ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-87/2023 от 11.07.2023 Октябрьского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 12 - 87/2023

Р Е Ш Е Н И Е

г. Липецк 11 июля 2023 года

Судья Октябрьского районного суда города Липецка Хуторная А.А., рассмотрев жалобу ООО УК «16 микрорайон» на постановление мирового судьи судебного участка №9 Октябрьского судебного района г. Липецка от 11 мая 2023 года по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ в отношении ООО УК «ВАРИАНТ»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка №9 Октябрьского судебного района г. Липецка от 11 мая 2023 года ООО УК «16 микрорайон» было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

ООО УК «16 микрорайон» обратилось с жалобой на указанное постановление, просит отменить его как незаконное и необоснованное, ссылается на те же оводы, что и в ходе рассмотрения дела мировым судьёй, просит постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебное заседание представитель ООО УК «16 микрорайон» не явился, о рассмотрении дела извещен надлежаще.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явилось, о рассмотрении дела извещено надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ установлено, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, а именно воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В виду положений п. 1.1 Распоряжения Правительства Липецкой обл. от 15.11.2022 N 498-р Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Липецкой области" Государственная жилищная инспекция Липецкой области (далее Госжилинспекция) является контрольным исполнительным органом государственной власти Липецкой области (далее - область).

П. 2, 2.1, 2.9 названного распоряжения установлено, что Госжилинспекция выполняет следующие функции: осуществляет региональный государственный жилищный контроль (надзор) (далее - государственный жилищный надзор); рассматривает предложения, заявления, жалобы граждан и юридических лиц по вопросам своей компетенции и принимает по ним необходимые меры.

Постановлением администрации Липецкой области от 23.09.2021 N 384 утверждено Положение о региональном государственном жилищном контроле (надзоре) на территории Липецкой области, которое согласно п. 1 данного Постановления разработано в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Жилищным кодексом Российской Федерации и устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного жилищного контроля (надзора) на территории Липецкой области (далее - государственный жилищный надзор).

Согласно п. 2 данного Положения исполнительным органом государственной власти Липецкой области, уполномоченным осуществлять государственный жилищный надзор, является государственная жилищная инспекция Липецкой области (далее - Г осжилинспекция).

Согласно ст. 196 ЖК РФ региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется органами государственного жилищного надзора в соответствии с положением о лицензировании такой деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации (ч.1). Предметом регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами является соблюдение лицензиатами лицензионных требований (ч. 2). Организация и осуществление регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (ч. 3).

В соответствии с положениями ч. 1 - ч. 3 ст. 72 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" под документарной проверкой в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения контрольного (надзорного) органа и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа. В ходе документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц. имеющиеся в распоряжении контрольного (надзорного) органа, результаты предыдущих контрольных (надзорных) мероприятий, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этих контролируемых лиц государственного контроля (надзора), муниципального контроля. В ходе документарной проверки могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия: 1) получение письменных объяснений; 2) истребование документов; 3) экспертиза.

Ч. 4 ст. 72 названного Закона установлено, что в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении контрольного (надзорного) органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, контрольный (надзорный) орган направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в контрольный (надзорный) орган указанные в требовании документы.

Согласно ч. 12 ст. 65 названного Закона уклонение контролируемого лица от проведения контрольного (надзорного) мероприятия или воспрепятствование его проведению влечет ответственность, установленную федеральным законом.

Мировым судьей установлено, что ООО УК «16 микрорайон» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № 048000122 от 14.07.2016 года, копия которой имеется в материалах дела.

Из материалов дела усматривается, что ООО УК «16 микрорайон» осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: <...>.

17 января 2023 года года собственник жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, обратился в Госжилинспекцию с жалобой в отношении управляющей организации по вопросу неисполнения заявок. Обращение зарегистрировано под № 1-15-1560 от 30.01.2023 года.

В связи с данным обращением 08.02.2023 года и.о. руководителя Государственной жилищной инспекции Липецкой области принято решение о проведении в отношении ООО УК «16 микрорайон» внеплановой документарной проверки.

Данное решение принято на основании п. 1 ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и в соответствии с пп. «б» п. 3 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 (ред. от 10.11.2022) "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", а именно, без согласования с органами прокуратуры в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав.

В рамках проведения проверки по данному обращению 13.02.2023 года ООО УК «16 микрорайон» по юридическому адресу: <...>, а также посредством электронной связи было направлено решение о проведении внеплановой документарной проверки и запрос (требование) (исх. № 02185-1-16) о предоставлении документов - журнала учета заявок собственников.

Данный запрос ООО УК «16 микрорайон» был получен 21.02.2023 года.

Журнал учета заявок собственников в срок, установленный законом (то есть не позднее 10.03.2023 года), представлен не был, а также не представлен на момент проведения проверки - с 27.02.2023 года по 13.03.2023 года.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.

При указанных обстоятельствах мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии в бездействии ООО УК «16 микрорайон» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом оценки в ход рассмотрения дела мировым судьёй, в ходе которой они было обоснованно отвергнуты как необоснованные.

В частности мировой судья отверг довод защитника Болотова А.В. о том, что копия журнала учета заявок собственников направлялась в адрес государственной жилищной инспекции простой почтовой корреспонденцией. Суд с данной позицией мирового судьи соглашается, поскольку в качестве доказательства направления истребуемых сведений представлен журнал учета исходящей корреспонденции ООО «УК «16 Микрорайон», что само по себе надлежащим доказательством не является.

Из общих правил гражданского законодательства, процессуальных особенностей законодательства об административных правонарушениях, правил и обычаев делового оборота, а также особенностей при проведении мероприятий государственного и муниципального контроля (надзора) (ст. 165.1 ГК РФ, 25.15 КоАП РФ, ст. 21 ФЗ №248- ФЗ) юридически значимые сообщения считаются доставленными при наличии фиксации данного направления. При этом способы средств связи и доставки значения не имеют (посредством почтовой связи, телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи, по адресу электронной почты либо с использованием иных средств связи и доставки). Однако доставка юридически значимых сообщений должна осуществляться средствами, обеспечивающими фиксирование его вручения адресату.

При этом, поскольку контролируемое лицо несет ответственность за надлежащее предоставление необходимых документов, именно контролируемое лицо должно обеспечить их доставку, проследить за их сохранностью и удостовериться в факте их получения контролирующим органом.

В данном случае Государственной жилищной инспекцией Липецкой области истребуемые документы от ООО УК «16 микрорайон» получены не были, Управляющая компания не удостоверилась в факте получения государственным органом указанных документов, отсутствие документов повлекло невозможность проведения проверки по обращению гражданина.

Таким образом, мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что ООО УК «16 микрорайон» воспрепятствовало законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок, что повлекло за собой невозможность проведения проверки, в связи с чем в бездействии ООО УК «16 микрорайон» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

Виновность ООО УК «16 микрорайон» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.4.1 ч. 2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных доказательств, имеющихся в материалах дела, а также протоколом об административном правонарушении № 80 от 22.03.2023 г.

Ссылки защитника Болотова А.В. на процессуальные нарушения при составлении документов по проверке мировой судья правильно нашел заслуживающими внимания, однако указал при этом, что данные нарушения не являются грубыми и не влекут признание результатов проверки недействительной. По всем пунктам нарушений лицом, составившим протокол ФИО1, были даны соответствующие пояснения в судебном заседании, в частности, указание на сроки в пункте 8 Акта проведения проверки - с 27.02.2023г. по 13.02.2023г. и указание в пункте 3 Решения о проведении проверки на то, что документарная проверка проводится в рамках государственного жилищного надзора, являются техническими ошибками. Проверка проводилась в срок с 27.02.2023г. по 13.03.2023г. в рамках лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, что следует с очевидностью из других документов. Проверка проведена уполномоченным должностным лицом, все необходимые сведения о контактной информации имеются в свободном доступе.

Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела мировым судьёй не допущено, обжалуемым постановлением ООО УК «16 микрорайон» назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи, в связи с чем законных оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного постановления не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.1, 30.3 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка №9 Октябрьского судебного района г. Липецка от 11 мая 2023 года, которым ООО УК «16 микрорайон» было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей оставить без изменения, а жалобу ООО УК «16 микрорайон» - без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в силу немедленно, но может быть обжаловано в Первый кассационный суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ.

Судья А.А. Хуторная