ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-87/2022 от 06.07.2022 Алданского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №12-87/2022

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Алдан 06 июля 2022 года

Судья Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) Михайлова Т.Е.

рассмотрев жалобу представителя Общества с ограниченной ответственностью «Золотодобывающая компания «Резерв» Елкина М.В. на постановление Алданского комитета Государственного экологического надзора Минэкологии Республики Саха (Якутия) № 30-53/1 от 08 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Золотодобывающая компания «Резерв» (ООО «ЗДК Резерв»),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Алданского комитета Государственного экологического надзора Минэкологии Республики Саха (Якутия) № 30-53/1 от 08 ноября 2021 года ООО «ЗДК Резерв» привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях к штрафу в размере 160 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ООО «ЗДК Резерв» Елкин М.В. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление в связи с отсутствием в действиях ООО «ЗДК Резерв» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ. В обосновании своих доводов указав, что ООО «ЗДК Резерв» не является ни собственником, ни эксплуатирующей организацией открытого отстойника, из которого произошла утечка сточных (загрязненных) вод. Данное гидротехническое сооружение находились в долине р.Турукан, до получения ООО «ЗДК Резерв» на пользование недрами, и является следами техногенных отработок предыдущих недропользователей, которые не произвели рекультивацию, в соответствии с требованиями ФЗ «О недрах». Материалами дела не подтверждается факт добычных работ с эксплуатацией, либо строительством гидротехнических сооружений. Координаты отбора проб, а также открытый отстойник, из которых произошла утечка сточных вод (загрязняющих) вод находятся за пределами границ горного отвода ООО «ЗДК Резерв». В определениях о назначении экспертизы № 30-53 от 08.10.2021 года и № 30-53/1 от 11.10.2021 года не содержатся сведения о разъяснении эксперту прав и обязанностей. Экспертиза по определению загрязняющих веществ в пробах воды проведена в нарушении ГОСТ 59024-2020.

В судебном заседании представитель лица, привлекаемое к административной ответственности – Елкин М.В., доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме. В дополнении к жалобе пояснил, что отстойник с вытекающей сточной водой находится за пределами крайних границ горного отвода ООО «ЗДК Резерв». В силу закона, ООО «ЗДК Резерв» не имеет право пользоваться гидротехническими сооружениями, находящимися за пределами горного отвода, так как это является правонарушением. Факт использования гидротехнических сооружений за пределами горного отвода ООО «ЗДК Резерв» материалами дела не установлен. Так же полагает безосновательной ссылкой на привлечение ранее ООО «ЗДК Резерв» к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения, поскольку данным постановлением не установлены причины загрязнения воды. С указанным постановлением были не согласны, и не было обжаловано в силу объективных причин. Также ни фотографиями полученных со спутника, ни иными материалами дела факт строительства прудов отстойников не доказан и носит предположительный характер поскольку кроме ссылок на якобы проведенный анализ космических снимков (который не был представлен) другие документы, такие как акты проверки, либо иная фиксация работающей на участке техники не представлены. Изменение рельефа на фотографиях вызван сезонным наполнением водой техногенных отработок предыдущих недропользователей, что приводит к размыванию грунта и наполнению прежних отстойников. ООО «ЗДК Резерв» не является ни собственником, ни эксплуатирующей организацией открытого отстойника, из которого произошла утечка сточных (загрязненных) вод. Данное гидротехническое сооружение находилось в долине р. Турукан, до получения ООО «ЗДК Резерв» лицензии на пользование недрами, и является следами техногенных отработок предыдущих недропользователей, которые не произвели рекультивацию, в соответствии с требованиями ФЗ «О недрах». Место совершения административного правонарушения материалами дела не установлено. Причины попадания сточных вод в р. Турукан установлены предположительно, что не является допустимыми доказательствами совершения правонарушения. Материалами дела подтверждается, что ООО «ЗДК Резерв» не осуществлялись добычные работы с эксплуатацией, либо строительством гидротехнических сооружений.ГОСТ 59024-2020 был нарушен экспертной организацией, в связи с чем, результаты заключения эксперта по результатам количественного содержания взвешенных веществ в пробах воды, в данном случае является ненадлежащим доказательством по делу и выводы эксперта вызывают обоснованные сомнения в связи с нарушением сроков хранения проб воды. Таким образом, экспертные заключения № 146, № 147 являются недопустимыми доказательствами.Согласно материалам дела об административном правонарушении, в пределах границ водопользования и горного отвода ООО «ЗДК Резерв» нарушений не выявлено. Акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № 30-53/1 от 11.10.2021 г., так же не доказывает вину ООО «ЗДК Резерв» в загрязнении р. Турукан,поскольку координаты отбора проб (выше и ниже источника загрязнения) находятся далеко за пределами границ водопользования, определенных договором и за пределами горного отвода ООО «ЗДК Резерв». Недропользование участком, осуществляется ООО «ЗДК Резерв» на основании лицензии ЯКУ 06580 БР, зарегистрированной 26.11.2020 г. в Управлении по недропользованию PC (Я). Согласно п. 2 Условий пользования недрами, являющимися приложением № 1 к лицензии ЯКУ 06580 БР, схема расположения участка недр и описание пространственных границ участка недр содержаться в приложении № 3 к настоящей лицензии. В соответствии с приложением № 3 к лицензии, границы горного отвода ООО «ЗДК Резерв» определены крайней точкой северной широты: 58°19I26II, крайней точкой восточной долготы: 125°14I18II. Исходя из материалов дела об административном правонарушении в границах горного отвода и водопользования ООО «ЗДК Резерв» нарушений не выявлено. Настаивает постановление государственного инспектора Алданского комитета ГЭН Минэкологии PC (Я) Шепелева Д.О., о привлечении к административной ответственности ООО «ЗДК Резерв» за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 160 000 рублей отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения в действиях общества.

