ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-794/2021 от 24.03.2022 Железнодорожного районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

27RS0003-01-2021-009659-50 Дело №12-89/2022

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

город Хабаровск 24 марта 2022 года

Судья Железнодорожного районного суда г. Хабаровска Таранущенко Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении Железнодорожного районного суда г.Хабаровска жалобу генерального директора ООО «Бас-Трэвэл» ФИО1 ФИО3 на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенном руководителем УФАС по Хабаровскому краю по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением по делу об административном правонарушении № 4 о наложении штрафа по делу , вынесенным ДД.ММ.ГГГГ руководителем УФАС по Хабаровскому краю, генеральный д директор ООО «Бас-Трэвэл» ФИО1 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 12 000 рублей.

Не соглашаясь с назначенным наказанием, генеральный директор ООО «Бас-Трэвэл» ФИО1 обратился в Железнодорожный районный суд г. Хабаровска с жалобой, в которой просил обжалуемое постановление отменить, прекратить производство по делу, указав в обоснование жалобы, что необходимые условия для квалификации действий хозяйствующего субъекта, как акта недобросовестной конкуренции необходимо установить наличие конкурентных отношений, направление действий на получение преимущества от предпринимательской деятельности, противоречие положениям действующего законодательства, вероятность причинения убытков, что не было выполнено при рассмотрении дела должностным лицом административного органа, вина его в правонарушении не доказана.

ООО «Бас-Трэвэл» осуществляет деятельность по перевозкам пассажиров в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" и федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ « Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта», в соответствии со ст. 5 последнего, перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.

ООО «Бас Трэвэл» осуществляет заказные, а не регулярные перевозки по договорам фрахтования с ООО туристическая компания «Бас Трэвэл», маршруты следования автобусов ООО «Бас-Трэвэл» совпадают частично с маршрутом регулярных перевозок с некоторыми остановочными пунктами, географически маршруты различны.

Предметом договора фрахтования является предоставление во временное пользование за плату транспортного средства фрахтовщиком для перевозки определенного круга лиц.

Хозяйствующие субъекты, осуществляющие регулярные перевозки и перевозки по заказу действуют в различных, не взаимозаменяемых собой сегментах товарного рынка пассажирских перевозок. Доказательств направленности действий ООО «Бас Трэвэл» в получении конкурентного преимущества в материалах дела не имеется, в действиях юридического лица и его директора недобросовестной конкуренции не имеется.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица, положены доказательства, полученные при производстве по делу в отношении юридического лица.

Кроме того, по делу допущены существенные процессуальные нарушения, поскольку он, как генеральный директор ООО «Бас Трэвэл» были лишен построить линию защиты, так как протокол об административном правонарушении и постановление по делу были направлены в его адрес.

В судебное заседание заявитель жалобы – лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - генеральный директор ООО «Бас-Трэвэл» ФИО1, должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление по делу не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще извещены. Поскольку неявка указанных лиц не препятствует рассмотрению жалобы по существу, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, судья определил возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Частью 1 ст.14.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за недобросовестную конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

В силу положений п. 9 ст. 4 федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;

В силу положений ст. 14.8 указанного федерального закона, не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

В соответствии со ст. 784 Гражданского кодекса РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

В соответствии со ст.2, ст. 5, ст. 19 федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", перевозки пассажиров и багажа подразделяются на: регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковым такси.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

Маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

Проезд пассажиров по маршруту регулярных перевозок осуществляется по билета – перевозочным документам, удостоверяющим заключение договора перевозки пассажира.

В соответствии со ст. 12 федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ (ред. от 14.03.2022) "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", порядок установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок, межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок (в том числе порядок рассмотрения заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества об установлении, изменении либо отмене данных маршрутов, а также основания для отказа в установлении либо изменении данных маршрутов, основания для отмены данных маршрутов) устанавливается с учетом положений настоящего Федерального закона…в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

По смыслу ст. 26 указанного федерального закона, маршрут регулярных перевозок вносится в реестр маршрутов регулярных перевозок.

В силу положений ст. 19,27,28 указанного федерального закона, разрешительными документами на право осуществления регулярных перевозок являются свидетельство на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок и карта маршрута регулярных перевозок, в карте маршрута регулярных перевозок указываются наименования промежуточных остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок или наименования поселений, в границах которых расположены промежуточные остановочные пункты по данному маршруту. Расписание указывается в приложении к свидетельству об осуществлении перевозок

В силу положений ст. 19 указанного федерального закона, свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.

Свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок…

Открытый конкурс является конкурентным способом определения перевозчика.

По смыслу положений указанного федерального закона, отличительными признаками регулярных перевозок являются наличие установленного расписания осуществления перевозок, маршрута следования, в том числе установленных пунктов отправки транспортных средств, остановочных пунктов, наличие у перевозчика разрешительных документов на право осуществления регулярных перевозок, выданных уполномоченным органом, включение перевозчика и обслуживаемых им маршрутов в реестр маршрута регулярных перевозок.

В силу положений ст. 787 ГК РФ, по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами, кодексами и иными законами.

В силу положений ст.1, ст. 27 федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", фрахтовщик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов;

Договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, должен включать в себя:

1) сведения о фрахтовщике и фрахтователе;

2) тип предоставляемого транспортного средства (при необходимости - количество транспортных средств);

3) маршрут и место подачи транспортного средства;

4) определенный или неопределенный круг лиц, для перевозки которых предоставляется транспортное средство;

5) сроки выполнения перевозки;

6) размер платы за пользование транспортным средством;7) порядок допуска пассажиров для посадки в транспортное средство, установленный с учетом требований, предусмотренных правилами перевозок пассажиров (в случае, если транспортное средство предоставляется для перевозки определенного круга лиц).

При отсутствии необходимости осуществления систематических перевозок пассажиров и багажа по заказу договор фрахтования, указанный в части 1 настоящей статьи, заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа. Реквизиты и порядок заполнения такого заказа-наряда устанавливаются правилами перевозок пассажиров.

В силу положений п. 92 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, действовавшим на дату вмененного ФИО1 правонарушения, посадка лиц, определенных договором фрахтования, в транспортное средство, предоставленное для заказной перевозки пассажиров и багажа, осуществляется после идентификации пассажира с целью удостоверения его права на проезд в этом транспортном средстве в соответствии со списком (списками) пассажиров, представленным (представленными) фрахтовщику фрахтователем.

По соглашению сторон договора фрахтования идентификация пассажиров может осуществляться в том числе путем предъявления ими документов (служебного удостоверения, экскурсионной путевки и др.) либо посредством использования электронных носителей информации и (или) единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, включая сбор и хранение биометрических персональных данных, их проверку и передачу информации о степени их соответствия предоставленным биометрическим персональным данным гражданина Российской Федерации, в соответствии с законодательством об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Частью 5 ст. 27 федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", установлен запрет на взимание какой-либо платы с пассажиров при осуществлении заказных перевозок неопределенного круга лиц.

Оплата стоимости пользования транспортным средством при осуществлении заказной перевозки должна производиться исключительно фрахтователем (заказчиком0 фрахтовщику (исполнителю, перевозчику) в соответствии с условиями заклбюченного между ними договора фрахтования.

Из изложенного следует, что отличительным признаком регулярных перевозок пассажиров и багажа является наличие публичного договора перевозки, осуществление перевозки по установленному расписанию по маршруту регулярного сообщения на основании разрешительных документов, выдаваемых уполномоченным органом в сфере организации регулярных пассажирских перевозок, перевозки осуществляются систематически.

Отличительной особенностью перевозок пассажирова по заказу является осуществление перевозок по заказу пассажира (фрахтователя), маршрут и время отправления определяется фрахтователем.

Целью деятельности перевозок пассажиров в соответствии с публичным договором (регулярных перевозок) является оказание пассажиру услуги по перевозке по соответствующему регулярному маршруту, за плату за данную услугу, по публичному договору; целью перевозки по заказу для фрахтовщика является предоставление фрахтователю в пользование всей либо части вместимости транспортного средства за плату, плата по договору взимается с фрахтователя фрахтовщиком за предоставление транспортного средства, перевозимые лица плату за проезд не вносят.

В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского о края от 11.02.2016 № 23-пр, уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края на осуществление функций по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам является Министерство промышленности и транспорта Хабаровского края

Министерством промышленности и транспорта Хабаровского края ДД.ММ.ГГГГ установлены межмуниципальные маршруты № федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" По результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по указанным межмуниципальным маршрутам, победителями признаны и ООО «Васильев» ( срок действия свидетельств с 05.04.2018 по 05.04.2023).

