ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-85/20 от 28.09.2020 Вяземского районного суда (Смоленская область)

Дело № 12-85/2020

Р Е Ш Е Н И Е

г. Вязьма 28 сентября 2020 года

Федеральный судья Вяземского районного суда Смоленской области Винникова И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Транском» на постановление начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда ФИО1 от 6 июля 2020 года о привлечении ООО «Транском», (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда ФИО1 от 6 июля 2020 года ООО «Транском» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 80000 рублей.

Представитель ООО «Транском» ФИО2 обратился в суд с жалобой на данное постановление, указав, что 14 октября 2019 года государственным инспектором труда К.В. на основании распоряжения ВРИО заместителя руководителя государственной инспекции труда - заместителя главного государственного инспектора труда в Смоленской области (по охране труда) о.В.ХХХ от 19 сентября 2019 года была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Транском». В рамках проведения выездной проверки по дополнительному запросу ГИТ К.В. в адрес государственной инспекции труда были дополнительно представлены документы по перечню согласно исх. № ТР 1209 от 17 октября 2019 года, которые были получены ответственным лицом государственной инспекции труда 18 октября 2019 года. По результатам проверки государственным инспектором труда К.В., был составлен акт ХХХ от 22 октября 2019 года (далее - акт), в котором отражено нарушение со стороны работодателя требований п. 5, 13 Приказа ФИО3 от 01 июня 2009 г. № 290н, а именно: в личных карточках учета выдачи СИЗ работников В.Д., Г.М., А.А., Д.В., И.М., А.А., В.В., Ф.М., В.В., Н.С., Г.Л., А.Г., В.А., О.В., П.Н., И.А., Д.А., А.А., А.А., К.А. не указаны номера сертификатов или деклараций соответствия; в личных карточках учета выдачи СИЗ работников В.Д., Г.М.,. А.А., Д.В., И.М., А.А., В.В., Ф.М., В.В., Н.С., Г.Л., А.Г., В.А., О.В., П.Н., И.А., Д.А., А.А., А.А., Е.А. не указаны конкретные даты выдачи СИЗ; в личных карточках учета выдачи СИЗ работников В.Д., Г.М., А.А., И.М., В.В., Г.Л., А.Г., В.А., П.Н., А.А., А.А., <данные изъяты> отсутствует информация о выданных СИЗ в 2017, 2018 гг.. В этот же день Общество получило приглашение о прибытии законного представителя юридического лица к 15 часам 00 мин.. 11 ноября 2019 г. для дачи объяснений по поводу исполнения трудового законодательства и присутствия при оформлении протоколов об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 5.27, ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Между тем 11 ноября 2019 года исх. № ТР 1349 Общество ходатайствовало об отложении составления протокола об административном правонарушении в связи с наличием у Общества возражений по акту проверки, а также предоставленным Обществу Федеральным законом от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» права на дачу возражений на акт проверки и выданного предписания в течение 15 дней с даты получения указанных документов. Данным правом Общество воспользовалось и направило 15.11.2019 исх. № ТР 1373 возражения в отношении акта в ХХХ от 22.10.2019 внеплановой проверки и выданного предписания ХХХ от 22.10.2019 об устранении выявленных нарушений в целом с приложением подтверждающих указанных в возражениях обстоятельствах документов. Приказом директора ООО «Транском» от 20.12.2017 ХХХ утверждено Положение о порядке обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», которое введено в действие с 01.01.2018 (далее Положение о порядке выдачи СИЗ), принятое взамен ранее действовавшего. Указанные приказ и положение согласованы с уполномоченным (доверенным) от трудового коллектива, о чем имеются в обоих документах соответствующие подписи. В соответствии с п. 2.2. Положения о порядке выдачи СИЗ; сроки пользования СИЗ исчисляются со дня фактической выдачи их работникам, по датам, указанными в заявлении с отметками о выдаче ему СИЗ, и получением им СИЗ. Выдача СИЗ производится до начала осуществления работником трудовых обязанностей, на основании письменного заявления работника. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируются записью в личной карточке учета выдачи СИЗ, форма которой приведена в приложении к настоящему Положению. При этом в заявлениях о выдаче работникам средств индивидуальной защиты (далее СИЗ), указаны номера сертификатов или деклараций соответствия, по каждому конкретному выданному СИЗ, указаны конкретные даты обращения с заявлением о выдаче СИЗ и конкретные даты получения СИЗ работниками организации. Факт выдачи СИЗ работнику удостоверяется в каждом заявлении подписью заведующего складом о выдаче СИЗ. Дополнительно в личной карточке учета выдачи СИЗ, работник расписывается в получении каждого из выданного ему СИЗ. Таким образом, в ООО «Транском» возможно отследить конкретные даты выдачи работникам СИЗ, а также факт отпуска СИЗ с имеющимися в наличии к нему сертификатом или декларацией соответствия, подтверждающих соответствие выдаваемых СИЗ требованиям безопасности, установленным законодательством. Данный способ фиксации конкретных дат выдачи СИЗ не противоречит действующему законодательству РФ. Дополнительно по требованию ГИТ К.