В судебном заседании представитель административного органа – государственный инспектор Алданского комитета ГЭН Минэкологии PC (Я) Шепелев Д.О., с доводами, изложенными в жалобе и дополнительной жалобе ООО «ЗДК Резерв», не согласился. Пояснил, что 07.10.2021 года в социальной сети интернет и месенджереWhatsAppWeb появилось видео обращения граждан по факту загрязнения р.Турукан приток р.Томмот Алданского района. В ходе планового (рейдового) осмотра на основании Распоряжения (Приказа) руководителя Алданского комитета ГЭН № 30-53 от 07.10.2021г. визуально установлено загрязнение водного объекта р. Турукан Алданского района, отобраны пробы природной воды выше, ниже и в месте слияния сточных загрязнённых вод с водотоком р. Турукан, по информации, имеющейся в Алданском комитете ГЭН Минэкологии PC (Я), в бассейне долины р. Турукан с притоком Боковой, Открытый осуществляет деятельность по геологическому изучению, разведки и добычи рассыпного золота на месторождении ООО«ЗДК «Резерв» на основании лицензии на право пользования недрами. После визуального осмотра составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № 30-53 от 08.10.2021 года. По данному факту 29.10.2021 года в отношении юридического лица ООО «ЗДК Резерв» составлен протокол об административном правонарушении по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ. Основанием для привлечения к административной ответственности ООО «ЗДК Резерв» послужило следующее, так на основании ст. 26.5 КоАП РФ государственным инспектором АКГЭН Минэкологии PC (Я) произведен отбор проб природной воды из поверхностного водного объекта р. Турукан (лицензия на право пользования недрами ЯКУ 016580 БР) отобраны пробы природной воды выше, ниже и в месте слияния сточных загрязнённых вод на предмет содержания впробах загрязняющих веществ (протокол взятия проб и образцов от 07.10.2021года №30-53). Согласно протоколу испытаний от 20.10.2021года № 224-Н/1-21 установлено превышение относительно нормативов ПДКр/х взвешенных веществ в 95 раз, железа в 40 раз, меди в 7,1 раза, превышения относительно фоновых показателей составили; взвешенных веществ в 115 раз, железа в 17 раз, меди более чем в 7,1 раза, цинка более чем в 1,3 раза в природной воде, отобранной р. Турукан, 500 м ниже места слияния со сточной загрязненной водой, вытекающей с отстойника ООО «ЗДК Резерв». Таким образом, инспектором установлено место совершения административного правонарушения р. Турукан правый приток р. Томмот Алданского района, а также дата и время нарушения: 07.10.2021года 17 ч. 20 м. Протокол об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «ЗДК Резерв» по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, был составлен должностным лицом 29.10.2021 года, в присутствии исполнительного директора ООО «ЗДК Резерв» Стецова И.В. Дополнил, что ООО«ЗДК Резерв» осуществляет деятельность по геологическому изучению, разведки и добычи рассыпного золота на месторождении согласно лицензии на право пользования недрами ЯКУ 016580 БР в долине бассейна р. Турукан. Также, в соответствии с пунктом 2.1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» (далее Постановление № 3314-1) недра в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» предоставляются на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим права ее владельца на пользование участками