ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-82/2017 от 22.03.2017 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

22 марта 2017 года г. Ханты-Мансийск

Судья Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры ФИО2,

с участием:

защитника ФИО1ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО4 на постановление заместителя руководителя Службы контроля ХМАО-Югры ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу №ПП-11/2016/11-АЗ, которым ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, привлечен к административной ответственности по ч.5 ст.7.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

16 июня 2016 года постановлением заместителя руководителя Службы контроля ХМАО-Югры ФИО3 должностное лицо – директор БУ ХМАО-Югры «Дирекция по эксплуатации служебных зданий» ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.5 ст.7.32 КоАП РФ.

Считая указанное постановление незаконным и подлежащим отмене, защитник ФИО1ФИО4 обратился в суд с жалобой, мотивировав доводы тем, что состав инкриминируемого ФИО1 правонарушения в его действиях отсутствует, деяние содержит признаки малозначительности и крайней необходимости.

В судебное заседание ФИО1, представитель административного органа, не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Уважительных причин неявки судом не установлено, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило. В связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании защитник ФИО1ФИО4 с обжалуемым постановлением не согласился, указав на отсутствие в действиях ФИО1 состава инкриминируемого правонарушения.

Суд, выслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив доводы жалобы и письменные материалы дела, установил следующее.

Постановлением заместителя руководителя Службы контроля ХМАО-Югры ФИО3 от 16.06.2016 ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч.5 ст.7.32 КоАП РФ за то, что, являясь должностным лицом Заказчика – директором БУ ХМАО-Югры «Дирекция по эксплуатации служебных зданий», находясь на рабочем месте по адресу: <адрес>, своим действием 25.09.2015 допустил нарушение подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, а именно изменил условия контракта, в том числе увеличил цену работ, в случае, когда такая возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и привело к дополнительному расходованию бюджетных средств. Заказчиком 25.09.2015 заключено дополнительное соглашение к договору №69-15/кс, в которое включены работы, не предусмотренные договором на сумму 3 096 744 рублей, произведена их оплата.

Административная ответственность по ч.5 ст.7.32 КоАП РФ предусмотрена за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, - и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, юридических лиц в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объем которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения.

Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают отношения, связанные с регулированием условий заключения и исполнения государственных или муниципальных контрактов, определенных в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Целью указанной статьи является обеспечение стабильности этих условий, эффективности расходования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, развития добросовестной конкуренции.

Объективная сторона рассматриваемого деяния выражается в изменении условий контракта, в том числе увеличении цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона N 44-ФЗ и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону N 44-ФЗ.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Условия исполнения контракта в соответствии с требованиями федерального закона предлагаются участниками закупки в заявках на участие в закупке. В соответствии со статьей 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В договоре подряда также указываются начальный и конечный сроки выполнения работы, а по согласованию между сторонами могут быть предусмотрены сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки) (пункт 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных правовых норм существенными условиями договора подряда являются предмет договора, определяющий в том числе виды, содержание и объемы работ, начальный и конечный сроки выполнения работ.

Таким образом, изменение объема выполняемых работ является изменением существенных условий договора №69-15/кс.

Согласно ч.1 ст.95 Закона №44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.

Предусматривая возможность изменения условий контракта в исключительных случаях и при соблюдении определенных условий, законодатель исходил из того, что при заключении контракта, особенно контракта на выполнение подрядных работ, не всегда возможно предусмотреть все объемы работ, которые потребуется выполнить подрядчику.

Таким образом, Закон о контрактной системе прямо предусматривает возможность изменения существенных условий контракта, но при соблюдении определенных условий, а именно:

возможность такого изменения предусмотрена документацией о закупке или контрактом;

- изменение происходит по предложению заказчика;

- изменяться могут только объемы работ, предусмотренные контрактом;

- цена контракта может быть изменена пропорционально дополнительному объему работы, но не более чем на десять процентов цены контракта.

Как следует из материалов дела, 27.05.2015 между БУ ХМАО-Югры «Дирекция по эксплуатации служебных зданий» в лице директора ФИО5 и ООО «Строй Монтаж» заключен договор №69-15/кс на выполнение работ по капитальному ремонту здания Ханты-Мансийской клинической стоматологической поликлиники, расположенной по адресу: <адрес>, на сумму 36 665 371,90 рублей. В соответствии с п.4.3 указанного договора оплата по договору производится за счет средств бюджета ХМАО-Югры. Согласно п.10.7 договора Заказчик по согласованию с Подрядчиком в ходе исполнения договора вправе изменить не более чем на 10 % предусмотренный договором объем работ при изменении потребности в работах, на выполнение которых заключен договор. При этом по соглашению сторон допускается изменение, с учетом положений бюджетного законодательства РФ, цены договора пропорционально дополнительному объему работ исходя из установленной в договоре цены единицы работы, но не более чем на 10% цены договора.

В связи с необходимостью проведения дополнительных работ между сторонами договора 25.09.2015 подписано дополнительное соглашение, согласно п.1 которого - общая цена договора составила 40 328 242,15 рублей. В остальные пункты договора изменения не вносились.

В связи с заключением дополнительного соглашения от 25.09.2015 был составлен локальный сметный расчет №02-01-08 доп. на сумму 3 662 870,25 рублей.

Заказчиком приняты указанные дополнительные работы и произведена их оплата на сумму 3 096 744 рублей платежными поручениями от 27.10.2015 №8542 на сумму 2 282 841,25 рублей и от 27.10.2015 №8509 на сумму 1 380 029,00 рублей.

