ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-87/2022 от 29.04.2022 Вельского районного суда (Архангельская область)

Дело № 12-87/2022

29MS0002-01-2022-000898-42

РЕШЕНИЕ

29 апреля 2022 года г. Вельск

Судья Вельского районного суда Архангельской области Цаплин А.Н., рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица – начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Вельского судебного района Архангельской области № 5-134/2022 от 28 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Вельского судебного района Архангельской области № 5-134/2022 от 28 марта 2022 года юридическое лицо – Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее – ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области, ФКУ ИК-14) привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Начальник ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области ФИО1 обратился в суд с жалобой, просит данное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием, а в случае невозможности прекращения производства по делу, вынести предупреждение.

В судебном заседании представитель ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области ФИО2 (по доверенности) поддержала доводы жалобы в полном объеме по изложенным в ней обстоятельствам.

Рассмотрев доводы жалобы, выслушав представителя ФКУ ИК-14 ФИО2, исследовав письменные материалы и проверив дело в полном объёме, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статей 26.1 и 26.11 КоАП РФ выяснению по делу об административном правонарушении подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее – Федеральный закон № 28-ФЗ) определено понятие гражданской обороны – это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ, организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Пунктом 5 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804 (далее – Положение о гражданской обороне), установлено, что ведение гражданской обороны осуществляется в федеральных органах исполнительной власти и организациях – на основе соответствующих планов гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время.

Порядок разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (планов гражданской обороны) определяется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Выполнение мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время осуществляется в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Положением об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденным Приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687 (далее – Положение об организации и ведении гражданской обороны), установлено, что ведение гражданской обороны в организациях осуществляется на основе планов гражданской обороны организаций и заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (пункт 5).

Планы гражданской обороны определяют объем, организацию, порядок обеспечения, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время (пункт 6).

Органами, осуществляющими управление гражданской обороной в муниципальных образованиях (организациях), являются структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны (далее – структурные подразделения (работники) по гражданской обороне). Органы местного самоуправления и организации осуществляют комплектование (назначение) структурных подразделений (работников) по гражданской обороне, разрабатывают и утверждают их должностные обязанности и штатное расписание. Руководители структурных подразделений (работники) по гражданской обороне подчиняются непосредственно руководителю органа местного самоуправления (организации) (пункт 12).

Пунктами 16 и 16.1 предусмотрено, что организации в целях решения задач в области гражданской обороны планируют и осуществляют такие основные мероприятия, как по подготовке населения в области гражданской обороны: разработка с учетом особенностей деятельности организаций и на основе примерных программ, утвержденных МЧС России, программы курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; осуществление курсового обучения личного состава формирований и служб организаций, а также работников организаций в области гражданской обороны; создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны; пропаганда знаний в области гражданской обороны; разработка программы проведения с работниками организации вводного инструктажа по гражданской обороне; организация и проведение вводного инструктажа по гражданской обороне с вновь принятыми работниками организаций в течение первого месяца их работы; планирование и проведение учений и тренировок по гражданской обороне.

На организации в целях решения задач в области гражданской обороны возложена обязанность по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для всестороннего обеспечения действий сил гражданской обороны (пункт 16.6).

В соответствии с п. 19 Приказа МЧС России от 24 апреля 2020 года № 262 «Об утверждении перечня должностных лиц, проходящих обучение соответственно по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также на курсах гражданской обороны» должностные лица, входящие в составы комиссий по повышению устойчивости функционирования организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне, а также продолжающих работу в военное время должны проходить обучение.

Согласно п.п. 5, 5.1, 7 Приказа МЧС России от 23 мая 2017 года № 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций» количество работников структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организаций, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе их представительств и филиалов определяется по следующим нормам. Количество работников по гражданской обороне в структурном подразделении организации с учетом численности ее представительств и филиалов: 5.1.1. В организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников: до 500 человек включительно – 1 освобожденный работник. Численность структурных подразделений (работников) по гражданской обороне организации, а также отдельных работников по гражданской обороне в составе ее представительств и филиалов, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, устанавливается локальным нормативным актом.

В соответствии с ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 28 января 2022 года по результатам проведения плановой выездной проверки Управлением надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области в рамках осуществления федерального государственного надзора в области гражданской обороны в отношении ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области выявлены нарушения требований в области гражданской обороны, а именно: план гражданской обороны и защиты населения ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области не соответствует Порядку разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны, утвержденному приказом МЧС России от 27.03.2020 № 216 дсп; должностные лица, входящие в состав комиссий по повышению устойчивости функционирования ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области, не прошли подготовку по дополнительным профессиональным программам; не назначен освобожденный работник по гражданской обороне в ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области (специалист ГО группы ОМП и ГО осуществляет работу по гражданской обороне по совместительству с работой по мобилизационной подготовке), чем нарушены требования ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п.п. 5, 7 Положения о гражданской обороне в РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 № 804; п.п. 5, 6, 12, 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от 14.11.2008 № 687; п. 19 Перечня должностных лиц, проходящих обучение соответственно по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также на курсах гражданской обороны, утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2020 № 262; п.п. 2, 4 Положения о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.1999 № 782; п.п. 5, 5.1, 5.1.1, 7 Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций, утвержденного приказом МЧС России от 23.05.2017 № 230.

Фактические обстоятельства дела в жалобе не оспариваются и подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

ФКУ ИК-14 имело возможность, однако, будучи обязанным обеспечивать исполнение требований в области гражданской обороны, не предприняло всех необходимых мер по его соблюдению.

Таким образом, ФКУ ИК-14 обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 КоАП РФ.

Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения норм действующего законодательства в области гражданской обороны, а также свидетельствующих о том, что ФКУ ИК-14 приняло все зависящие от него меры по недопущению правонарушения (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ), в материалах дела не имеется.

Отягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Оснований считать допущенное ФКУ ИК-14 УФСИН России по Архангельской области административное правонарушение малозначительным не имеется.

Как следует из буквального толкования положений статьи 2.9 КоАП РФ, применение положений указанной статьи является правом, а не обязанностью суда. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется в каждом конкретном случае с учётом выявленных обстоятельств.

При этом квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, которых по настоящему делу не установлено.

Как следует из содержания пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В рассматриваемом случае доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение как малозначительное, не представлено. Допущенное правонарушение существенным образом посягает на общественные отношения, направленные на сохранение имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организацию планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии исключительных обстоятельств, свидетельствующих о наличии предусмотренных указанной нормой признаков малозначительности административного правонарушения, принимая при этом во внимание особую значимость охраняемых отношений и конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения.

Таким образом, совершённое правонарушение существенно нарушает охраняемые общественные отношения и не может быть признано малозначительным.

Так же, мировой судья правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований назначения ФКУ ИК-14 административного наказания в виде предупреждения.

Подвергая юридическое лицо наказанию, мировой судья, для индивидуализации административной ответственности, принял во внимание характер совершённого административного правонарушения, а также его обстоятельства.

В данном случае, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения требований в области гражданской обороны, за нарушение которых ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но учреждением не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Наказание назначено юридическому лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, с учетом положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.

Нарушений норм материального и процессуального закона, влекущих отмену или изменение постановления мирового судьи, по делу не имеется, оснований для удовлетворения жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление мирового судьи судебного участка № 2 Вельского судебного района Архангельской области № 5-134/2022 от 28 марта 2022 года в отношении юридического лица – Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, – оставить без изменения, жалобу начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 14 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» ФИО1 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья А.Н. Цаплин