недр в определённых границах в соответствии указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им ранее оговоренных требований и условий. Владельцами лицензий могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств (далее – предприятия), если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации (пункт 9.1 Постановления № 3314-1). Владельцы лицензий обладают всеми правами, оговоренными в лицензии, и несут ответственность за соблюдение ее условий (пункт 9.2 Постановления № 3314-1). В соответствии с пунктом 10 приложения № 1 «Условия пользования недрами» к лицензии ЯКУ 06580 БЭ пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами. Лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно (абзац первый статьи 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации). ООО «ЗДК Резерв» является недропользователем на основании лицензии серии ЯКУ № 06580 БЭ и водопользователем р. Турукан на основании договора водопользования от 28.07.2021. В соответствии с подпунктом «р» пункта 19 названного договора ответчик обязан не осуществлять действий, приводящих к причинению вреда окружающей среде, ухудшению экологической обстановки на предоставленном в пользование водном объекте и прилегающей к нему территориях водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов. На ООО «ЗДК Резерв» возложена обязанность не допускать причинение вреда окружающей среде установлена в пункте 1 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации. Не согласился с доводами о недоказанности в том, что снимки получение якобы со спутника на 09.08.2021года, поскольку из карты лицензионного участка государственного реестра участков недр, представленных в пользование, и лицензии на пользование недрами (рис. 1), спутниковых снимков ООО ИТЦ «СКАНЭКС» (г. Москва, договор 21/1026-1-Р от 17.11.2021г., рис. 2, 3), а также наложения координат и объектов по картесхеме к протоколу отбора проб и образцов № 30-35 от 07.10.2021г. видно, что отстойник, откуда поступала сточная вода, находиться на территории лицензионного участка ООО «ЗДК РЕЗЕРВ», снимки ООО ИТЦ «СКАНЭКС» от 05.06.2021г. от 09.08.2021г. показывают, что на лицензионном участке проводились работы, и загрязненная вода шла именно из котлованов-отстойников лицензионного участка (рис. 1, 2, 3).Наложенные координаты на карту ООО ИТЦ «СКАНЭКС» (рис. 4) за исключением отдельных некоренных данных, точно воспроизводят осуществление отбора проб воды в пределах лицензионного участка и фактически идентичны описанием и схемой отбора проб воды. Согласился, что имеются некорректные снимки данные 2-х координат из 3-х равно удаленных точек отбора проб воды на месте впадения сточных вод в речкуТурукан. Однако не нарушает целостность процедуры отбора проб согласно схеме, и не является доказательством того, что отбор пробы воды производился в другом месте. Также не согласился с доводами представителя ООО «Резерв» о признании не допустимыми доказательствами по делу экспертные заключения № 146, № 147поскольку каких-либо нарушений, допущенных при отборе проб воды, которые бы могли повлиять на достоверность лабораторных исследований, не усматривается. Требования к срокам и условиям хранения проб воды до проведения испытаний на содержание взвешенных веществ, железа, меди, цинка лабораторией не нарушены. Настаивал жалобу оставить без удовлетворения.