В. ООО «Транском» в личных карточках сотрудников, получающих СИЗ, указало номера сертификатов или деклараций соответствия выдаваемых СИЗ, а также указало полные даты выдачи/возврата СИЗ, что подтверждается копиями карточек учета выдачи СИЗ. В отношении доводов ГИТ К.В. об отсутствии информации о выданных СИЗ в 2017, 2018 гг., ООО «Транском» обращает внимание на то, что согласно Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения, утвержденного Приказом Министерства культуры РФ от 25 августа 2010 г. № 2558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения», срок хранения ведомостей, роль которых и выполняют личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты составляет 1 год. Аналогичный срок для хранения личных карточек учета выдачи СИЗ в 1 год предусмотрен в ООО «Транском» Положением об утверждении перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности ООО «Транском» и сроков их хранения, утвержденного приказом директора ООО «Tpaнском» 17-пр/л от 11 января 2016 года. В части срока хранения личных карточек учета выдачи средств индивидуальной защиты, ООО «Транском» руководствуется обоими вышеуказанными положениями, с установлением сроком хранения личных карточек учета выдачи СИЗ работникам в 1 год. Данные возражения и предлагающиеся к ним документы были получены Государственной инспекцией труда в Смоленской области 20 ноября 2019 года, т.е. до даты принятия заместителем главного государственного инспектора труда в Смоленской области О.Л. решения о назначении административного наказания в отношения Общества и вынесения постановления ХХХ от 26 ноября 2019 года. 26 ноября 2019 года исх. ТР 1426 Общество ходатайствовало о прекращении производства по делу об административном правонарушении ХХХ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, т.к. указанные недостатки оформления личных карточек выдачи СИЗ не являются существенными нарушениями, т.к. в Обществе, согласно разработанному внутреннему локальному акту, ведется учет выдачи и возврата СИЗ работником, помимо карточек учета выдачи СИЗ, по их заявлениям на выдачу СИЗ, которые позволяют отслеживать конкретные сроки выдачи и их возврата. В заявлениях работников отражены номера сертификатов или деклараций соответствия по каждому из СИЗ. При назначении наказания Обществу начальником отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда ФИО1 не было принято во внимание то обстоятельство, что Общество ранее к административной ответственности не привлекалось, указанные недостатки в оформлении карточек выдачи СИЗ не нарушают трудовых прав работников, не создают угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан. Все выявленные недостатки в оформлении карточек выдачи СИЗ были исправлены до вынесения постановления о назначении наказания. За совершение данного право нарушения Общество с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, могло быть освобождено от ответственности в виду малозначительности совершенного административного правонарушения либо к нему могло быть применено административное наказание в виде предупреждения.

Представитель ООО «Транском» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Проверив представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 24.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Положениями ст. 26.1. КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч. 3 ст. 30.6. КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи и частью 3 статьи 11.23 настоящего Кодекса, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить: работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Согласно п.п. 5, 13, 14 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 1 июня 209 года № 290н предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда. Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Выдача работникам и сдача ими СИЗ фиксируется записью в личной карточке учета выдачи СИЗ. При выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами соответствующими его виду деятельности. При отсутствии профессий и должностей в соответствующих типовых нормах работодатель выдает работникам СИЗ, предусмотренные типовыми нормами для работников сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, а при отсутствии профессий и должностей в этих типовых нормах – типовыми нормами для работников, профессии (должности) которых характерны для выполняемых работ.

