№ 12-86/2021
РЕШЕНИЕ
02 июня 2021 года с.Визинга
Судья Сысольского районного суда Республики Коми Подорова М.И., открыто рассмотрев в судебном заседании жалобу лица, привлеченного к административной ответственности, ФИО1, на постановления начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми О. от 09.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 КоАП РФ,
установил:
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми О., № 771 от 09 ноября 2020 года индивидуальный предприниматель ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей. Из постановления следует, что ему вменено самовольное использование лесного участка общей площадью 11,05 га на участке «Пажга-Визинга» площадью 11,05 га в кварталах 295, 298, 297, 314, 315, 318, 319 Исаневского участкового лесничества ГУ «Сысольское лесничество», в отсутствие договора аренды лесного участка, либо иных правоустанавливающих и обосновывающих документов на право пользования данным участком, что является нарушением требований статьи 9, части 1 статьи 71, статей 26, 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации.
20.04.2021 в суд поступила жалоба ФИО1 на указанное постановление, одновременно заявлено ходатайство о восстановлении срока на его обжалование. В качестве причины пропуска срока указана невозможность получения направленной 28.12.2020 копии оспариваемого постановления ввиду отсутствия заявителя по месту жительства в период с 03.01.2021 по 03.02.2021, что подтверждается соответствующими письменными документами. Указано также о получении копии постановления заявителем 08 апреля 2021 года по электронной почте.
Определением суда от 19 мая 2021 года срок на обжалование постановления ФИО1 восстановлен.
Согласно доводам жалобы, административным органом не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для принятия законного и обоснованного решения по делу, а само постановление вынесено на неполно исследованных доказательствах по делу, в связи с чем, не может быть признано законным и обоснованным.
Материалами дела подтверждается лишь факт складирования какой-то древесины на лесных участках, при этом отсутствуют сведения как об объемах обнаруженной древесины, так и по породному составу, т.е. из совокупности представленных доказательств невозможно достоверно определить принадлежность находящейся на указанных лесных участках древесина заявителю.
Кроме того, составление административным органом протокола об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности, без проведения внеплановой проверки в порядке, предусмотренном Законом № 294-ФЗ, равно как и без проведения административного расследования по правилам, установленным КоАП РФ, в рассматриваемом случае свидетельствует о нарушении административным органом порядка привлечения заявителя к административной ответственности.
Государственным инспектором по охране леса Исаневского участкового лесничества был проведен рейдовый осмотр территории лесных участков, кварталов №№ 295, 297, 298, 314, 315, 318, 319, по результатам которого составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования территории.
При этом из акта осмотра № 2 от 14.09.2020 следует, что по результатам проведенного осмотра, должностными лицами, проводившими осмотр (обследование) установлено, что имеется факт самовольного занятия лесного участка, т.е. совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.9 КоАП РФ, и этим же актом в качестве лица, совершившего административное правонарушение, признан ИП ФИО1, а в самом акте указаны сведения, которые не могли быть получены административным органом путем визуального осмотра территории лесного участка (наименование, реквизиты индивидуального предпринимателя).
Так, установив факт самовольного занятия лесных участков административный орган должен был определиться с процедурой проведения проверки и закрепления доказательств в целях признания их легитимными: либо провести внеплановую проверку по правилам Закона № 294-ФЗ, издав распоряжение о ее проведении, либо вынести определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по правилам КоАП РФ.
Только в рамках данных процедур возможен сбор доказательств (получение объяснений, документов, выписок и т.д.).
Между тем, из материалов дела следует, что соответствующих действий должностными лицами осуществлено не было; протокол об административном правонарушении от 21.10.2020 № 13/20, на основании которого вынесено постановление от 09.11.2020 № 771 о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, составлен исключительно по результатам планового (рейдового) осмотра территории, отраженных в акте рейдового осмотра, т.е. вне рамок производства по делу об административном правонарушении.
Несоблюдение соответствующей (установленной законом) процедуры проверки обстоятельств нарушения требований законодательства свидетельствует об отсутствии допустимых доказательств, подтверждающих наличие в действиях заявителя события вменяемого ему правонарушения, и, как следствие, об отсутствии достаточных оснований для привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности.
В связи с изложенным, просит признать незаконным и отменить постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми О., № 771 от 09 ноября 2020 года, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
ФИО1 просил о рассмотрении жалобы без его участия.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми просит рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя, в возражениях на жалобу указало о несогласии с доводами, изложенными в ней.
