ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-82/18 от 04.10.2018 Дальнегорского районного суда (Приморский край)

№ 12-82/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г.Дальнегорск 04.10.2018

Судья Дальнегорского районного суда Приморского края Гуцалов И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Петрова С.М. на постановление зам.начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах департамента лесного хозяйства Приморского края - государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Приморского края Николаева Е.Г. № 07-02/2018МВД от 12.03.2018 о привлечении Петрова Сергея Михайловича к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.32 ч.3 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

По постановлению зам.начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах департамента лесного хозяйства Приморского края - государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Приморского края № 07-02/2018МВД от 12.03.2018 Петров привлечён к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.32 ч.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 4 000 руб.

Петров обратился в суд с жалобой на постановление, указав, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении оценка доказательств произведена с нарушением требований полноты и всесторонности исследования обстоятельств, имеющих значение для дела. Указанное в протоколе место совершения административного правонарушения «п.Краснореченский ул.Первомайская, 51» не соответствует квалификации правонарушения, предусмотренной ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, так как указанный адрес присвоен недвижимому объекту, расположенному на земельном участке населённого пункта, не входящему в состав лесного фонда. Распоряжением администрации Приморского края от 12.10.2017 № 435-ра не установлены ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определённых видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах. Решения Комиссии ЧСиПБ от 31.10.2017 № 85 также не устанавливает ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств. Кроме того, решение комиссии ЧСиПБ 31.10.2017 № 85 в силу прямого указания закона (ст.4.1 68-ФЗ, ст.53.5 ЛК РФ) не может являться законным основанием для введения ограничений пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определённых видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционирует в соответствии со статьями 4 и 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В соответствии с п.10 ст.4.1 данного Закона, введение дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (в том числе ограничение доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации, приостановление деятельности организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации) находится в компетенции Президента Российской Федерации (п.9 ст.4.1 Закона) и главы ДГО (применительно к Дальнегорскому городскому округу в соответствии с аб.3 п.б ч.8 ст.4.1 Закона). В соответствии с п.6 ст.39 Устава ДГО, глава ДГО, возглавляя администрацию ДГО, в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Приморского края, Уставом ДГО и решениями Думы ДГО, издает постановления администрации ДГО по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Приморского края, а также распоряжения администрации ДГО по вопросам организации работы администрации ДГО. Глава ДГО издаёт постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесённым к его компетенции Уставом ДГО в соответствии с федеральными законами. Таким образом, решение о приостановлении деятельности организаций на территории чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением крупных лесных пожаров, могло быть принято исключительно главой ДГО в виде постановления Главы ДГО или постановления Администрации ДГО. Довод Административного органа о том, что Решение Комиссии подписано главной местного самоуправления и.о. главы Дальнегорского ГО, который также является и.о. председателя комиссии ЧСиПБ, а именно одним должностным лицом Колосковым, противоречит требованиям ст.4.1 Закона № 68-ФЗ, ст.53.5 ЛК РФ. Считает, что решение комиссии ЧСиПБ от 31.10.2017 № 85 принято незаконно и не соответствует требованиям, установленным правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, а именно ст.53.5 Лесного кодекса РФ, Приказу Минприроды России от 06.09.2016 N 457 в силу следующего. В соответствии со ст.53.5 ЛК РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определённых в соответствии со ст.ст.81-84 настоящего Кодекса, ограничивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определённых видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Из п.6 ч.1 ст.84 ЛК РФ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. В соответствии с п.3 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила), меры пожарной безопасности в лесах включают: а) предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах. На основании п.37 Правил пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Порядок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определённых видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах, утверждён Приказом Минприроды России от 06.09.2016 N 457 (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2016 N 44580) (далее - Порядок). Согласно п.3 Порядка ограничение пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определённых видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах вводится в случаях: -установления IV и V классов пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды при отсутствии улучшения пожароопасной обстановки в лесах в ближайшие 5 дней по данным прогноза метеорологических (погодных) условий; - установления особого противопожарного режима; - объявления чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров. В силу п.5 Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определённых видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах, утверждённого Приказом Минприроды России от 06.09.2016 N 457, в решении органа местного самоуправления о введении ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определённых видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах (далее - решение о введении ограничения) указываются: а) основание для введения ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определённых видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах; б) меры, которые вводятся в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах; в) месторасположение лесного участка (лесных участков) с указанием выдела, квартала, наименование участкового лесничества, лесничества, лесопарка (лесничеств, лесопарков); г) информация о контактных данных специализированной диспетчерской службы для рассмотрения обращений граждан; д) информация о порядке осуществления работ, связанных с обеспечением пожарной безопасности в лесах, а также с проведением аварийно-спасательных работ; е) срок ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определённых видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах. Таким образом, решение комиссии ЧСиПБ № 85 от 31.10.2017 не соответствует требованиям ст.53.5 Лесного кодекса РФ, Приказу Минприроды России от 06.09.2016 N 457 в части обязательного указания на месторасположение лесного участка (лесных участков) с указанием выдела, квартала, наименование участкового лесничества, лесничества, лесопарка (лесничеств, лесопарков) в отношении которого вводится мера ограничения проведения лесозаготовительных работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах. При рассмотрении данного административного дела административным органом не дана оценка доводу защитника о том, что решение комиссии ЧСиПБ в нарушение п.6 Порядка, утв. приказом Минприроды России от 06.09.2016 N 457, не опубликовано в официальном печатном издании, являющимся источником официального опубликования муниципальных правовых актов согласно с ч.3 ст.50 Устава ДГО - газете «Трудовое слово», в силу чего не является вступившим в законную силу. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст.15 ч.3 Конституции Российской Федерации), и не подлежат применению. Также, считает, что в действиях Петрова отсутствуют нарушения требований пожарной безопасности, предусмотренные Федеральным закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О пожарной безопасности", Приказа Минприроды России от 06.09.2016 N 457, п.37 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417. Учитывая, что на 08.11.2017 отсутствовало законное решение органа местного самоуправления ДГО, устанавливающее ограничение пребывания граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определённых видов работ, считает, что Петров законно управлял транспортным средством по адресу с.Краснореченский ул.Октябрьская, 51, в связи с чем отсутствуют основания для привлечения Петрова к ответственности, предусмотренной ч.3 ст.8.32 КоАП РФ. Просит постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах - государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Приморского края Николаева от 12.03.2018 № 07-02/2018 МВД отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.32 ч.3 КоАП РФ, в отношении Петрова Сергея Михайловича прекратить.

