Дело №12-79/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Боровского районного суда <адрес> Битнер Н.Н.,
рассмотрев 06 июля 2018 года в городе <адрес>
материалы административного дела по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «НЛМК-Калуга» на Постановление Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № от ДД.ММ.ГГГГг. о назначении административного наказания,
у с т а н о в и л:
Постановлением Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № от ДД.ММ.ГГГГг. Общество с ограниченной ответственностью «НЛМК-Калуга» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за не обеспечение соблюдения обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, не обеспечение их технического состояния, эксплуатационный контроль и текущий ремонт, в связи с тем, что в ходе проверки на территории «НЛМК-Калуга» выявлены пруды-осветлители дождевых вод, выполненные в виде открытых прямоугольных котлованов глубиной 3м. с размерами по низу 32.0 на 52,0м., с гидроизоляцией прудов, выполненной укладкой по днищу и откосам гидроизоляционной мембраны толщиной 1,5мм. на основе полипропиленовой смеси, имеющие признаки гидротехнических сооружений, по которым выявлены нарушения обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений, а именно: не выполнен расчет вероятного вреда в случае аварии на гидротехнических сооружениях, чем нарушены ст. ст. 1,3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2001г. №876 «Об утверждении правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения»; не проведено преддекларационное обследование гидротехнических сооружений с целью установления необходимости декларирования, чем нарушены ст. ст. 8,10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», п.7 Постановления Правительства РФ от 06.11.1998г. №1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений»; не обеспечено внесение гидротехнических сооружений в Российский регистр гидротехнических сооружений с присвоением класса, чем нарушены ст. ст. 7,9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Постановление Правительства РФ от 02.11.2013г. №986 «О классификации гидротехнических сооружений»; не обеспечена разработка и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, чем нарушена ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»; не организована эксплуатация гидротехнических сооружений в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения, чем нарушена ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»; не обеспечена соответствующая обязательным требованиям квалификация работников эксплуатирующей организацией, чем нарушены ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», приказ от 29.01.2007г. №37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»; не обеспечено соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт-не созданы финансовые резервы для ликвидации возможных аварий на ГТС (отсутствие страхового полиса), чем нарушены ст. ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ст.4 Федерального закона от 27.07.2010г. №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»; не в полном объеме обеспечен контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнических сооружений, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных не осуществляется оценка безопасности гидротехнических сооружений, чем нарушена ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
В связи с чем, Обществу с ограниченной ответственностью «НЛМК-Калуга» назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.
В жалобе на указанное постановление, поступившей в суд, ДД.ММ.ГГГГг., Общество с ограниченной ответственностью «НЛМК-Калуга» просит его отменить, ссылаясь на то, Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» дано понятие гидротехнического сооружения, к которым пруд-осветлитель, расположенный на территории ООО «НЛМК-Калуга» не относится. Пруд-осветлитель, принадлежащий ООО «НЛМК-Калуга» является элементом централизованного сбора ливневых и дренажных стоков. Кроме того, в проекте, составленном ГП «<данные изъяты>» указаний о необходимости проведения на прудах мероприятий, предписываемых Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ, не содержится, проектный институт ЗАО НПП «<данные изъяты>» в проекте завода не определил пруд зоной вероятного катастрофического затопления, проектная документация «ЗАО <данные изъяты>» получила положительное заключение государственной экспертизы, в котором упоминание о наличии на заводе гидротехнического сооружения, обладающего критериями опасности, отсутствует. В связи с чем, Постановление Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № от ДД.ММ.ГГГГг. просил отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия события и состав административного правонарушения.
В судебном заседании законные представители ООО «НЛМК-Калуга» по доверенности ФИО1, ФИО2, ФИО3 доводы жалобы поддержали, дав объяснения аналогичные, указанным в жалобе, дополнив, что вина ООО «НЛМК-Калуга» в совершении административного правонарушения отсутствует. Пруды-осветлители были запроектированы и построены в соответствии с проектом, они отнесены к объектам централизованного водоснабжения и водоотведения, проект прошел положительное заключение. Никакими проектными документами пруды-осветлители как гидротехническое сооружение не предусмотрены, с момента введения завода в эксплуатацию, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. никакими проверяющими органами пруды-осветлители как гидротехническое сооружение не определены. Пруды-осветлители-это емкость, которая со всей площади завода собирает дренажные и ливневые воды.