Выслушав участников процесса, изучив, огласив и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, Постановлением государственного инспектора АКГЭН Минэкологии PC (Я) Шепелева Д.О. № 30-53/1 от 08.11.2021г., юридическое лицо ООО «ЗДК Резерв» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 160 000 рублей.

Частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Основанием для привлечения ООО «ЗДК РЕЗЕРВ» к административной ответственности, послужил тот факт, что 07.10.2021 года в социальной сети интернет и месенджере WhatsAppWeb появилось видео обращения граждан по факту загрязнения р.Турукан приток р.Томмот Алданского района.

В ходе планового (рейдового) осмотра на основании Распоряжения (Приказа) Руководителя Алданского комитета ГЭН № 30-53 от 07.10.2021г. визуально установлено загрязнение водного объекта р. Турукан Алданского района, отобраны пробы природной воды выше, ниже и в месте слияния сточных загрязнённых вод с водотоком р. Турукан, по информации имеющейся в Алданском комитете ГЭН Минэкологии РС (Я), в бассейне долины р. Турукан с притоком Боковой, Открытый осуществляет деятельность по геологическому изучению, разведки и добычи рассыпного золота на месторождении ООО «ЗДК Резерв», действующие на основании лицензии на право пользования недрами ЯКУ 016580 БР, о чем составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № 30-53 от 08.10.2021года.По данному факту государственным инспектором АКГЭН Минэкологии РС (Я) Шепелевым Д.О. в отношении юридического лица ООО «ЗДК Резерв» 29.10.2021года, составлен протокол об административном правонарушении по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ.

На основании ст. 26.5 КоАП РФ государственным инспектором АКГЭН Минэкологии РС (Я) произведен отбор проб природной воды из поверхностного водного объекта р. Турукан (лицензия на право пользования недрами ЯКУ 016580 БР) отобраны пробы природной воды выше, ниже и в месте слияния сточных загрязнённых вод на предмет содержания в пробах загрязняющих веществ (протокол взятия проб и образцов от 07.10.2021г. № 30-53).

Согласно протоколу испытаний от 20.10.2021года № 224-Н/1-21 установлено превышение относительно нормативов ПДКр/х взвешенных веществ в 95 раз, железа в 40 раз, меди в 7,1 раза, превышения относительно фоновых показателей составили: взвешенных веществ в 115 раз, железа в 17 раз, меди более чем в 7,1 раза, цинка более чем в 1,3 раза в природной воде, отобранной р. Турукан, 500 м. ниже места слияния со сточной загрязненной водой, вытекающей с отстойника ООО «ЗДК Резерв» (географические координаты № 58,280595; Е 125,222895).

Отбор проб воды для проведения экспертных и лабораторных исследований произведен в соответствии с требованиями закона, должностным лицом.

Вина ООО «ЗДК Резерв» подтверждается распоряжением (приказом) о проведении плановых (рейдовых) осмотров, плановым рейдовым заданием от 07.10.2021 года, актом обследования территорий от 08.10.2021 года № 30-53 и фототаблицей к акту, протоколом взятия проб № 30-53, план-схемой к протоколу взятия проб и образцов № 30-53 от 07.10.2021 года, определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследовании от 08.10.2021 года, актом обследованиятерриторий от 08.10.2021 года № 30-53/2 и фототаблицей к акту, план-схемой, актом обследования территорий от 08.10.2021 года № 30-53/1 и фототаблицей к акту, план-схемой, протоколом взятия проб и образцов № 30-53/1 от 10.10.2021 года, распоряжением (приказом) о проведении плановых (рейдовых) осмотров, плановым рейдовым заданием от 10.10.2021 года, актом обследования территорий от 10.10.2021 года № 30-54 и фототаблицей к акту, план-схемой, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № 30-53 от 14.10.2021 года, фототаблицей к протоколу осмотра, договором водопользования № 14-18,03,06,001-Р-ДЗВХ-С-2021-09226/00 от 28.07.2021 года, экспертными заключениямиГБУ РС (Я) «РИАЦЭМ» № 146 от 22.10.2021 года, № 147 от 22.10.2021 года, и иными материалами дела в их совокупности.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Из материалов дела следует, что протоколы, отражающие применение мер обеспечения производства по делу составлены последовательно, уполномоченным должностным лицом, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколах отражены правильно. Постановление по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица составлен с участием законного представителя юридического лица.

