ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-79/2021 от 29.11.2021 Псковского областного суда (Псковская область)

Cудья Андреев А.М. № 21-247/2021

Дело № 12-79/2021

УИД № 60RS0001-01-2021-003788-66

П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Р Е Ш Е Н И Е

29 ноября 2021 года гор. Псков

Судья Псковского областного суда Русакова О.С.,

при секретаре Жуковой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление руководителя Псковского УФАС России ФИО2 от 12 марта 2021 года № 060/04/7.30-93/2021 и решение судьи Великолукского городского суда Псковской области от 16 сентября 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя КУМИ города Великие Луки ФИО1

у с т а н о в и л :

постановлением руководителя Псковского УФАС России ФИО2 от 12 марта 2021 года председатель КУМИ города Великие Луки ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.

Решением судьи Великолукского городского суда Псковской области от 16 сентября 2021 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.

В жалобе в Псковский областной суд ФИО3 просит постановление должностного лица и решение судьи городского суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указывает, что при осуществлении закупок по приобретению жилых помещений для федеральных государственных нужд на основании Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года № 460 применяется нормативный метод определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В данном случае при приобретении жилых помещений в рамках реализации областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 гадах», которой установлена предельная стоимость одного квадратного метра общей площади предоставляемых жилых помещений, КУМИ города Великие Луки был вправе применить и применил нормативный метод обоснования начальной (максимальной) цены контракта, допустив ошибочное указание в конкурсной документации на применение тарифного метода. Применение нормативного метода следует из примененной формулы и ссылки на норматив стоимости 1 квадратного метра жилья, что не получило надлежащей оценки судьи городского суда.

Помимо того указывает, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность обоснования неприменения метода сопоставимых рыночных цен в случае применения метода, установленного частью 1 статьи 22 названного выше Федерального закона, в связи с чем такое обоснование отсутствовало в аукционной документации.

В судебное заседании ФИО1 при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения жалобы не явилась, об отложении рассмотрения не просила, в связи с чем дело рассмотрено без ее участия.

Ее защитник по доверенности ФИО4 в судебном заседании доводы жалобы поддержала, прокурор отдела прокуратуры Псковской области Куделько В.Д. и представитель Псковского УФАС России ФИО5 по доводам жалобы возражали.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, оснований для отмены или изменения судебного решения не нахожу.

В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта (далее – НМЦК), начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Обоснование НМЦК осуществляется в соответствии со статьей 22 Закона № 44-ФЗ.

В силу части 1 названной статьи НМЦК определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.

Согласно части 2 названной статьи метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг и в силу части 6 этой статьи является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7-11 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с частью 8 статьи 22 Закона № 44-ФЗ тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.

Как следует из материалов дела, в рамках реализации регионального проекта постановлением Администрации Псковской области от 1 апреля 2019 года № 128 утверждена областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» (далее – Программа). В программу включены 11 муниципальных образований Псковской области, в том числе город Великие Луки.

Ответственным за реализацию программы и главным распорядителем бюджетных средств является Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области (далее – Комитет).

Пунктом 8 Программы «Обоснование объема средств, предусмотренных на реализацию Программы, и объемы ее финансирования» предусмотрено, что источниками финансирования расходов на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации Программы являются средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средства областного бюджета и средства местных бюджетов.

Предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Программой, установлена для Псковской области приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в размере 34924,00 руб.

Объем финансирования на реализацию Программы рассчитан исходя из произведения общей площади расселяемых жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, включенных в Программу, и предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений.

Приобретение жилых помещений площадью, превышающей площадь изымаемого жилого помещения, осуществляется за счет средств местных бюджетов в случае превышения стоимости расселяемого помещения, определенной Программой, а также в случае превышения стоимости одного квадратного метра, установленной Программой.

Программой предусмотрено предоставление местным бюджетам субсидий из областного бюджета с учетом доли софинансирования расходного обязательства Псковской области из федерального бюджета. Порядок предоставления субсидий установлен постановлением Администрации области.

Между Комитетом и муниципальным образованием «Город Великие Луки» заключено соглашение от 10 августа 2020 года о реализации третьего этапа областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» в 2019-2025 годах» и дополнительное соглашение № 1 от 11 августа 2020 года, которыми предусмотрено обязательство Комитета внести изменения в Программу в части увеличения предельной стоимости одного квадратного метра общей пощади жилых помещений, предоставляемых гражданам с 34924 рублей до 37000 рублей и как следствие, увеличения объема финансирования по третьему этапу для муниципального образования «Город Великие Луки» в рамках подготовки к сдаче в государственную корпорацию – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства годового отчета Псковской области за 2020 год на основное данных, внесенных органами местного самоуправления в автоматизированную информационную систему «Реформа ЖКХ», в том числе муниципальных контрактов на приобретение жилых помещений у застройщиков и лиц, не являющихся застройщиками на строительство новых многоквартирных домов.

В 2020-2021 годах муниципальным образованием «Город Великие Луки» проводились конкурсные процедуры по приобретению жилых помещений, в ходе которых документация о проведении электронных аукционов утверждалась председателем КУМИ города Великие Луки ФИО1: 17 сентября 2020 года – номера извещений <данные изъяты>; 9 октября 2020 года – номера извещений <данные изъяты>; 9 ноября 2020 года – номер извещения <данные изъяты> 17 ноября 2020 года – номера извещений <данные изъяты>; 27 ноября 2020 года – номер извещения <данные изъяты> 1 февраля 2021 года – номера извещений <данные изъяты>.

При утверждении документации о проведении электронных аукционов на приобретение благоустроенных жилых помещений в черте города Великие Луки председателем КУМИ города Великие Луки нарушены требования, предусмотренные законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта, что выразилось в следующем.