Представители Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по доверенностям ФИО4 и ФИО5 в судебном заседании пояснили, что поскольку пруды-осветлители, принадлежащие ООО «НЛМК-Калуга»-это водосборные сооружения, они являются накопителем жидких промышленных отходов, входят в замкнутый цикл, а потому, не относятся к централизованным системам водоснабжения и водоотведения, они не подпадают под регулирование закона №416-ФЗ от 07 декабря 2011г. «О водоснабжении и водоотведении», а являются гидротехническими сооружениями, на них распространяется Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Однако, ООО «НЛМК-Калуга» мероприятий по безопасной эксплуатации прудов, предусмотренных данным законом не выполняет. Преддекларационное обследование и расчет вероятного вреда им не составлялись.
Проверив законность и обоснованность Постановления Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № от ДД.ММ.ГГГГг. о назначении административного наказания, при этом, огласив жалобу ООО «НЛМК-Калуга», заслушав его представителей, исследовав имеющиеся материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании распоряжения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № от ДД.ММ.ГГГГг. о проведении проверки гидротехнических сооружений, находящихся в собственности или на балансе, была осуществлена проверка гидротехнических сооружений ООО «НЛМК-Калуга» (л.д.76-78).
В результате проведенной проверки Приокским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в ООО «НЛМК-Калуга» были выявлены гидротехнические сооружения, входящие в состав очистных сооружений ООО «НЛМК-Калуга», а именно: пруды-осветлители дождевых вод, выполненные в виде открытых прямоугольных котлованов глубиной 3м. с размерами по низу 32,0 на 52,0м., гидроизоляция которых выполнена укладкой по днищу и откосом гидроизоляционной мембраны толщиной 1,5мм. на основе полипропиленовой смеси, используемые с нарушением обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений, а именно: не выполнен расчет вероятного вреда в случае аварии на гидротехнических сооружениях, чем нарушены ст. ст. 1,3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2001г. №876 «Об утверждении правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения»; не проведено преддекларационное обследование гидротехнических сооружений с целью установления необходимости декларирования, чем нарушены ст. ст. 8,10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», п.7 Постановления Правительства РФ от 06.11.1998г. №1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений»; не обеспечено внесение гидротехнических сооружений в Российский регистр гидротехнических сооружений с присвоением класса, чем нарушены ст. ст. 7,9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», Постановление Правительства РФ от 02.11.2013г. №986 «О классификации гидротехнических сооружений»; не обеспечена разработка и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, чем нарушена ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»; не организована эксплуатация гидротехнических сооружений в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения, чем нарушена ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»; не обеспечена соответствующая обязательным требованиям квалификация работников эксплуатирующей организацией, чем нарушены ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», приказ от 29.01.2007г. №37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»; не обеспечено соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт-не созданы финансовые резервы для ликвидации возможных аварий на ГТС (отсутствие страхового полиса), чем нарушены ст. ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ст.4 Федерального закона от 27.07.2010г. №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»; не в полном объеме обеспечен контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнических сооружений, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных не осуществляется оценка безопасности гидротехнических сооружений, чем нарушена ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», о чем ДД.ММ.ГГГГг. составлен акт проверки № (л.д.79-81).
ДД.ММ.ГГГГг. ООО «НЛМК-Калуга» Приокским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору было выдано предписание № об устранении данных нарушений (л.д.82-83).
ДД.ММ.ГГГГг. в отношении ООО «НЛМК-Калуга» составлен протокол № об административном правонарушении за нарушение обязательных требований, ответственность за которые предусмотрена ст.9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.87-89).
Постановлением Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № от ДД.ММ.ГГГГг. Общество с ограниченной ответственностью «НЛМК-Калуга» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за не обеспечение соблюдения обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, не обеспечение их технического состояния, эксплуатационный контроль и текущий ремонт (л.д.4-7).
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: виновность лица в совершении административного правонарушения.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Согласно ст. 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из диспозиции указанной нормы закона следует, что объектом охраняемых отношений является надлежащая эксплуатация гидротехнических сооружений.
Общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений равно как и обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации определены Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
В силу ст. 1 данного Федерального закона, настоящий Федеральный закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.
В силу ст. 3 указанного Федерального закона от 21 июля 1997 № 117-ФЗ, гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В соответствии с п.п.28,29 ст. 2 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под централизованной системой водоотведения (канализации) понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения, централизованная система холодного водоснабжения рассматривается как комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам. При этом под водоподготовкой понимается обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды, а под транспортировкой воды понимается перемещение воды, осуществляемое с использованием водопроводных сетей. Согласно СП 31.13330.2012. Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84, утв. Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. № 635/14), под системой водоснабжения понимается комплекс сооружений, самотечных и напорных сетей, служащий для забора воды из источников водоснабжения, ее очистки до нормативных показателей и подачи потребителю.
Спорные пруды-осветлители, которые являются элементом централизованного сбора ливневых и дренажных стоков в силу указанных норм не отнесен к видам деятельности, осуществление которых позволяет отнести данные сооружения к централизованной системе водоснабжения, водоотведения.
В письме Госстроя РФ от 30 июля 2001 г. № СК-4136/12 «О системах водоснабжения и водоотведения» было предложено к гидротехническим сооружениям систем водоснабжения и водоотведения крупных городов, промышленных предприятий и объектов сельского хозяйства относить: в системах водоснабжения - водозаборы на поверхностных водных объектах с насосными станциями при совмещении в компоновочных решениях водозаборов и насосных станций; в системах водоотведения - водовыпуски с береговыми насосными станциями перекачки сточных вод.
Таким образом, указанные в предписании, протоколе об административном правонарушении, находящиеся в эксплуатации заявителя объекты не относятся к объектам централизованной системы водоснабжения, водоотведения, а обладают признаками гидротехнических сооружений, определенными ст. 3 Закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», п. 3.2 СП 68.13330.2012, «ГОСТ 19185-73. Государственный стандарт Союза ССР. Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения» (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 31 октября 1973 г. № 2410), Постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2013 г. № 986 «О классификации гидротехнических сооружений», письмом Минстроя России от 3 февраля 2015 г. № 2279-01/04, СП 58.13330.2012. Свод правил. Гидротехнические сооружения. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 33-01-2003» (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2011 г. № 623).
Согласно ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании требования о представлении деклараций безопасности гидротехнических сооружений.
В силу ст. 10 названного закона декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
Поступление в указанный орган такой декларации является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию (ст.7 данного закона).
Составлению декларации безопасности гидротехнических сооружений предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником или эксплуатирующей организацией, с обязательным участием представителей органа надзора (ст.8,10 закона).
В случае аварии гидротехнического сооружения может быть причинен вред имуществу физических и юридических лиц.
В связи с чем, ООО «НЛМК-Калуга», являясь собственником гидротехнических сооружений обязано соблюдать требования Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». Нарушение обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции гидротехнических сооружений в соответствии с положениями ст. 19 Закона является нарушением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений. Оценив собранные по делу доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Приокское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях ООО «НЛМК-Калуга» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях ООО «НЛМК-Калуга» состава, события административного правонарушения отклоняются как несостоятельные.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления при производстве по делу допущено не было.
Вместе с тем, при назначении наказания ООО «НЛМК-Калуга» в качестве отягчающего вину обстоятельства было учтено не признание вины и не согласие с содержанием протокола.
Поскольку перечень отягчающих наказание обстоятельств, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, ссылка Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на учет при назначении наказания ООО «НЛМК-Калуга» на не признание своей вины и не согласие с содержанием протокола противоречит требованиям ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, определяющей перечень обстоятельств, подлежащих учету при назначении наказания.
Согласно ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в частности, решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № от ДД.ММ.ГГГГг. изменить, Обществу с ограниченной ответственностью «НЛМК-Калуга» назначить административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей (двадцать тысяч рублей). В остальной части Постановление Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № от ДД.ММ.ГГГГг. оставить без изменения, жалобу Общества с ограниченной ответственностью «НЛМК-Калуга»-без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд в течение десяти дней через Боровский районный суд.
Судья: