ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-818/17 от 01.11.2017 Московского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 12-818/17

РЕШЕНИЕ

<...> 1 ноября 2017 года

Судья Московского районного суда г. Казани Республики Татарстан Игонин Дмитрий Иванович,

с участием заявителя ФИО1 и его представителя Ш., В., Х.,

представителей Приволжского управления Ростехнадзора - начальника межрегионального отдела по надзору за взрывопожароопасными объектами общепромышленного и химического комплекса Приволжского управления Ростехнадзора С. и Ш.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу главного специалиста по ИТ САУ и М ПАО «<данные изъяты>» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за взрывопожароопасными объектами общепромышленного и химического комплекса Приволжского управления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за взрывопожароопасными объектами общепромышленного и химического комплекса Приволжского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ главный специалист по ИТ САУ и М ПАО «<данные изъяты>» ФИО1 привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Как следует из постановления, в соответствии с распоряжением Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении плановой выездной проверки ОАО «<данные изъяты>», комиссией Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица: Публичного акционерного общества «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, <адрес> на предмет выполнения требований нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативно-технических документов в области промышленной безопасности, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, соблюдения требований промышленной безопасности.

Результаты проверки зафиксированы в Акте проверки Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проверки комиссией Приволжского управления Ростехнадзора установлено, что действиями (бездействием) главного специалиста по ИТ САУ и М ПАО «<данные изъяты>» ФИО1 допущены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а именно:

  1. В технологических регламентах на производство продукции ПАО «<данные изъяты>» не предусмотрены специальные алгоритмы (сценарии) работы системы ПАЗ, при которых допускается ручное или автоматическое отключение отдельных блокировок на периоды пуска, останова и переключений технологических режимов установок при соответствующем обосновании в проектной документации, а также параметры, контроль, индикация и регистрация которых, не подлежат отключению. Что нарушает пункты 1, 2 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт ДД.ММ.ГГГГ. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ.

2.Не проводится анализ загрязненности сжатого воздуха КИП на вводах на технологические установки ПАО «<данные изъяты>». Нарушения части 1, 2 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 6.5.6. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ.

3.Не обеспечена безопасная эксплуатация опасных производственных объектов ПАО «<данные изъяты>»: для непрерывных процессов по письменному разрешению должностного лица допускается отключение защит (единовременно не более одного параметра), при этом не разрабатываются организационно-технические мероприятия и план организации работ, обеспечивающие безопасность технологического процесса и производства работ, не предусматриваются устройства, регистрирующие все случаи отключений параметров защиты и их продолжительность. Нарушение пункта 1, 2 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 6.9.3. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ.

4.Не оснащены средствами автоматического регулирования уровня горючих жидкостей в кубовой части колонны ректификации (К-17, К-25, К-36) опасного производственного объекта Площадка производства продуктов на основе окиси этилена, завод «ФИО3 и технических газов», цеха ПАО «<данные изъяты>». Нарушение пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 4.3.3.Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ.

5.Отсутствует контроль за содержанием кислорода в парогазовой фазе или контроль за регламентированными значениями разрежения. В ректификационных колоннах, работающих под разрежением, технологических позиций К-25, К-36, в которых обращаются вещества, способные образовывать с кислородом воздуха взрывоопасные смеси. Не предусмотрена автоматическая подача азота в систему и впоследствии аварийная остановка технологического процесса по заданной программе, предусмотренной в системе ПАЗ и отраженной в технологическом регламенте на производство продукции при падении разрежения в системе ниже регламентированных значений на опасном производственном объекте Площадка производства продуктов на основе окиси этилена, завод «ФИО3 и технических газов», цеха ПАО «<данные изъяты>». Нарушение пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 4.3.2. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ.

6.Не обеспечена безопасная эксплуатация производства бутилцеллозольва цеха ПАО «<данные изъяты>», а именно не предусмотрены технические средства, обеспечивающие в автоматическом режиме оповещение об обнаружении, локализации и ликвидации выбросов опасных веществ. Нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ, пункт 6.8.2 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ.

7.Не обеспечена безопасная эксплуатация производства бутилцеллозольва цеха ПАО «<данные изъяты>», поскольку отсутствуют буфурные емкости (реципиенты) систем обеспечения сжатым воздухом средств управления и ПАЗ, обеспечивающие питание воздухом систем контроля и ПАЗ при остановке компрессора. Нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ, пункт 6.5.5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ.

8.Отсутствуют компьютерные тренажеры, учебно-тренировочные полигоны для приобретения практических навыков безопасного выполнения работ, предупреждения аварий и ликвидации их последствий на технологических объектах с блоками I и II категорий взрывоопасности всех рабочих и инженерно-технических работников, непосредственно занятых ведением технологического процесса и эксплуатацией оборудования на этих объектах на опасном производственном объекте Склад сырья и готовой продукции, завод «ФИО3 и технических газов», цех . Нарушение пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 2.11. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ.

9.Отсутствует оснащение резервуарного парка, имеющего в своем составе технологические блоки I и II категорий взрывоопасности, автоматизированными системами управления и ПАЗ, обеспечивающей автоматическое регулирование процесса и безаварийную остановку производства по специальным программам, определяющим последовательность и время выполнения операций отключения при аварийных ситуациях в технологической системе (технологическом блоке, техническом устройстве), а также снижение или исключение возможности ошибочных действий производственного персонала при ведении процесса, пуске и остановке производства и другие меры на опасном производственном объекте Склад сырья и готовой продукции, завод «ФИО3 и технических газов», цех . Нарушение пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 3.20.1. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ.

10.Не обеспечена безопасная эксплуатация склада готовой продукции, завод «ФИО3 и технических газов», цех 762, поскольку отсутствуют буфурные емкости (реципиенты) систем обеспечения сжатым воздухом средств управления и ПАЗ, обеспечивающие питание воздухом систем контроля и ПАЗ при остановке компрессора. Нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ, пункт 6.5.5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ.

11.Не обеспечена безопасная эксплуатация склада готовой продукции, завод «ФИО3 и технических газов», цех 762, в частности отсутствует звуковая сигналзация о загазованности в помещениях насосных 762 А, И, М (имеется только световая сигнализация). Нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ, пункт 6.1.5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ.

12. Отсутствует контроль за содержанием кислорода в парогазовой фазе или контроль за регламентированными значениями разрежения. в ректификационных колоннах, работающих под разрежением, технологических позиций К-40, К-56, в которых обращаются вещества, способные образовывать с кислородом воздуха взрывоопасные смеси. Не предусмотрена автоматическая подача азота в систему и впоследствии аварийная остановка технологического процесса по заданной программе, предусмотренной в системе ПАЗ и отраженной в технологическом регламенте на производство продукции при падении разрежения в системе ниже регламентированных значений. Что является нарушением пунктов 1, 2 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункта 4.3.2. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общих правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ.

13. Не обеспечена безопасная эксплуатация «Площадки производства этаноламинов и модификаторов, завод «ФИО3 и технических газов», цех 310, а именно:

- не предусмотрены технические средства, обеспечивающие в автоматическом режиме оповещение об обнаружении, локализации и ликвидации выбросов опасных веществ (на складе аммиака, сливной эстакаде аммиака), на наливной эстакаде этаноламинов).

Пункт 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ, пункт 6.8.2 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ.

14. Не обеспечена безопасная эксплуатация «Площадки производства этаноламинов и модификаторов, завод «ФИО3 и технических газов», цех 310, поскольку системы контроля, управления ПАЗ на складе аммиака не промаркированы с нанесением соответствующих надписей, четко отражающих их функциональное назначение. (Пункт 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 6.1.7 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ.)

15. Не оснащены автоматизированными системами управления и противоаварийной защиты с применением микропроцессорной и вычислительной техники, обеспечивающей автоматическое регулирование процесса и безаварийную остановку производства по специальным программам, определяющим последовательность и время выполнения операций отключения при аварийных ситуациях, а также снижение или исключение возможности ошибочных действий производственного персонала при ведении процесса, пуске и остановке производства в цехе площадки производства этаноламинов и модификаторов завода "ФИО3 и технических газов" ПАО «Казаньоргсинтез». (Пункты 3.20.1, 3.12 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ; части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

16. Не проходит испытания на быстродействие, прочность и плотность закрытия запорно-регулирующая арматура с электроприводом после ремонта и перед установкой по месту на опасных производственных объектах ПАО «<данные изъяты>». После ремонта проводятся проверки только технического состояния и работоспособности в цехе . (Пункт 6.10.1. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ; часть 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

17. Отсутствует во взрывоопасном помещении и вне его перед входными дверями (оснащены не все входы/выходы) устройство световой и звуковой сигнализации загазованности воздушной среды в корпусе цеха площадки производства этаноламинов и модификаторов завода "ФИО3 и технических газов" ПАО «<данные изъяты>». (Пункт 6.1.5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ; статья 8, часть 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

18. Без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности документации (шифр 30269-АТХ), учитывающей требования и предусматривающие мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, предупреждению аварий и локализации их последствий с необходимыми обоснованиями и расчетами, в цехе 310-352-353 площадки производства этаноламинов и модификаторов завода "ФИО3 и технических газов" ПАО «<данные изъяты>» выполнен монтаж технологического оборудования: монтаж систем контроля уровня этаноламинов в емкостях хранения готовой продукции. (Пункт 2.5 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ; часть 1 статьи 8, часть 1 статьи 9, часть 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

19. Отсутствуют буферные емкости (реципиенты) систем обеспечения сжатым воздухом средств управления и ПАЗ, обеспечивающие питание воздухом систем контроля, управления и ПАЗ при остановке компрессоров в течение времени, достаточного для безаварийной остановки объекта, что должно быть подтверждено расчетом, но не менее одного часа, в цехе 310-352-353 площадки производства этаноламинов и модификаторов завода "ФИО3 и технических газов" ПАО «<данные изъяты>». (Пункт 6.5.5. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ; часть 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

Действия главного специалиста по ИТ САУ и М ПАО «<данные изъяты>» ФИО1 должностным лицом квалифицированы по части 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В жалобе поступивший в суд и в судебном заседании ФИО1 ставит вопрос об отмене вынесенного постановления, в целом указывая, что не является субъектом административного правонарушения, поскольку за каждый выявленный пункт нарушений на предприятии отвечает соответствующее должностное лицо, которое и должны были установить в ходе проверки.

Представители Приволжского управления Ростехнадзора просили постановление оставить без изменения.

Жалоба подлежит отклонению.

Часть 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из содержания должностной инструкции главного специалиста по информационным технологиям и системам автоматизированного управления и метрологии, утвержденной главным инженером ОАО «Казаньоргсинтез», следует, что ФИО1 является должностным лицом в том понимании, которое заложено в статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в ОАО «<данные изъяты>» (раздел 2, 3 должностной Инструкции). Те права и обязанности которые возложены на ФИО1 непосредственно связаны с обязанностями за невыполнение которых он привлекается к административной ответственности, в связи с чем доводы ФИО1 и его представителей об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения не находят своего подтверждения. ФИО1 является надлежащим субъектом.

Факт нарушения и виновность должностного лица подтверждаются материалами дела, в частности: должностной инструкцией от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (согласно которому аналогичные правонарушения уже выявлялись Ростехнадзором, ФИО1 не оспаривал выводы должностных лиц); схемой организационной структуры службы главного специалиста по ИТ САУ и М (согласно которой отделы отвечающие за соблюдение вышеуказанных норм и правил находятся в административном и функциональном подчинении ФИО1); Актом проверки Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ.

Выявив факты нарушений требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, должностное лицо пришло к правильному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Правильность указанных выводов подтверждается имеющимися в деле доказательствами, которые получены уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленного законом порядка и отнесены статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств по делу об административном правонарушении.

Доказательства оценены по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

Довод жалобы об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения опровергаются всеми представленными доказательствами, изложенными выше.

Административное наказание назначено в пределах части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением общих правил назначения наказания, установленных статьями 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и является справедливым.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.

Обжалуемое постановление вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за взрывопожароопасными объектами общепромышленного и химического комплекса Приволжского управления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения.

Жалобу главного специалиста по ИТ САУ и М ПАО «<данные изъяты>» ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти суток через Московский районный суд <адрес> Республики Татарстан.

Судья: Д.И. Игонин