Изучив доводы жалобы, заслушав должностное лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, проверив представленные материалы дела, судья приходит к следующему.
Как следует из постановления, 22.09.2017 в адрес ГУ «Сысольское лесничество» от ПАО «МРСК Северо-Запада» поступило уведомление № о проведении работ по созданию необходимых условий для безопасной эксплуатации объекта «реконструкция ВЛ 110 кВ № 165 «Сыктывкар - Визинга» на участке Пажга - Визинга в части расширения просек расположенном на землях ГУ «Сысольское лесничество»: Исаневского участкового лесничества, в кварталах 295, 297, 298, 314, 315, 318, 319; Визингского участкового лесничества, в квартале 73, в границах охранной зоны линейного объекта на общей площади расчищаемых участков 12,46 га. Согласно уведомлению № МР2/5-51/112-09/308, завершение работ по объекту: «реконструкция ВЛ 110 кВ № 165 «Сыктывкар - Визинга» на участке Пажга - Визинга в части расширения просек ожидается до 28.02.2018.
14.09.2020 в ходе проведения планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка на основании статьи 96 ЛК РФ, письма Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми № от 21.08.2020, приказа ГУ «Сысольское лесничество» №-П от 31.08.2020, государственным инспектором по охране леса Исаневского участкового лесничества Я., в присутствии участкового лесничего Исаневского участкового лесничества П., мастера леса Л. было обнаружено нарушение лесного законодательства, выразившееся в самовольном занятии лесного участка без специально разрешения с целью оставления (хранения) древесины на просеке линейного объекта на участке «Пажга-Визинга» площадью 11,05 га в кварталах 295, 298, 297, 314, 315, 318, 319 Исаневского участкового лесничества ГУ «Сысольское лесничество». Данный факт подтверждается актом осмотра, обследования лесного участка № 2 от 14.09.2020.
В ходе административного расследования, по факту незаконно складированной древесины на просеке линейного объекта на участке «Пажга-Визннга» площадью 11,05 га в кварталах 295, 298, 297, 314, 315, 318, 319 Исаневского участкового лесничества ГУ «Сысольское лесничество», из предоставленных сведений ТУ Росимущество (далее - Продавец) в адрес ГУ «Сысольское лесничество» стало известно, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.2009 № 604 «О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерацию) (вместе с «Правилами и реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации») между ТУ Росимущество и ИП ФИО1 заключен договор купли-продажи древесины №-АД от 25.07.2019 (далее - Договор).
ИП ФИО1 по договору купли-продажи древесины от 25.07.2019 № по итогам торгов, проведенных ТУ Росимушества Республики Коми, была выкуплена древесина объемом 1141,352 м3, находящаяся на землях ГУ «Сысольское лесничество» Исаневское участковое лесничество, в кварталах 295, 297, 298, 314, 315, 318, 319; Визингское участковое лесничество, в квартале 73; природный состав: 6С2E1Б1Ос, в том числе: береза - 114,14 м3; осина - 114,13 м3; сосна - 684,812 м3; ель - 228,27 м3.
Пунктом 1.1, 1.2 Договора установлено, что Продавец продает Покупателю древесину, расположенную на землях ГУ «Сысольское лесничество» Исаневское участковое лесничество, в кварталах 295, 297, 298, 314, 315, 318, 319; Визингское участковое лесничество, в квартале 73; породный состав: 6С2Е1Б1Ос, в том числе береза - 114,14 кбм, осина - 114,13 кбм, сосна - 684,812 кбм, ель - 228,27 кбм, общий объем - 1141,352 кбм (далее - Имущество), а Покупатель приобретает это имущество.
Покупатель должен вывезти имущество с места хранения в течение 30 дней с даты подписания Договора, но не ранее полной оплаты ее цены. После вывоза имущества Покупателем, в сроки, оговоренные Договором стороны подписывают акт об отсутствии взаимных претензий.
31.07.2019 стороны подписали акт о том, что Покупателем выполнены условия Договора, оплачена вся сумма стоимости имущества, древесина вывезена с места хранения. Претензий по состоянию, качеству, комплектности и иным характеристикам приобретенного имущества со стороны Покупателя не имеется. Стороны по Договору взаимных претензий не имеют.
Материалами административного дела установлено, что акт об отсутствии взаимных претензий от 31.07.2019 составлен без выезда к месту, где расположена древесина.
Согласно акту осмотра, обследования лесного участка № 2 от 14.09.2020 древесина, приобретенная ИП ФИО1, находится в разбросанном виде, не складирована в штабеля, не окаймлена минерализованной полосой.
