ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-88/20 от 10.07.2020 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело №12-88/2020

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

10 июля 2020 года город Псков

Судья Псковского городского суда Псковской области Григорьева С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью «Расчетный центр города Пскова» (далее – ООО «РЦГП», Общество) Зариповой О.Н. на постановление по делу об административном правонарушении от **.**.2020 года о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.15.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России №1 по Псковской области М.Н.***** от **.**.2020 директор ООО «РЦГП» Зарипова О.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.1 КоАП РФ, за что ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.

Согласно постановлению на основании заключенных с организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, договоров ООО «РЦГП» осуществляет деятельность по организации расчетов и перечислений денежных средств населения за коммунальные услуги. Во исполнение указанных договоров, обществом были заключены договоры с рядом организаций, которые принимают от населения наличные платежи за коммунальные услуги и перечисляют эти средства на расчетный счет общества, а общество, в свою очередь, перечисляет полученные платежи со своего расчетного счета поставщикам коммунальных услуг, в т.ч. агентский договор №***** от **.**.2017, заключенный ООО «РЦГП» с ФГУП «Почта России». За период с **.**.2019 по **.**.2019 со специального банковского счета ********* открытого ФГУП «Почта России» на расчетный счет ООО «РЦГП» ********* поступило 6 094 765,26 рублей, принятых ФГУП «Почта России» платежей физических лиц за коммунальные услуги. Осуществляя вышеуказанную деятельность с привлечением платежных субагентов и перечисляя средства поставщикам коммунальных услуг, ООО «РЦГП» в целях Федерального закона № 103-ФЗ является оператором по приему платежей, то есть выполняет функции платежного агента. Являясь платежным агентом, ООО «РЦГП» осуществляет деятельность без использования специального банковского счета, расчетный счет ********* открытый ООО "РЦГП", на который ФГУП «Почта России» перечисляет принятые платежи физических лиц за коммунальные услуги, не является специальным банковским счетом. Директор ООО «РЦГП» Зарипова О.Н. не приняла все зависящие от неё организационные и контрольные меры для обеспечения соблюдения законодательства по использованию специального банковского счета при осуществлении расчетов с платежным агентом. Действия Зариповой О.Н. квалифицированы по ч.2 ст.15.1 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «РЦГП» Зарипова О.Н. представила в Псковский городской суд жалобу, в которой просит постановление №***** о назначении административного наказания от **.**.2020 отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, так как ООО «РЦГП» не осуществляет прием наличных денежных средств в счет оплаты собственниками/нанимателями жилых помещений жилищно-коммунальных услуг. Взаимодействие поставщика услуг и платежного агента строится на основании заключенного между ними агентского договора, где стороны оговаривают предмет поручения - обязательство платежного агента собирать платежи с клиентов поставщика услуг (принципала) и перечислять их в его пользу. При этом, действие Закона N 103-ФЗ распространяется на отношения, связанные с оказанием платежным агентом единственной услуги - услуги по приему платежей от физических лиц и перечислению этих платежей поставщику товаров (работ, услуг). В рамках заключенных договоров на агентские услуги с ООО «Комфорт» (ранее ООО «Микрорайон № 2) № ***** от **.**.2015г. и с ФГУП «Почта России» № ***** от **.**.2007г. осуществляемая обществом деятельность, помимо сбора поступающих денежных средств на расчетном счету и перечисления их в адрес управляющей компании и ресурсоснабжающих компаний, включает в себя оказание обществом услуг по: начислению платы за жилищно-коммунальные услуги; установке формы платежного документа в соответствии с требованиями действующего законодательства; распечатке и адресной доставке платежных документов; учету поступивших денежных средств на лицевых счетах граждан; прием населения; оказание информационных и консультационных услуг населения о порядке произведенных начислений, порядке и сроках оплаты платежных документов. Таким образом, исходя из прямого толкования норм закона ООО «РЦГП» не может быть признано платежным агентом, на которого распространяется действие Закона N 103-ФЗ, поскольку общество в рамках указанных договоров оказывает поставщику иные услуги, помимо приема и перечисления денежных средств населения.

В дополнениях к жалобе Зарипова О.Н., ссылаясь на письмо ФНС России № ***** от **.**.2017, на правовые позиции, изложенные в судебных актах высших судов, указывает, что в соответствии с условиями заключенного с ООО «Комфорт» (ранее ООО «Микрорайон № 2») агентского договора № ***** от **.**.2015г. ООО «РЦГП» является Агентом (представителем) управляющей компании. Денежные средства населения по оплате жилищно-коммунальных услуг также поступают напрямую в ресурсоснабжающие организации (МП г. Пскова «ПТС» - указаны реквизиты в платежных документах, поступают в кассу организации), а также принимаются в кассу управляющей компании. При этом, ООО «РЦГП» также осуществляет деятельность по отражению движения данных денежных средств на лицевых счетах граждан. Таким образом, деятельность ООО «РЦГП» заключается в начислении платы за жилищно-коммунальные услуги и ведении учета по лицевым счетам граждан.

В судебном заседании директор ООО «РЦГП» Зарипова О.Н. и ее защитник П.О. доводы жалобы поддержали в полном объеме.

Представитель Межрайонной ИФНС России №1 по Псковской области И.С. в судебном заседании изложенные в постановлении по делу об административном правонарушении обстоятельства поддержал в полном объеме. Пояснил, что ссылка заявителя на разъяснения ФНС России, судебные акты высших судов является ошибочной, поскольку в них изложены иные обстоятельства, нежели установленные в ходе проверки в данном случае.