Основой организации и функционирования системы управления охраной труда является положение о системе управления охраной труда, разрабатываемое работодателем самостоятельно или с привлечением сторонних организаций и специалистов. Положение о системы управления охраной труда утверждается приказом работодателя с учетом мнения работников и (или) уполномоченных ими представительных органов (при наличии).

Согласно ст. 221 ТК РФ, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Общества к административной ответственности на основании приведенной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемом акте выводы о допущенном ООО «Транском» нарушениях трудового законодательства, а именно нарушение положений ст. 212 ТК РФ, согласно которой работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; а также нарушение ст. 221 ТК РФ, согласно которой на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В нарушение указанных положений в ООО «Транском» личные карточки выдачи средств индивидуальной защиты работникам ведутся ненадлежащим образом: в личных карточках учета выдачи СИЗ не указаны номера сертификатов или деклараций соответствия; в карточках не указаны даты выдачи СИЗ; в личных карточках отсутствует информация выданных СИЗ в 2017, 2018 годах, а также отсутствуют личные карточки работников А.А., А.В., А.А., А.И.. Общество не обеспечило ознакомление всех работников с действующим в организации положением о системе управления охраной труда.

Привлекая ООО «Транском» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, государственный инспектор труда в Смоленской области пришел к обоснованному выводу о нарушении юридическим лицом законодательства о труде, поскольку выявленные при проведении проверки нарушения напрямую влияют на обеспечение государственных гарантий трудовых прав работников.

Таким образом, выводы, изложенные в постановлении государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Смоленской области ХХХ от 6 июля 2020 года, соответствуют обстоятельствам дела, построены на доказательствах, исследованных в ходе его рассмотрения.

Суд считает, что у юридического лица ООО «Транском», имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании вышеизложенного, государственный инспектор труда обоснованно признала наличие в действиях ООО «Транском» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих за собой отмену или изменение обжалуемого постановления, допущено не было. Таким образом, суд приходит к выводу, что процедура привлечения ООО «Транском» к административной ответственности нарушена не была.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого по делу постановления должностного лица, не допущено.

Доводы жалобы о том, что должностным лицом при назначении наказания не были учтены смягчающие вину обстоятельства и не применены положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также не могут повлечь отмену обжалуемого постановления.

В соответствии с положениями статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из буквального толкования данной нормы следует, что применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом, а не обязанностью суда.

Обстоятельств, указывающих на малозначительность совершенного правонарушения, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, из содержания обжалуемого постановления и доводов жалобы не усматривается.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении за нарушение трудового законодательства, не может быть вынесено по истечении одного года с момента совершения административного правонарушения.

Установленный законом срок давности привлечения ООО «Транском» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела государственным инспектором не истек.

Обстоятельств, установленных ст. 4.3 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы должностным лицом обоснованно установлено не было.

Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, а равно иных оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.

В тоже время, при назначении административного наказания должностным лицом в качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств не учтены факт привлечения ООО «Транском к административной ответственности за однородные правонарушения впервые и предотвращение ООО «Транском» вредных последствий административного правонарушения.

В связи с изложенным, учитывая, что ООО «Транском» впервые привлекается к административной ответственности, также устранили обстоятельства, которые послужили основанием к привлечению Общества к административной ответственности, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд считает возможным снизить размер назначенного административного штрафа ООО «Транском до минимального размера, установленного санкцией данной статьи, то есть до 50000 рублей.

В силу ч. 2 ст. 30.7. КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда ФИО1ХХХ от 6 июля 2020 года о привлечении ООО «Транском» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, изменить.

Снизить размер административного штрафа, назначенного ООО «Транском» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1.1 КоАП РФ, до 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение десяти дней с момента получения или вручения его копии через Вяземский районный суд Смоленской области.

Судья И.И. Винникова