Дело № 12-812/2018
РЕШЕНИЕ
по результатам рассмотрения жалобы
на постановление по делу об административном правонарушении
г. Новосибирск, ул. Связистов, д. 159
10 декабря 2018 года город Новосибирск
Ленинский районный суд города Новосибирска в составе судьи Новиковой И.С.,
при секретаре судебного заседания Косенко С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО УК «АЛЬФА» на постановление по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
Постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным мировым судьей 1-го судебного участка Ленинского судебного района г.Новосибирска, ООО УК «АЛЬФА» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО УК «АЛЬФА» в своей жалобе ставит вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, мотивируя тем, что согласно п. 2.6.3 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" Общество вправе было производить требуемые работы подготовки дома к зимней эксплуатации до 15.09.2018г., тогда как протокол составлен 04.09.2018г. Кроме того, проверкой, по завершении которой составлены акт и протокол об административном правонарушении, не установлены факты протечки, либо негерметичночти стыковых соединений в системах канализации. В подвалах дома, осмотренных в ходе проверки, не было выявлено ни намокания полов, ни течей труб санитарно-технического оборудования, ни следов протечек, что отражено в акте проверки. Согласно акту проверки, подвальное помещение сухое, чистое. Следовательно, событие вменяемых обществу нарушений отсутствует. Все работы, предусмотренные пунктами 4.1.9; 5.2.22; 2.6.6 Правил №170, включены в План-график и выполняются Обществом в нормативные сроки. Кроме того, о проведении внеплановой выездной проверки общество не было уведомлено надлежащим образом, и, следовательно, проведенная административным органом внеплановая проверка общества осуществлена с нарушением установленного законом порядка.
В судебное заседание защитник ООО УК «АЛЬФА» К А.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., доводы жалобы поддержала, настаивала на отсутствие состава административного правонарушения, полагала, что имеются основания для прекращения производства по делу.
От должностного лица Государственной жилищной инспекции, составившего протокол об административном правонарушении, представлены письменные возражения, суть которых сводится к тому, что выявленные нарушения (недостатки в работе управляющей организации по обслуживании многоквартирного дома), не относятся к подготовительным работам к отопительному сезону, устранения нарушений после проведения внеплановой проверки не освобождает от несения административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Также инспектором ГЖИ НСО отмечалось, что план-график работ, на который ссылается ООО УК «АЛЬФА» не может быть принят во внимание, поскольку ни в период проверки, ни при составлении протокола данный график работ не предоставлялся инспектору и оценка ему не давалась. Также, опираясь на ч. 3 ст. 196 ЖК РФ, пункты 1, 4, 5 ч. 10 ст. 19 Федерального закона №99-ФЗ, проверка лицензиата проводится без согласования с прокуратурой и без предварительного уведомления о внеплановой проверки.
Руководствуясь ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, изучив материалы дела, доводы, изложенные в жалобе, обоснованность и законность постановления в целом, суд приходит к следующим выводам.
Часть 2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Из представленных материалов усматривается, что ООО УК «АЛЬФА» является действующим юридическим лицом, состоит в реестре юридических лиц, имеет лицензию на право осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, в список многоквартирных домов, находящихся в управлении компании включены сведения о многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. ООО УК «АЛЬФА» заключен договор управления многоквартирным домом по адресу: <адрес> между управляющей организацией и собственниками помещений.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04 мая 2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено понятие лицензии, под которой понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В соответствии с п. 51 ч. 1 статьи 12 указанного закона предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами входит в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
В соответствии с пунктом 3 «Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2014 № 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖКРФ.
На основании приказа ГЖИ Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ была проведена внеплановая выездная проверка юридического лица с целью осуществления лицензионного контроля на территории Новосибирской области на основании поступления обращения, заявления, информации от граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органа местного самоуправления, средств массовой информации от ДД.ММ.ГГГГ№-ПГ о нарушении лицензионных требований.
В ходе проверки были выявлены нарушения лицензионных требований ООО УК «АЛЬФА», допущенные при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом по <адрес>, а именно:
отсутствуют пробки на прочистке канализации в количестве 4-х шт,, что является нарушением пункта 4.1.9 Правил № 170; подпункта "а" пункта 11 Правил содержания № 491; пункта 18 Минимального перечня № 290
в помещении лестничной клетки подъезда №, отсутствует фурнитура (ручки) на оконных блоках, что является нарушением пункта 4.8.14 Правил № 170; пункта 13 Минимального перечня № 290
в 7-ом отсеке подвального помещения отсутствует теплоизоляция на трубопроводах системы горячего водоснабжения в объеме 5%, что является нарушением пункта 5.2.22, пункта 2.6.6 Правил № 170; подпункта "з" пункта 11, подпункта "ж" пункта 10 Правил содержания № 491; пункта 3, пункта 5 Постановления Правительства Новосибирской области от 07.07.2011№285-п.