Изучив доводы жалобы и дополнений к ней, позицию директора ООО «РЦГП», защитника и представителя Межрайонной ИФНС России №1 по Псковской области, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления и не связан доводами жалобы, проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, а именно обстоятельства, относящиеся к объективной стороне состава административного правонарушения, что, по смыслу закона, предполагает выяснение вопроса о времени совершения административного правонарушения.

Частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ), банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона N 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Под поставщиком в указанном законе понимается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.Плательщиком в силу положений указанного Закона является физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а под платежным агентом понимается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц.

Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Платежный субагент - платежный агент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Согласно частям 14 и 15 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов, а также обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

В соответствии с частью 16 Федерального закона N 103-ФЗ по специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции: зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; списание денежных средств на банковские счета.

Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами (пункт 18 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ).

Прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, указанный в частях 14 и 15 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, указанными в части 18 статьи 4 настоящего Федерального закона, не допускается (часть 4 статьи 8).

Как следует из материалов дела **.**.2015 между обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «Микрорайон №2»(принципал по договору) и ООО «РЦГП» (агент по договору) заключен агентский договор №*****.

В соответствии с пунктом 1.1.7 данного договора ООО «РЦГП» обязуется собирать денежные средства на своем расчетном счете за оказанные принципалом услуги собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений по управлению, содержанию, текущему и капитальному ремонту, за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также за коммунальные услуги, предоставленные в жилых и нежилых помещениях.

**.**.2007 между ООО «РЦГП» (принципал по договору) и ФГУП «Почта России» (агент по договору) заключен агентский договор от №*****, в соответствии с которым принципал поручает, а агент принимает на себя обязательства от своего имени, но за счет принципала через свои структурные подразделения – отделения почтовой связи Псковского почтамта, действующие на территории г.Пскова, осуществлять прием от физических лиц платежи по выставленным счетам за жилищно-коммунальные услуги и перечислять принятые суммы (единой суммой) на расчетный счет принципала.

Согласно пункту 3.4 договора перечисление принятых платежей осуществляется обособленными структурными подразделениями (почтамтами) агента на расчетные счета, указанные принципалом три раза в неделю.

Как следует из акта проверки № ***** от **.**.2019 за период с **.**.2019 по **.**.2019 со специального банковского счета №*********, открытого ФГУП «Почта России», на расчетный счет ООО «РЦГП» №********* поступило 6 094 765 руб. 26 коп., принятых ФГУП «Почта России» платежей физических лиц за коммунальные услуги.

Совокупность вышеприведенных правовых норм и установленные должностным лицом налогового органа обстоятельства позволяют судье резюмировать, что ООО «РЦГП» является платежным агентом и его деятельность подпадает под требования Федерального закона N 103-ФЗ.

Не принимая довод заявителя о том, что помимо приема платежей от населения ООО «РЦГП» оказывает иные самостоятельные услуги, судья исходит из того, что в спорных отношениях с конкретными физическими лицами Общество коммунальных услуг и услуг по управлению и содержанию многоквартирных домов, за предоставление которых принимало платежи, им не предоставляло, фактически являясь оператором по приему платежей физических лиц.

То обстоятельство, что наличные денежные средства в оплату жилищно-коммунальных услуг от физических лиц принимали кредитные организации, не отменяет тот факт, что в отношении указанных денежных средств физических лиц, поступивших от платежных субагентов, общество выполняет функции платежного агента, зачисляя эти платежи на банковские счета поставщиков коммунальных услуг, а, соответственно, является участником правоотношений, подпадающих под действие Федерального закона N 103-ФЗ, и обязано осуществлять соответствующие расчеты с использованием специальных банковских счетов.

В соответствии со статьей 2.4 названного Кодекса административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Обстоятельства, установленные обжалуемым постановлением, подтверждаются материалами дела: актом проверки № ***** от **.**.2019, приказом № ***** от **.**.2017 об избрании директором ООО «РЦГП» Зариповой О.Н., агентским договором № ***** от **.**.2007 с дополнительным соглашением к нему, агентским договором № ***** от **.**.2015 с дополнительными соглашениями к нему, отчетом ООО «РЦГП» о сборе денежных средств от населения и перечислениях за ООО «Микрорайон № 2» поставщикам жилищно-коммунальных услуг, протоколом об административном правонарушении.

Оценив все установленные в судебном заседании обстоятельства, судья приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление вынесено законно, основано на фактических обстоятельствах, принцип презумпции невиновности соблюден, юридическая квалификация действий директора ООО «РЦГП» Зариповой О.Н. дана верно.

Нарушений процессуальных норм административного законодательства, влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении, при производстве по делу должностным лицом налогового органа не допущено.

Оснований для прекращения производства по делу по малозначительности судья не усматривает.

Административное наказание назначено по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 2 статьи 15.1 названного Кодекса, в виде минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ч.ч.1,3 ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах установленной законом санкции ч.7 ст.5.27 КоАП РФ, с учётом характера совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, в виде минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией статьи.

Совокупность вышеприведенных исследованных судьей обстоятельств позволяет сделать вывод о том, что постановление начальника Межрайонной ИФНС России №1 по Псковской области М.Н.***** от **.**.2020, вынесенное с учетом конкретных обстоятельств дела, подтвержденных исследованными доказательствами, является законным и обоснованным и оснований к его отмене не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление начальника Межрайонной ИФНС России №1 по Псковской области М.Н.***** от **.**.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.1 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Расчетный центр города Пскова» Зариповой О.Н. оставить без изменения, жалобу Зариповой О.Н. – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Псковский областной суд через Псковский городской суд со дня вручения или получения его копии.

Судья Григорьева С.А.