в соответствии со ст.24 Градостроительного кодекса РФ, которая не предусматривает наличие в генеральном плане описание и обоснование положений по проведению мероприятий по пожарной безопасности.
Согласно ст.65 Федерального закона от 22.07.2008 № 123 ФЗ, планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные настоящим Федеральным законом. Описание и обоснование положений, касающихся проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территорий поселений и городских округов, должны входить в пояснительные записки к материалам по обоснованию проектов планировки территорий поселений и городских округов.
Материалы по обоснованию генерального плана г. Моршанска содержат раздел «Требования пожарной безопасности» который предусматривает ссылку на Федеральный закон от 22.07.2008 № 123 ФЗ.
Генеральный план территории городского округа и проект планировки территорий городских округов это два разных документа. Проекта планировки территорий г.Моршанска в комитет градостроительства, архитектуры и благоустройства не имеется в связи с тем, что застройка города производилась до принятия соответствующих нормативных документов.
Кроме того, согласно постановлению в материалах по обоснованию генерального плана городского округа г.Моршанск, отсутствует описание и обоснование положений, касающихся проведения мероприятий по обеспечению противопожарного водоснабжения г.Моршанск. Планировка и застройка территории города осуществляется в соответствии с генеральным планом, не учитывающим требования пожарной безопасности, установленных Федеральным законом от 22.07.2008 года № 123 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в части пожарного водоснабжения.
Однако, в соответствии с ч.2 ст.63 данного закона, первичные меры пожарной безопасности включают в себя: разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения ожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
Материалы по обоснованию генерального плана, в разделе 1.5 содержат сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования, в том числе муниципальной программе «Обеспечение населения комфортным и доступным жильем и коммунальными услугами города Моршанска», утвержденной постановлением администрации г.Моршанска от 30.09.2013 года № 1300, муниципальной программе «Защита населений и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной постановлением администрации г.Моршанска от 1.12.2015 № 1510. Считает, что в ее действиях отсутствуют нарушения требований пожарной безопасности.
В судебном заседании ФИО1 доводы жалобы поддержала, просила постановление главного государственного инспектора города Моршанска и Моршанского района Тамбовской области по пожарному надзору № 131 от 03 июня 2021 года о ее привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Главный государственный инспектор города Моршанска и Моршанского района Тамбовской области по пожарному надзору ФИО2 возражал против доводов жалобы, считал вынесенное постановление законным и обоснованным. При этом пояснил суду, что в июне 2021 года проводилась проверка администрации города Моршанска. В вязи с отсутствием в материалах по обоснованию генерального плана. находящегося в открытом доступе, противопожарных расстояний обеспечивающих не распространение пожара от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений расположенных вне территорий лесничеств <адрес> и мероприятий по обеспечению противопожарного водоснабжения города Моршанска, в отношении председателя комитета градостроительства, архитектуры и благоустройства администрации города-главного архитектора ФИО1 вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, за нарушение требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности совершенные в условиях особого противопожарного режима, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу п.4 ст.6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту - Федеральный закон N 123-ФЗ) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Согласно ст.63 Федерального закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя:
1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;
2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;
3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;
5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;
6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;
8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Согласно ст.65 данного Закона, планировка и застройка территорий поселений и городских округов должны осуществляться в соответствии с генеральными планами поселений и городских округов, учитывающими требования пожарной безопасности, установленные настоящим Федеральным законом. Описание и обоснование положений, касающихся проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территорий поселений и городских округов, должны входить в пояснительные записки к материалам по обоснованию проектов планировки территорий поселений и городских округов.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара:
1) от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений, расположенных:
а) вне территорий лесничеств;
б) на территориях лесничеств;
2) от лесных насаждений вне лесничеств до зданий и сооружений.
Согласно ч. 1 HYPERLINK "garantf1://12061584.684/" ст. 68 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения.
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары (часть 2 указанной статьи).
Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (часть 3 указанной статьи).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на территории Тамбовской области на основании постановления администрации Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ установлен особый противопожарный режим с ДД.ММ.ГГГГ
Распоряжением главы администрации г.Моршанска от ДД.ММ.ГГГГ№-р-л/с ФИО1 переведена на главную должность муниципальной службы председателя комитета градостроительства, архитектуры и благоустройства администрации города- главного архитектора.В соответствии с должностной инструкцией председателя комитета градостроительства, архитектуры и благоустройства администрации города- главного архитектора, утвержденной главой г. Моршанска ДД.ММ.ГГГГ, в ее должностные обязанности входит подготовка и согласование генерального плана городского округа города Моршанска, внесение в него изменений
Постановлением главного государственного инспектора города Моршанска и Моршанского района Тамбовской области по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Согласно постановлению ФИО1 нарушила требования пожарной безопасности, установленные Федеральным законом от 22 июля 2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно:
в материалах по обоснованию генерального плана городского округа города Моршанска Тамбовской области, утвержденного решением Моршанского городского Совета народных депутатов от 31.10.2018 № 645 «Об утверждении генерального плана городского округа город Моршанск Тамбовской области» отсутствуют описания и обоснования положений, касающихся проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территории города Моршанска. Планировка и застройка территорий города Моршанска осуществляется в соответствии с генеральным Планом, не учитывающим требования пожарной безопасности установленные Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в части установления противопожарных расстояний обеспечивающих не распространение пожара от лесных насаждений в лесничествах до зданий и сооружений расположенных вне территорий лесничеств <адрес>
в материалах по обоснованию генерального Плана отсутствуют описания и обоснования положений, касающихся проведения мероприятий по обеспечению противопожарного водоснабжения города Моршанска. Планировка и застройка территорий города Моршанска осуществляется в соответствии с генеральным Планом, не учитывающим требования пожарной безопасности, установленные Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в части противопожарного водоснабжения города Моршанска.
Генеральный план городского округа является одним из документов территориального планирования муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ). При этом территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения; функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (статья 1 ГрК РФ).
Реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (статья 26 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, к которым в том числе относятся автомобильные дороги (статья 1 ГрК РФ). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 статьи 41 ГрК РФ).
Согласно статье 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации и отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории.
Согласно статье 65 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, нарушение которой вменяемся ФИО1, обоснование положений, касающихся проведения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности территорий поселений и городских округов, должны входить в пояснительные записки к материалам по обоснованию проектов планировки территорий поселений и городских округов. При этом необходимости внесения указанных сведений в материалы по обоснованию генерального плана городского округа г.Моршанск Тамбовской области, данная статья не предусматривает.
Статья 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ содержит общие положения по вопросу противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и лесничествами (лесопарками), которые должны обеспечивать нераспространение пожара.
В материалах дела отсутствуют сведения, что ФИО1, как должностным лицом, допущено нарушение вышеназванной нормы федерального закона, поскольку не приведено конкретных зданий и сооружений, при размещении которых органом местного самоуправления нарушены противопожарные расстояния до каких-либо лесничеств (лесопарков).
Согласно пункту 2 статьи 63 Федерального закона N 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
В рамках полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности администрацией города Моршанска ДД.ММ.ГГГГ. утверждена муниципальная программа «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в г.Моршанске на ДД.ММ.ГГГГ годы», предусматривающая финансирование на обеспечение готовности источников противопожарного водоснабжения для забора воды (установку пожарных гидрантов, устройство подъездов, оборудование пирсов) по улицам г.Моршанска, что свидетельствует о выполнении администрацией города мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и водоснабжению г. Моршанска.
Статьей 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность такого лица в совершении административного правонарушения.
Для привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях необходимо установить факт нарушения должностным лицом конкретных требований пожарной безопасности, совершенных в условиях особого противопожарного режима.
Эти обстоятельства устанавливаются доказательствами, предусмотренными частью 2 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые должны содержаться в материалах дела об административном правонарушении.
Однако доказательств нарушения должностным лицом конкретных требований пожарной безопасности, совершенных в условиях особого противопожарного режима, материалы административного дела не содержат и суду не представлены.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, постановление по делу об административном правонарушении от 03 июня 2021 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу ФИО1 на постановление главного государственного инспектора города Моршанска и Моршанского района Тамбовской области по пожарному надзору № 131 от 03 июня 2021 года о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ – удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора города Моршанска и Моршанского района Тамбовской области по пожарному надзору № 131 от 03 июня 2021 года о привлечении к административной ответственности ФИО1 по ч.2 ст.20.4 КоАП РФ, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения (или получения) копии решения в Тамбовский областной суд через Моршанский районный суд.
Судья: И.А.Комарова