Этими юридическими лицами осуществляется деятельность по осуществлению регулярных перевозок по указанным маршрутам, в том числе, осуществлялась на дату вмененного генеральному директору ООО «Бас Трэвэл» ФИО1 правонарушения.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, генеральный директор ООО «Бас Трэвэл» ФИО1, исполняя свои должностные обязанности по адресу в период времени ДД.ММ.ГГГГ допустил осуществление обществом недобросовестной конкуренции, поскольку под видом договора фрахтования ООО «Бас Трэвэл» осуществлялась регулярная перевозка пассажиров по межмуниципальному маршруту и сообщением федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что было установлено решением комиссии УФАС по Хабаровскому краю по делу о нарушении антимонопольного законодательства, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, при этом указанное деяние не содержит признаков уголовно-наказуемого деяния.

Данное обстоятельство подтверждается совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых не вызывает у суда сомнений: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением о начале осуществления предпринимательской деятельности ООО «Бас Трэвэл» от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по маршруту выданному сроком с ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по маршруту , выданному ООО «Васильев» сроком с ДД.ММ.ГГГГ расписаниями движения автобусов по междугороднему маршруту и и », выпиской из ЕГРЮЛ, рекламными буклетами о ежедневных автобусных турах бизнес класса Хабаровск- Ванино- Советская Гавань Баст Трэвэл. РФ, талонами на посадочные места туристической компании «Баст Трэвэл», актами результатов планового рейдового осмотра автомобилей перевозчика ООО «Бас Трэвэл», проведенного ДМУГАН ФССНТ , списком туристов ООО «Бас Трэвэл» от ДД.ММ.ГГГГ, посадочными ведомостями от ДД.ММ.ГГГГ, договором фрахтования от ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Бас Трэвэл» и ООО с дополнительным соглашением, агентским договором на реализацию посадочных талонов от ДД.ММ.ГГГГ, отчетами агента, актами сверки, платежными поручениями, договорами аренды и субаренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, договором от ДД.ММ.ГГГГ, заседания конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок от 19.04.2018, письмами о предоставлении информации, решением УФПС по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами дела.

На основании исследованных материалов дела, действия генерального директора ООО «Бас Трэвэл» ФИО1, правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 14.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях, данный вывод в обжалуемом постановлении обоснован и мотивирован.

Вопреки доводам жалобы, совокупности имеющихся по делу доказательств достаточно для выводов о виновности генерального директора ООО «Бас Трэвэл» ФИО1 в совершении вмененного ему правонарушения.

Использование по делу доказательств, полученных при производстве по аналогичному делу в отношении юридического лица не свидетельствует о недопустимости таких доказательств, поскольку в силу положений ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ, назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Доводы жалобы о том, что юридическим лицом ООО «Бас Трэвэл» выполнялись перевозки по заказу, а не регулярные перевозки, то есть Общество действовало в ином сегменте рынка, по сравнению с перевозчиками, осуществляющими регулярные перевозки по межмуниципальному маршруту, что не повлекло нарушение положений закона «О защите конкуренции», несостоятельны.

Из материалов дела следует, что перевозки ООО «Бас Трэвэл» осуществлялись регулярно, по заранее определенному маршруту « совпадающему с установленными межмуниципальными маршрутами и .

При этом ООО «Бас Трэвэл», по сравнению с перевозчиками, выигравшими конкурс на осуществление регулярных перевозок, осуществляло эти перевозки, не участвуя ранее в конкурсе, в отсутствие разрешительных документов, предусмотренных действующим законодательству о регулярных перевозках, в чем имело преимущество перед иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими регулярные перевозки по указанным межмуниципальным маршрутам.

Вопреки доводам жалобы, уведомление генерального директора ООО «Бас Трэвэл» ФИО1 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела по существу административным органом является надлежащим, соответствует требованиям ст. 25.15 КоАП РФ.

Административное наказание назначено генеральному директор ООО «Бас Трэвэл» ФИО1 в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным, обоснованным и справедливым, соответствующим требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, обжалуемое постановление законно, обоснованно, оснований для его отмены и изменения не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление по делу об административном правонарушении № 4 о наложении штрафа по делу , вынесенному ДД.ММ.ГГГГ руководителем УФАС по Хабаровскому краю в отношении генерального директор ООО «Бас-Трэвэл» ФИО1 ФИО4 оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня получения через суд его вынесший.

Судья Таранущенко Н.А.