Оценив доказательства, с точки зрения их достаточности, допустимости и достоверности, а также учитывая, что ни одно из доказательств не имеет для суда заранее установленной силы, а все доказательства оцениваются в совокупности путем их сопоставления, суд приходит к выводу о доказанности вины ООО «ЗДК Резерв» в совершении правонарушения предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, при производстве по делу юридически значимые обстоятельства должностным лицом, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки установленных фактических обстоятельств дела, не имеется.

Квалификация действий юридического лица произведена верно. При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления по делу об административном правонарушении не усматривается.

Доводы заявителя о том, что отстойник с вытекающей сточной водой находится за пределами крайних границ горного отвода ООО «ЗДК РЕЗЕРВ», суд находит не состоятельным, поскольку ООО "ЗДК РЕЗЕРВ" осуществляет деятельность по геологическому изучению, разведки и добычи рассыпного золота на месторождении согласно лицензии на право пользования недрами ЯКУ 016580 БР в долине бассейна р. Турукан. В соответствии с пунктом 2.1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 № 3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» (далее Постановление № 3314-1) недра в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» предоставляются на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим права ее владельца на пользование участками недр в определённых границах в соответствии указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им ранее оговоренных требований и условий. Владельцами лицензий могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств (далее – предприятия), если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации (пункт 9.1 Постановления № 3314-1). Владельцы лицензий обладают всеми правами, оговоренными в лицензии, и несут ответственность за соблюдение ее условий (пункт 9.2 Постановления № 3314-1).

В соответствии с пунктом 10 приложения № 1 «Условия пользования недрами» к лицензии ЯКУ 06580 БЭ пользователь недр обязан выполнять установленные законодательством требования по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

Лица, совместно причинившие вред окружающей среде, отвечают солидарно (абзац первый статьи 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, ООО «ЗДК Резерв» является недропользователем на основании лицензии серии ЯКУ № 06580 БЭ и водопользователем р. Турукан на основании договора водопользования от 28.07.2021. В соответствии с подпунктом «р» пункта 19 названного договора ответчик обязан не осуществлять действий, приводящих к причинению вреда окружающей среде, ухудшению экологической обстановки на предоставленном в пользование водном объекте и прилегающей к нему территориях водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.

Кроме того, ООО «ЗДК Резерв» должно не допускать причинение вреда окружающей среде установлена в пункте 1 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах ООО «ЗДК Резерв, как лицо, которому было предоставлено право пользования недрами на основании лицензии, и с которым был заключен договор водопользования, несет ответственность за загрязнение окружающей среды, в том числе подрядными организациями.

Также суд признает не состоятельным довод ООО «ЗДК Резерв» о том, что материалами дела не подтверждается, факт эксплуатации открытого отстойника, из которого произошла утечка сточных (загрязнённых) вод, любо нахождение данного отстойника на территории горного отвода ООО «ЗДК Резерв».

Так согласно ст. 26.2 ч.1, ч.3 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как следует из материалов дела и не оспаривается ООО «ЗДК Резерв», что ранее Алданским комитетом ГЭН Минэкологии РС (Я) в отношении ООО «ЗДК Резерв» возбуждался административный материал в отношении юридического лица ООО «ЗДК Резерв» по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и согласно постановления о назначении административного наказания № 48-43/1 от 04.09.2021года ООО «ЗДК Резерв» было признано виновным всовершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.8.13 КоАП РФ за загрязнение руч. Открытый который является правым притоком р. Турукан Алданского района, и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000рублей, что является повторным, однородным административным правонарушением.