В ходе проверки Служба контроля ХМАО-Югры пришла к выводу о том, что в результате заключения дополнительного соглашения от 25.09.2015 произошло изменение сметной стоимости строительства по тем наименованиям видов работ и затрат, по которым ранее утвержденная сметная стоимость строительства отсутствовала (строки №№1,2,4,7,11-16,18-20,22-24,26 локального сметного расчета №02-01-08 доп.), а именно в дополнительное соглашение от 25.09.2015 были включены работы, не предусмотренные договором №69-15/кс, повлекшие дополнительное расходование бюджетных средств в сумме 3 096 774 рублей, что является нарушением подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Возможность изменения условий договора о цене предусмотрена пунктом 4.1 договора №69-15/кс от 27.05.2015, и представителем административного органа не оспаривается факт того, что цена договора дополнительным соглашением к договору от 25.09.2015 была изменена в установленных статьей 95 Закона о контрактной системе пределах 10 процентов от первоначальной цены контракта.

Суд приходит к выводу о том, что дополнительные работы- столбец 3 строки №№1,2,4,7,11-16,18-20,22-24,26 локального сметного расчета №02-01-08 доп. (л.д.125-129 Том 1), необходимость выполнения которых была установлена после заключения контракта, не являются дополнительными, ранее не предусмотренными контрактом ввиду нижеследующего.

В соответствии с п.1.1 договора №69-15/кс от 27.05.2015 его предметом является капитальный ремонт здания Ханты-Мансийской клинической стоматологической поликлиники, расположенной по адресу: <адрес> (демонтажные работы, общестроительные работы, электрооборудование и электроснабжение, охранно-пожарная сигнализация, водопровод и канализация, отопление, лифтовое оборудование).

Как первоначальные локальные сметные расчеты ЛС№02-01-01 (демонтажные работы), ЛС№02-01-02 (общестроительные работы), так и дополнительно составленный сметный расчет предусматривают выполнение демонтажных и общестроительных работ, при этом в дополнительном локальном сметном расчете уточняются виды конкретных демонтажных и общестроительных работ, то есть сами виды работ не изменились.

Порядок составления сметной документации определяется в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (далее - Методика).

Область применения указанной Методики связана с определением порядка составления сметной документации и определения сметной стоимости строительства, выполнения ремонтных, монтажных и пусконаладочных работ на всех стадиях разработки предпроектной и проектной документации, формированию договорных цен на строительную продукцию и проведению расчетов за выполненные работы.

Для определения сметной стоимости строительства проектируемых предприятий, зданий, сооружений или их очередей составляется сметная документация, состоящая из локальных смет, локальных сметных расчетов, объектных смет, объектных сметных расчетов, сметных расчетов на отдельные виды затрат, сводных сметных расчетов стоимости строительства (ремонта), сводок затрат (пункт 3.15 Методики).

В соответствии с пунктом 3.16 Методики локальные сметы относятся к первичным сметным документам и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации.

При этом, как указано в Методике, локальные сметные расчеты составляются в случаях, когда объемы работ и размеры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основании рабочей документации, или в случаях, когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть достаточно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.

Исходя из буквального толкования указанной нормы, суд приходит к выводу о том, что локальный сметный расчет является предварительным документом, создаваемым на основе рабочей документации, и может изменяться в процессе выполнения работ.

Согласно пункту 4.4 Методики в локальных сметных расчетах (сметах) производится группировка данных в разделы по отдельным конструктивным элементам здания (сооружения), видам работ и устройств в соответствии с технологической последовательностью работ и учетом специфических особенностей отдельных видов строительства. Локальный сметный расчет (смета) по строительным работам может иметь разделы - земляные работы; фундаменты и стены подземной части; стены; каркас; перекрытия, перегородки; полы и основания; покрытия и кровли; заполнение проемов; лестницы и площадки; отделочные работы; разные работы (крыльца, отмостки и прочее) и т.п.

Суд приходит к выводу о том, что видом работ, указанным в локальном сметном расчете, в данном случае являются именно демонтажные и общестроительные работы, а не конкретные характеристики этих работ. Фактически при заключении дополнительного соглашения и составления дополнительного локального сметного расчета в строках №№1,2,4,7,11-16,18-20,22-24,26 локального сметного расчета №02-01-08 доп. были указаны работы по демонтажу (облицовка стен по системе «КНАУФ» по одинарному металлическому каркасу из потолочного профиля гипсокартонными листами: одним слоем с дверным проемом; изоляция изделиями из волокнистых и зернистых материалов с креплением на клее и дебюлями холодных поверхностей наружных стен; изоляция покрытий и перекрытий изделиями из волокнистых и зернистых материалов насухо) общестроительные работы (проемы, перегородки, стены, металлические конструкции, кровля), то есть новые характеристики выполняемых работ, что соответствует извещению об осуществлении закупки, а также документации о закупке.

Службой контроля ХМАО-Югры в ходе проведения проверки не было установлено, что в ходе капитального ремонта здания Ханты-Мансийской клинической стоматологической поликлиники, расположенной по адресу: <адрес>, не требовалось проведения дополнительных работ в составе демонтажных и общестроительных работ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что административным органом не доказано событие правонарушения, поскольку изменение условий договора №69-15/кс от 27.05.2015 путем заключения дополнительного соглашения от 25.09.2015 произведено в соответствии с положениями подпункта «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, то есть изменение договора на таких условиях предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ недоказанность события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении и является безусловным основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Службы контроля ХМАО-Югры ФИО3 от 16 июня 2016 года, которым ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, привлечен к административной ответственности по ч.5 ст.7.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей, – отменить, производство по делу прекратить за недоказанностью события административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда ФИО2