Таким образом, ИП ФИО1 вменяется правонарушение, выразившееся в самовольном занятии им лесного участка с целью хранения древесины, приобретенной по договору купли-продажи древесины № 03-35-АД от 25.07.2019 без разрешительных документов на территории просеки линейного объекта на участке «Пажга-Визинга» площадью 11,05 га в кварталах 295, 298, 297, 314, 315, 318, 319 Исаневского участкового лесничества ГУ «Сысольское лесничество», ответственность за которое предусмотрена статьей 7.9 КоАП РФ, обнаруженное в рамках проведения планового (рейдового )осмотра, обследования лесного участка 09.09.2020, 10.09.2020.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
При этом согласно ст. 26.1 КоАП РФ виновность конкретного лица в совершении противоправного деяния является обстоятельством, подлежащим обязательному выяснению по делу.
Установление всех юридически значимых обстоятельств по делу в силу требований КоАП РФ лежит на административном органе, а не на лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.9 КоАП РФ, представляет собой, в частности, самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для устройства складов и т.д., субъективная его сторона характеризуется умыслом.
Оценка виновности в совершении инкриминируемого ИП ФИО1 деяния предполагает выяснение в соответствии со ст. ст. 2.1 и 26.1 КоАП РФ обстоятельств причастности к самовольному занятию им лесного участка с целью хранения древесины, приобретенной по договору купли-продажи древесины №-АД от 25.07.2019 без разрешительных документов на территории просеки линейного объекта на участке «Пажга-Визинга» площадью 11,05 га в кварталах 295, 298, 297, 314, 315, 318, 319 Исаневского участкового лесничества ГУ «Сысольское лесничество».
Материалами дела подтверждается, что в рамках проведения планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка по поручению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, 09.09.2020, 10.09.2020 было выявлено нарушение лесного законодательства, которое выразилось в складировании древесины без разрешительных документов на территории просеки линейного объекта на участке «Пажга-Визинга» площадью 11,05 га в кварталах 295, 298, 297, 314, 315, 318, 319 Исаневского участкового лесничества ГУ «Сысольское лесничество», что зафиксировано в акте осмотра от 14.09.2020 с фотофиксацией. При этом сделан вывод о том, что указанная древесина принадлежит ИП ФИО1, которую он приобрел по договору купли-продажи древесины № от 25.07.2019, что установлено материалами административного расследования.
Однако, из представленных материалов следует, что административное расследование по делу не проводилось.
Вывод о виновности заявителя в совершении правонарушения сделан на основании акта осмотра, обследования лесного участка, акта о лесонарушении, фотофиксации, договора купли-продажи от 25.07.2019.
Однако, материалами дела подтверждается, что древесина, приобретенная по договору купли-продажи № от 25.07.2019, ИП ФИО1 вывезена в полном объеме, что подтверждается актом от 31.07.2021, подписанным сторонами договора, представителем ТУ Росимущества в Республике Коми К. и ФИО1 При этом в акте указано о выполнении покупателем ФИО1 условий Договора, об отсутствии взаимных претензий по Договору.
Вывод о подписании данного акта без выезда на место никакими доказательствами не подтверждается.
Поскольку описанное в составленных по данному делу процессуальных документах событие правонарушения является не более чем предположением, что является недостаточным для утвердительного и достоверного вывода об установлении факта самовольного использования участка лесного фонда без специального разрешения, вину ФИО1 в совершении вменяемого деяния нельзя считать доказанной в предусмотренном КоАП РФ порядке.
Учитывая, что установленные по делу обстоятельства не должны базироваться на предположениях о возможности возникновения состава инкриминируемого лицу административного правонарушения, постановление должностного лица законным признать нельзя.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности привлекаемого к административной ответственности лица толкуются в пользу этого лица.
Исходя из изложенного, вопрос о вине ФИО1 не может быть рассмотрен вне указанных обстоятельств, и в соответствии с принципом презумпции невиновности все сомнения должны толковаться в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление и решение по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене данных актов и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как отсутствие состава административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Таким образом, постановление должностного лица на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежат отмене, производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.9 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление начальника отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и организации охраны и защиты леса, заместителя главного государственного лесного инспектора Республики Коми О. от 09.11.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.9 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО1 отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава данного административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение 10 дней со дня вручения (получения) его копии.
Судья - М.И. Подорова
Копия верна: судья-