Постановление вступило в законную силу. В постановлении о назначении административного наказания № 48-43/1 от 04.09.2021года имеются сведения о том что, в акватории ручья Открытый произведены землеройные работы для последующей установки промывочного прибора, о чем свидетельствует наличие и монтаж бункера промывки золотосодержащего концентрата, а также шлюзов накопления драгоценных металлов, насосной установки, зумф погружения всасывающего трубопровода, отстойник (без воды) оборотного цикла водопользования. Данный факт подтверждает, что юридическое лицо ООО «ЗДК Резерв» осуществляло свою хозяйственную деятельность согласно лицензия на право пользования недрами ЯКУ 016580 БР и в последующем использовало уже имеющие пруды-отстойники для геологического изучения, разведки и добычи рассыпного золота на месторождении.

Доводы ООО «ЗДК Резерв» о том, что экспертные заключения ГБУ РС (Я) «Республиканский информационно-аналитический центр экологического мониторинга» (далее ГБУ РС (Я) «РИАЦЭМ») не может быть использовано в качестве доказательства по делу об административном правонарушении, поскольку в определении о назначении экспертизы № 30-53 от 08.10.2021 года; определении о назначении экспертизы № 30-53/1 от 11.10.2021года на проведение, эксперту не был разъяснены права и обязанности и предупреждение его об административной ответственности за дачу ложного заключения, судом отклоняются, по следующим основаниям:

Согласно ст. 26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы (ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ).В определении указываются (ч. 2 ст. 26.4 КоАП РФ): основания для назначения экспертизы; фамилия, имя, отчество эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза; вопросы, поставленные перед экспертом; перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.

Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Таким образом, запись о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения указывается в определении о назначении экспертизы, а не в самом экспертном заключении.

Определение о назначении экспертизы направляется в экспертную организацию для проведения лабораторных исследований вместе с заявлением.

Таким образом, при получении всех документов эксперт расписывается в определении, что подтверждает то, что ему разъяснены его права и обязанности и что он предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.Подписанный экспертом экземпляр определения о назначении экспертизы направляется в инспекцию вместе с готовым экспертным заключением.

Поскольку копия определения о назначении экспертизы была вручена представителю ООО «ЗДК Резерв» до получения от экспертной организации документов: экспертного заключения, определения о назначении экспертизы, в экземпляре ООО «ЗДК Резерв» отсутствует подпись эксперта.

Отсутствие в экземпляре определения о назначении экспертизы ООО «ЗДК резерв» подписи эксперта не свидетельствует о том, что эксперту не разъяснены его права и обязанности и об отсутствии предупреждения его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Согласно определениям о назначении экспертизы от 08.10.2021 года и 11.10.2021 года запись о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения имеются, что подтверждает соответствие данного процессуального документа ч. 2 ст. 26.4 КоАП РФ.

Довод заявителя о нарушении п. 6.4.6, ГОСТ 59024-2020 «Вода. Общие требования к отбору проб» экспертной организацией, судом отклоняется, поскольку в протоколе результатов испытаний имеются сведения о дате отбора проб, дате поступления проб в лабораторию и дате проведения измерений (испытаний) и сроки хранения проб воды до проведения испытаний на содержание взвешенных веществ лабораторией не нарушены. Кроме того, дата выдачи протокола результатов испытаний не является датой проведения измерений (испытаний).

Административное наказание назначено ООО «ЗДК Резерв» с учетом характера совершенного им административного правонарушения, его общественной опасности, имущественного и финансового положения юридического лица, с применением положений части 3 статьи 4.1 КоАП РФ в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует предусмотренным целям административного наказания.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в ходе производства по делу об административном правонарушении допущено не было.

При таких обстоятельствах оснований для отмены и изменения постановления суд не усматривает.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

постановление Алданского комитета Государственного экологического надзора Минэкологии Республики Саха (Якутия) № 30-53/1 от 08 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Золотодобывающая компания «Резерв» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РС (Я) в течение 10 дней с момента получения его копии.

Судья Т.Е. Михайлова