В судебном заседании Петров и его защитник Воловенко Р.И. поддержал доводы жалобы в полном объёме. При этом привлекаемый Петров пояснил, что он работает водителем лесовоза в ООО «Арда», он действительно двигался с лесосеки № 4 и был остановлен сотрудниками ДПС на ул.Первомайской в с.Краснореченский (Тайга), однако он не знал о режиме чрезвычайной ситуации, при этом он также не мог отказаться от поездки в лес в силу трудовых отношений.

Представитель Департамента лесного хозяйства Приморского края по доверенности Фролов В.Н. с доводами жалобы не согласился, о чём представил письменный отзыв, согласно которому полагает, что производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении Петрова прекращению не подлежит, поскольку особый противопожарный режим - это введение дополнительных требований пожарной безопасности и мер по их соблюдению. В частности в Приказе министерства природных ресурсов и экологии РФ от 06.2016 № 457 «Об утверждении порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств....» п.3 приложения 1 говорится, что одним из случаев ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определённых работ является установление особого противопожарного режима. То есть наименование решения органа государственной власти - «введение особого противопожарного режима» подразумевает, прежде всего, запрещение на пребывание граждан в лесах. 31.10.2017 комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Дальнегорского городского округа приняла решение № 85 о признании ситуации, сложившейся на территории Дальнегорского городского округа чрезвычайной в лесах муниципального характера и введении в действие Планов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Дальнегорского городского округа. На основании указанного решения администрацией Дальнегорского городского округа вынесено постановление от 31.10.2017 № 622-па «О введении на территории Дальнегорского городского округа режима чрезвычайной ситуации в лесах», что подразумевает, прежде всего, ограничение пребывания в лесах и въезда в них транспортных средств. Постановление администрации ДГО от 31.10.2017 № 622-па и решение комиссии ЧСиПБ от 31.10.2017 № 85 были размещены на официальном сайте администрации ДГО 31.10.2017. Кроме того телерадиокомпанией «Даль-ТВ» (г.Дальнегорск) по телеканалу «Даль-ТВ 25 регион» 01.11.2017 в 20.00 час., 22.00 час. и 02.11.2017 в 08.00 час. и 12.00 час. была озвучена информация о введении режима чрезвычайной ситуации на территории Дальнегорского городского округа. В связи с изложенным считает доводы жалобы необоснованными.

Изучив доводы жалобы с приложенными материалами, а также истребованные из Департамента лесного хозяйства Приморского края материалы административного дела в отношении привлекаемого Петрова, выслушав привлекаемого и его защитника, а также представителя департамента лесного хозяйства Приморского края, суд приходит к следующему выводу.