По существу факт наличия выявленных при проверке вышеперечисленных нарушений не опровергнут ООО УК «АЛЬФА».
По факту выявленных нарушений в ходе проверки был составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ., и в дальнейшем в отношении ООО УК «АЛЬФА» был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
С указанным протоколом представитель ООО УК «АЛЬФА» ознакомлен, выразил свое несогласие с ним, указал, что все необходимые согласно графика подготовки дома к зимней эксплуатации работы выполняются, что подтверждены актами от ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая решение о привлечении ООО УК «АЛЬФА» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья руководствовался следующими нормами нормативно-правовых актов:
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п.п."а","б" п.3 Положения о лицензировании во взаимосвязи с приведенными нормами Жилищного кодекса РФ к числу лицензионных требований относится соблюдение правил, установленных в соответствующей сфере деятельности, в том числе Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. №491.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в частности: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 11(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Такой перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. №290, в него включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания балок (ригелей) перекрытий и покрытий многоквартирных домов; работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов; работы, вьшолняемые в целях надлежащего содержания лестниц многоквартирных домов; работы, вьшолняемые в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; работы, выполняемые в целях надлежащего содержания мусоропроводов многоквартирных домов; работы, вьшолняемые в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме; работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; обеспечение устранения аварий в соответствии с установленными предельными сроками на внутридомовых инженерных системах в многоквартирном доме, выполнения заявок населения.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, согласно которым:
4.1.9. Следует обеспечить исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков. Устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации.
Обеспечить надежность и прочность крепления канализационных трубопроводов и выпусков, наличие пробок у прочисток и т.д.
4.8.14. Лестничные клетки:
должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки;
помещение должно регулярно проветриваться, температура воздуха - не менее +16 град. С;
должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц;
рекомендуется перед наружными входными дверями устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега;
входы из лестничных клеток на чердак или кровлю (при бесчердачных крышах) должны быть закрыты на замок.
5.2.22. Трубопроводы и арматура систем отопления, находящиеся в неотапливаемых помещениях, должны иметь тепловую изоляцию, исправность которой необходимо проверять не реже двух раз в год.
2.6.6. В период подготовки жилищного фонда к работе в зимних условиях организуется:
подготовка и переподготовка кадров работников котельных, тепловых пунктов, работников аварийной службы и рабочих текущего ремонта, дворников;
подготовка аварийных служб (автотранспорта, оборудования, средств связи, инструментов и инвентаря, запасов материалов и инструктаж персонала);
подготовка (восстановление) схем внутридомовых систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, центрального отопления и вентиляции, газа с указанием расположения запорной арматуры и выключателей (для слесарей и электриков по ликвидации аварий и неисправностей внутридомовых инженерных систем);
в неотапливаемых помещениях обеспечивают ремонт изоляции труб водопровода и канализации, противопожарного водопровода.
При наличии воды в подвалах следует ее откачать, отключить и разобрать поливочный водопровод, утеплить водомерный узел; обеспечить бесперебойную работу канализационных выпусков, смотровых колодцев дворовой сети и общих выпусков в торцах здания от сборного трубопровода, проложенного в подвале (техподполье).
Довод ООО УК «Альфа» о том, что отсутствует состав административного правонарушения, поскольку ООО УК «Альфа» вправе была производить работы по установлению пробки на прочистке канализации, фурнитура (ручки) на оконных блоках по восстановлению теплоизоляции на трубопроводах системы горячего водоснабжения в установленный законом срок, а именно до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данные работы относятся к работам по подготовке дома к отопительному сезону, ссылка на п. 2 п. 19 Постановления пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 №5, является необоснованным.
Как следует из положений п. 4.1.9, 4.8.14, 5.2.22 Правил №170 должно быть обеспечено, вне зависимости от срока проведения работ по подготовки к отопительному сезону, наличие пробок у прочисток системы канализации, наличие фурнитуры на окнах и наличие на трубопроводах тепловой изоляции.
Из этого следует, что наличие пробок у прочисток системы канализации, наличие фурнитуры на окнах и наличие на трубопроводах тепловой изоляции должно быть постоянным, поскольку наличие данного оборудования обеспечивает безопасность использования такого оборудования, проживания граждан в многоквартирном доме, рациональное использование тепловой энергии, экономию потребления тепловой энергии и воды, а также отсутствие вышеуказанного оборудования создает угрозу жизни и здоровью людей, может повлечь гибель людей, влечет значительное снижение уровня защищенности зданий и сооружений и, в случае чрезвычайной ситуации, может повлечь значительное увеличение количества пострадавших лиц, степени тяжести вреда, причиненного здоровью, а также причиненного материального ущерба.