В обоснованиях НМЦК указано на использование тарифного метода в соответствии с пунктом 8 Программы и соглашениями от 10 и 11 августа 2020 года, по которым стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений составляет 37000 рублей. При этом НМЦК определялась как произведение данной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений на заявленное значение общей площади объекта закупки. Например, по извещению <данные изъяты> конкурсная документация утверждена 9 октября 2020 года с объектом закупки: благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 17,9 кв. м, состоящее из не менее чем 1 жилой комнаты, в черте города Великие Луки, соответствующее санитарным и техническим нормам проживания, отвечающее требованиям квартиры, а в обосновании указан расчет НМЦК: НМЦК = 37 000 руб. * 17,9 = 662 300 руб.

Вместе с тем, указанная Программа и соглашения Комитета и муниципального образования «Город Великие Луки» определяют предельную стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (статья 17) для расчета объема средств, предусмотренных на реализацию Программы, объемов ее финансирования, что не является регулируемой государством ценой (тарифом) применяемой заказчиком при определении начальной (максимальной) цены контракта.

При этом в отношении доводов жалобы о том, что фактически в обосновании НМЦК использован нормативный, а не тарифный метод, указание на который является технической ошибкой, прихожу к следующему.

На основании части 7 статьи 22 Закона № 44-ФЗ нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 Закона в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.

Положениями части 1 статьи 19 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, за исключением казенных учреждений, которым в установленном порядке формируется государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ).

В соответствии с частью 5 статьи 19 Закона № 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения на основании правил нормирования, установленных в соответствии с частью 4 указанной статьи, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными указанным органам казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений.

В данном случае осуществлялась закупка, не связанная с обеспечением функций муниципального органа, а примененный при обосновании НМКЦ показатель стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения не установлен Постановлением Администрации города Великие Луки от 10 декабря 2015 года № 3489 «Об определении требований к закупаемым муниципальными органами, в том числе подведомственными муниципальными казенными учреждениями, муниципальными бюджетными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)», а Постановление Правительства РФ от 10 июня 2011 года № 460 «О предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд», на которое ссылается податель жалобы, в данном случае также не регулирует отношения по данным закупкам.

С учетом вышеприведенного, руководителем Псковского УФАС России и судьей Великолукского городского суда обоснованно был сделан вывод, что документация о вышеперечисленных электронных аукционах, предметом которых являлось приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Великие Луки, была утверждена с нарушением требований, предусмотренных частями 5, 6 статьи 22 Закона № 44-ФЗ, что образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к указанной норме под должностным лицом в названном Кодексе следует понимать, в том числе лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.

ФИО1 назначена на должность председателя КУМИ города Великие Луки распоряжением Администрации города № 17-лр от 15 января 2019 года и является должностным лицом, утвердившим документацию электронных аукционов, не соответствующую требованиям, предусмотренным Законом № 44-ФЗ, в связи с чем она обоснованно привлечена к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела и вина ФИО1 подтверждаются: постановлением о дела об административном правонарушении от 18 февраля 2021 года; решением заместителя прокурора города Великие Луки от 8 февраля 2021 года о проведении проверки; письменным объяснением ФИО1; копией распоряжения о приеме на работу № 17-пр от 15 января 2019 года; должностной инструкцией председателя КУМИ города Великие Луки; Положением о КУМИ города Великие Луки, утвержденным постановлением Администрации города от 6 мая 2015 года № 1237; документацией о проведении электронных аукционов, обоснованиями НМЦК и сведениями ЕИС проведении электронных аукционов по извещениям <данные изъяты>; иными материалами дела

Объективных данных, ставящих под сомнение вышеназванные доказательства, в деле не содержится, с жалобой заявителем не представлено.

Должностным лицом Псковского УФАС России при рассмотрении дела об административном правонарушении, судьей Великолукского городского суда при рассмотрении жалобы районным судом обстоятельства дела исследованы полно, всесторонне и объективно, с учетом положений статьи 26.11 КоАП РФ дана верная оценка всем представленным по делу доказательствам, которые являются допустимыми и достаточными для установления виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Предусмотренных частями 7-11 статьи 22 Закона № 44-ФЗ оснований для использования иных, чем метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), методов определения и обоснования НМЦК в данном случае не имелось.

Защитник ФИО1 приводит доводы о невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен для обоснования НМЦК закупки, поскольку это привело бы к превышению доведенного финансирования.

Вместе с тем, согласно части 12 статьи 22 Закона 44-ФЗ в случае невозможности применения для определения НМЦК методов, указанных в части 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.

Пунктом 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации действительно предусмотрено, что государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Однако данных о том, что заказчиком проводилось обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) и ее значение, превысило указанные лимиты, в связи с чем НМЦК снижена до уровня выделенных лимитов, документация об электронных аукционах не содержит.

С учетом изложенного приведенные в жалобе доводы не могут повлечь отмену либо изменение постановления по делу об административном правонарушении и не свидетельствуют об ошибочности изложенных в нем выводов.

Иное толкование заявителем норм права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов должностного лица антимонопольного органа и судьи городского суда и не опровергают их.

Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, соответствует требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.

Предусмотренных пунктами 2-5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ оснований для отмены или изменения постановления должностного лица антимонопольного органа и решения судьи городского суда, не имеется

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья Псковского областного суда

Р Е Ш И Л:

постановление руководителя Псковского УФАС России ФИО2 от 12 марта 2021 г. № 060/04/7.30-93/2021 и решение судьи Великолукского городского суда Псковской области от 16 сентября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ, в отношении председателя КУМИ города Великие Луки ФИО1, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано, опротестовано путем подачи жалобы, принесения протеста непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Псковского областного суда (подпись) О.С. Русакова

Копия верна.

Судья Псковского областного суда О.С. Русакова