РЕШЕНИЕ
2 ноября 2022 года г. Иркутск
Судья Кировского районного суда г. Иркутска Повещенко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела № 12-793/2022 по жалобе генерального директора ООО «ИРКУТСК КАП СТРОЙ» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области ФИО2 № 38/7-5681-22-ОБ/12-18232-И/68-123 от 23 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а отношении ООО «ИРКУТСК КАП СТРОЙ», ИНН <***>, ОГРН <***>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области ФИО2 № 38/7-5681-22-ОБ/12-18232-И/68-123 от 23.08.2022 ООО «ИРКУТСК КАП СТРОЙ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 65 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, ООО «ИРКУТСК КАП СТРОЙ» обратилось в суд с жалобой, в которой законный представитель ФИО1 и защитник Комиссаров Н.Г. просят отменить постановление, находя его незаконным, указывая, что ответственность за несанкционированное появление на объекте и падение 11.03.2022 ФИО11. с крыши многоквартирного дома по адресу: <...> лежит на индивидуальном предпринимателе ФИО10., с которым у генерального подрядчика ООО «ИРКУТСК КАП СТРОЙ» 10.02.2022 заключен договор субподряда.
В судебном заседании ФИО1, защитник Комиссаров Н.Г. доводы жалобы поддержали, просили ее удовлетворить, просили учесть, что в отношении индивидуального предпринимателя ФИО3 12.03.2022 возбуждено уголовное дело по факту падения с крыши при производстве ремонтных работ ФИО4
Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, ФИО2 в судебное заседание при надлежащем уведомлении не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении не просил.
Ранее в судебном заседании ФИО2 возражал доводам жалобы, настаивал на законности постановления, указав, что генеральным подрядчиком не исполнены обязанности, предусмотренные договором № 39/А/2022 от 16.11.2021, заключенным с Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области, в том числе об уведомлении заказчика о привлечении субподрядных организаций с представлением необходимых документов и получении его согласия, ответственным лицом за появление ФИО9 на объекте и его падение с крыши является ООО «ИРКУТСК КАП СТРОЙ».
Выслушав явившихся лиц, рассмотрев доводы жалобы, проверив с учетом требований ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Из буквального толкования диспозиции ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения выражается в нарушении государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса.
В силу ст. 209 Трудового кодекса РФ требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ч. 1 ст. 211 Трудового кодекса РФ).
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда (ч. 2 ст. 211 Трудового кодекса РФ).
Как следует из материалов дела, Государственной инспекцией труда в Иркутской области в ходе расследования несчастного случая установлены следующие обстоятельства.
Между Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области (Заказчик) и ООО «ИРКУТСК КАП СТРОЙ» (Подрядчик) 16.11.2021 заключен договор № 39/А/2022 об оказании услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Предметом договора является проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе дома по адресу: <...> (ремонт крыши). Срок окончания всех работ по договору определен – не позднее 15.09.2022.
10.02.2022 между ООО «ИРКУТСК КАП СТРОЙ» и индивидуальным предпринимателем ФИО5 заключен договор подряда на кровельные работы № 10/02/2022 от 10.02.2022. Предметом договора является выполнение кровельных работ на объекте по адресу: <...>, срок выполнения работ – 45 дней. По условиям договора подрядчик при осуществлении работ обязан обеспечить выполнение и соблюдение собственным персоналом требований безопасности строительных работ и пожарной безопасности.
11.03.2022 около 10:30 часов произошло падение ФИО9 с крыши многоквартирного дома по адресу: <...>.
Из содержания обжалуемого постановления следует, что на крыше указанного дома находились работники ИП ФИО3 ФИО6 и ФИО7, которые производили капитальный ремонт кровли дома. ФИО9 непосредственно перед и в момент травмы не выполнял трудовые обязанности, так как был не допущен к выполнению трудовых обязанностей, наличие трудовых отношений между ФИО9 и ИП ФИО5 не установлено. В представленном договоре субподряда не распределены обязанности сторон по соблюдению требований охраны труда.
Должностное лицо на основании результатов проведенного расследования, исследования условий договора от 16.11.2021, договора субподряда от 11.03.2022 при рассмотрении дела и вынесении постановления пришло к выводу, что подрядчиком ООО «ИРКУТСК КАП СТРОЙ» допущено нарушение п. 75 Правил по охране труда при работе на высоте, утв. Приказом Минтруда России от 16.11.2020 N 782н, п. 2 Правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте, утв. Приказом Минтруда России от 11.12.2020 N 883н, ст. 22 Трудового кодекса РФ, и в действиях (бездействии) ООО «ИРКУТСК КАП СТРОЙ» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Между тем с вынесенным постановлением нельзя согласиться.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Требования, предъявляемые к содержанию постановления по делу об административном правонарушении, установлены ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктами 4, 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
Данные требования Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушены должностным лицом при вынесении постановления. В постановлении надлежащей оценки не получили условия договора подряда от 10.02.2022, заключенного между ООО «ИРКУТСК КАП СТРОЙ» с ИП ФИО5 в части обязанности субподрядчика обеспечить выполнение и соблюдение собственным персоналом требований безопасности строительных работ и пожарной безопасности (п. 5.3 договора). Напротив, должностным лицом сделан вывод, что в представленном договоре субподряда не распределены обязанности сторон по соблюдению требований охраны труда. Не основан на материалах дела вывод об отсутствии трудовых отношений между ФИО9 и ИП ФИО5
Согласно ч. 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Между тем, в тексте постановления административного органа отсутствует какое-либо обоснование размера назначенного наказания, ссылка на характер совершенного правонарушения, обстоятельства, отягчающие или смягчающие административную ответственность, предусмотренные статьями 4.2 и 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Допущенное должностным лицом нарушение требований статей 24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность и полноту рассмотрения дела, обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не были.
С учетом изложенного, вынесенное по делу постановление должностного лица не может быть признано законным, подлежит отмене, дело - направлению в Государственную инспекцию труда в <адрес> на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу удовлетворить частично.
Постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Иркутской области ФИО2 № 38/7-5681-22-ОБ/12-18232-И/68-123 от 23 августа 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а отношении ООО «ИРКУТСК КАП СТРОЙ» отменить, направить дело на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Иркутской области.
Определение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии определения.
Судья Е.В. Повещенко