На основании ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Положения ст.8.32 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривают административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.

Согласно протоколу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.32 ч.3 КоАП РФ, составленному 08.11.2017 старшим сержантом полиции МО МВД России «Дальнегорский» Овчинниковым Т.А., Петрову вменяется то, что он 08.11.2017 в 14.15 мин. в Дальнегорском районе п.Краснореченский вблизи дома 51 по ул.Первомайской в период введения на территории Приморского края особого противопожарного режима в введения режима чрезвычайной ситуации в лесах на территории Дальнегорского ГО, осуществил выезд в лес на автомобиле «VOLVO CAB» гос.номером , тем самым нарушил распоряжение администрации Приморского края от 12.10.2017 № 435-ра «О введении на территории Приморского края особого противопожарного режима»; решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Дальнегорского ГО от 31.10.2017 № 85 «О введении на территории Дальнегорского городского округа режима чрезвычайной ситуации в лесах»; приказ МПР РФ и экологии от 06.09.2016 № 457 «Об утверждении порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определённых видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах и порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определённых видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах».

Данные выводы послужили основанием для привлечения Петрова к административной ответственности по ст.8.32 ч.3 КоАП РФ и вынесении постановления № 07-02/2018МВД от 12.03.2018.

Суд считает, что с указанное постановление в отношении Петрова подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из п.37 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417, пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

Согласно п.5 Правил введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций, утв.Постановлением Правительства РФ от 17.05.2011 № 376, режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера вводится на основании решения комиссии, указанной в подпункте «а» настоящего пункта, решение о введении указанного режима принимает руководитель органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого предполагается ввести режим чрезвычайной ситуации в лесах муниципального характера.

Распоряжением администрации Приморского края от 12.10.2017 № 435-ра на территории Приморского края введён особый противопожарный режим, главам муниципальных образований Приморского края рекомендовано предусмотреть дополнительные меры пожарной безопасности, в том числе запрещение на пребывание граждан в лесах.

На основании Решения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 31.10.2017 и в соответствии с уставом Дальнегорского городского округа администрацией Дальнегорского городского округа вынесено постановление от 31.10.2017 № 622-па «О введении на территории Дальнегорского городского округа режима чрезвычайной ситуации в лесах», на территории Дальнегорского городского округа введён режим ЧС в лесах муниципального характера, определены границы зон ЧС в пределах территориальных границ Дальнегорского городского округа. Указанное постановление размещено на официальном сайте Дальнегорского городского округа в сети Интернет.

Согласно п.2 Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определённых видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах, утв. Приказом от 06.09.2016 № 457 Министерства природных ресурсов и экологии РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определённых в соответствии со ст.ст.81-84 Лесного кодекса РФ (далее - уполномоченные органы), принимают решение об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, а также проведения в лесах определённых видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах.

Из оспариваемого постановления следует, что административным органом в качестве решения об ограничении пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах названо Решение Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Дальнегорского городского округа от 31.10.2017, которым установлено ограничение пребывания граждан в лесах.

Однако названный орган в соответствии с п.7 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», является координационным органом, который вправе выносить Решение рекомендательного характера, не влекущее правовых последствий для третьих лиц.

Ссылка административного органа на пункт 3 Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определённых видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах, утв. Приказом от 06.09.2016 № 457 Министерства природных ресурсов и экологии РФ, в части установления особого противопожарного режима не принимается и существенного значения при названных обстоятельствах не имеет, так как основана на неверном толковании названного Порядка.

Ответственность по ст.8.32 КоАП РФ наступает тогда, когда виновное лицо допускает нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в действии или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах, в частности по ч.3 данной статьи заключается в нарушении правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима.

Поскольку нахождение в лесу Петрова 08.11.2017 не было ограничено решением органа местного самоуправления, выводы должностного лица административного органа о наличии в действиях Петрова состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.32 ч.3 КоАП РФ, являлись неверным.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ.

На основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Таким образом, постановление государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Приморского края департамента лесного хозяйства Приморского края Николаева № 07-02/2018МВД от 12.03.2018 подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.32 ч.3 КоАП РФ, в отношении Петрова подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление зам.начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и пожарного надзора в лесах департамента лесного хозяйства Приморского края - государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Приморского края Николаева Е.Г. № 07-02/2018МВД от 12.03.2018 о привлечении Петрова С. М. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.32 ч.3 КоАП РФ – отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Дальнегорский районный суд Приморского края в течение 10 суток с момента вручения (получения) его копии.

Судья И.В. Гуцалов