При этом, из данных норм следует, что работы по установки (восстановлению) пробок у прочисток системы канализации, фурнитуры на окнах не относятся к работам по подготовке дома к отопительному сезону.
В части наличия на трубопроводах тепловой изоляции, то такие работы включены в работы по подготовке к отопительному сезону, но необходимо учитывать специальную норму (п. ДД.ММ.ГГГГ Правил №), которая не относиться к работам по подготовке к отопительному сезону и которая также предусматривает постоянное наличие тепловой изоляции трубопроводов.
Указание таких работ в рамках подготовки к отопительному сезону, не освобождает управляющую организацию от ответственности за отсутствие тепловой изоляции в иной период, а не только в период подготовки к отопительному сезону и тем более, не является доказательством того, что тепловая изоляция должна быть восстановлена только при подготовке дома к отопительному сезону.
В силу положений п. 2.6.3, п. 2.6.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей.
Согласно постановлению мэрии города Новосибирска от 30.03.2018 №1138 управляющая организация должна была в срок до 01.09.2018 провести работы по подготовке дома к отопительному сезону, а не к 15.09.2018.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, ООО УК «Альфа» не только не обеспечила постоянное наличие тепловой изоляции трубопроводов, но и в срок до 01.09.2018 не провела работы по восстановлению такой изоляции.
Акты выполненных работ от 28.08.2018 были представлены только лишь при составлении протокола об административном правонарушении, а не в момент проведения проверки, что вызывает обоснованные сомнение в их достоверности. При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства невозможности предоставления актов от 28.08.2018 на момент окончание проверки (31.08.2018).
Вышеуказанные акты составлены не в соответствии с п. 9 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 и Приказ Минстроя России от 26.10.2015 № 761/пр «Об утверждении формы акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме».
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что устранение нарушений после проведения проверки, а визуальный осмотр имел место быть 27.08.2018, не могут служить основанием для освобождения управляющей организации от административной ответственности.
Ссылка ООО УК «Альфа» на план-график является необоснованной, поскольку, как было сказано выше, работы по обеспечению постоянного наличия вышеуказанного оборудования не относятся к работам по подготовке к отопительному сезону.
При этом, план-график работ по подготовке к отопительному сезону в силу положений п. 2.6.4 Правил №170 составляется собственником жилищного фонда или организацией по его обслуживанию и утверждается органами местного самоуправления на основе результатов весеннего осмотра и недостатков, выявленных за прошедший период.
Вышеперечисленные нормы права, положенные в обжалуемом постановлении в качестве правового обоснования привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, применены верно.
Мировым судьей правомерно отклонены доводы защитника ООО УК «АЛЬФА», поскольку вина Общества в нарушении лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами нашла свое подтверждение вышеприведенными доказательствами.
Отклоняются за несостоятельностью доводы защитника ООО УК «АЛЬФА» о существенных нарушениях при проведении проверки, а именно отсутствия уведомления о предстоящей проверке.
Согласно ч. 3 ст. 196 Жилищного кодекса РФ внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с частью 4.2 статьи 20 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Между тем, как следует из материалов дела приказ о проведении внеплановой выездной проверки получено юридическим лицом ДД.ММ.ГГГГ. посредством электронной почты, (л.д. 12, 13).
Учитывая изложенное, мировой судья обосновано пришел к выводу, что ООО УК «АЛЬФА» при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами допустило нарушение лицензионных требований, и указанные действия образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Таким образом, нарушения указанные в протоколе № нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Суд находит несостоятельными доводы представителя об освобождении ООО УК «АЛЬФА» от административной ответственности, поскольку постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом РФ об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо привлечено к ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях
Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных статьями 4.1 - 4.3 КоАП РФ. Размер административного штрафа снижен с применением частей 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ. Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и прекращения производства по делу суд не усматривает. Нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено и правовых оснований для отмены постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд
р е ш и л :
Постановление по делу об административном правонарушении №, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей 1-го судебного участка Ленинского судебного района г. Новосибирска в отношении ООО Управляющая компания «Альфа» по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, оставить без изменения, а его жалобу – без удовлетворения.
Постановление по делу об административном правонарушении от 08.10.2018г. и настоящее решение вступают в законную силу немедленно после оглашения настоящего решения.
Судья (подпись) И.С. Новикова
Подлинник находится в деле № 5-512/2018-1 мирового судьи 1-го судебного участка Ленинского судебного района г.Новосибирска.