РЕШЕНИЕ
08.12.2021 г. п. Володарский
Судья Володарского районного суда Астраханской области Сливин Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора УМП «Коммунальный ресурс» администрации МО «Тумакский сельсовет» ФИО1 на постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда ФИО2 от 22.10.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении УМП «Коммунальный ресурс» администрации МО «Тумакский сельсовет»,
УСТАНОВИЛ:
указанным постановлением юридическое лицо УМП «Коммунальный ресурс» администрации МО «Тумакский сельсовет» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 80 000 рублей.
Из постановления следует, что в результате расследования несчастного случая, происшедшего 26.08.2021г. с работниками УМП «Коммунальный ресурс» администрации МО «Тумакский сельсовет» ФИО4, ФИО5, ФИО6, проведенном в период с 31.08.2021г. по 15.10.2021г. установлены нарушения требований статьи 212 ТК РФ, а именно не обеспечена безопасность работников при осуществлении технологических процессов при работе в ОЗП, не создана система управления охраной труда, средства индивидуальной защиты работникам не выданы, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, а также оказанию первой помощи пострадавшим на производстве не проведено, стажировка и проверка знаний требований охраны труда не проведены, работники не прошедшие обучение и проверку знаний требований охраны труда к работам допущены, локальные нормативные акты, содержащие требования охраны труда не разработаны, комплект нормативных актов, содержащих требования охраной труда в соответствии со спецификой работы учреждения отсутствует. Кроме того, сопутствующей причиной несчастного случая комиссией по расследованию установлена неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в отсутствии созданной и введенной в действие системы управления охраной труда, ее элементов, отсутствие локальных нормативных актов, содержащих требования охраны труда, а также применение оборудования (бензиновая мотопомпа бытового назначения) в ОЗП для производственных целей, опасное для жизни и здоровья при использовании в ОЗП.
Не согласившись с постановлением, директор УМП «Коммунальный ресурс» администрации МО «Тумакский сельсовет» ФИО1, не оспаривая законность вынесения обжалуемого постановления и фактические обстоятельства дела, обратился в суд с жалобой, указав, что штрафная санкция в размере 80000 рублей для муниципального предприятия является существенной. Ранее предприятие не привлекалось к административной ответственности за вменяемое правонарушение. Применение максимального штрафа по санкции данной статьи может привести к банкротству и повлечь дальнейшего прекращения деятельности. Согласно уставу предприятие осуществляет следующие виды деятельности: оказание населению сельского совета услуг по водоснабжению, водоотведению, вывозу сухого мусора, данные услуги являются социально-значимыми для населения МО «Тумакский сельсовет». Просил суд снизить размер назначенного административного штрафа до минимального размера.
Представитель УМП «Коммунальный ресурс» администрации МО «Тумакский сельсовет» ФИО3 жалобу поддержала по основаниям, в ней указанным.
Начальник отдела – главный государственный инспектор труда ФИО2 извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представлено заявление о рассмотрении жалобы в отсутствие инспекторов Государственной инспекции труда в Астраханской области, в удовлетворении жалобы просили отказать.
Выслушав ФИО3, изучив материалы дела, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 данной статьи и частью 3 статьи 11.23 названного Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель среди прочего обязан обеспечить: создание и функционирование системы управления охраной труда; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; ознакомление работников с требованиями охраны труда.
Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (статья 209 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации, каждый работник имеет право на получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Как усматривается из материалов дела, Государственной инспекцией труда в Астраханской области с 31.08.2021г. по 15.10.2021г. проведено расследование несчастного случая со смертельным исходом, происшедшего 26.08.2021г. в 15.30час. УМП «Коммунальный ресурс» администрации МО «Тумакский сельсовет», расположенного по адресу: <...>.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 15.10.2021г., из которого следует следующее: 26.08.2021г. в одном из колодцев сети водоснабжения с. Тумак Володарского района Астраханской области обнаружены тела погибших работников УМП «Коммунальный ресурс» администрации МО «Тумакский сельсовет» ФИО4, ФИО5, ФИО6 Смерть ФИО4 и ФИО5 наступила от механической асфиксии вследствие закрытия дыхательных путей жидкостью при утоплении в воде на фоне отравления окисью углерода, смерть ФИО6 наступила от отравления окисью углерода.
Также в учреждении не обеспечена безопасность работников при осуществлении технологических процессов при работе в ОЗП, не создана система управления охраной труда, средства индивидуальной защиты работникам не выданы, обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, а также оказанию первой помощи пострадавшим на производстве не проведено, стажировка и проверка знаний требований охраны труда не проведены, работники не прошедшие обучение и проверку знаний требований охраны труда не проведены, работники не прошедшие обучение и проверку знаний требований охраны труда к работам допущены, локальные нормативные акты, содержащие требования охраны труда не разработаны, комплект нормативных актов, содержащих требования охраной труда в соответствии со спецификой работы учреждения отсутствует.
Комиссией установлено, что несчастный случай с выше указанными работниками УМП «Коммунальный ресурс» администрации МО «Тумакский сельсовет» произошел в рабочее время, на рабочем месте, при выполнении работ в интересах работодателя, от воздействия вредных веществ путем вдыхания, попадания внутрь или абсорбции в результате неправильного их применения или обращения с ними.
При определении основной причины несчастного случая комиссией принято во внимание, что работодатель в лице директора ФИО4, не обеспечил обучение безопасным приемам работы в ОЗП, не ознакомился сам и не ознакомил работников с правилами эксплуатации оборудования, а также не провел целевой инструктаж при применении нового для работников оборудования. Проведенный работниками инструктаж на рабочем месте (01.07.2021г.) имеет формальный характер, т.к. у работодателя отсутствуют как локальные нормативные акты (инструкции по охране труда, разработанные работодателем), так и нормативные акты, содержащие требования охраны труда, в т.ч. при работах в ОЗП.
Также комиссией принято во внимание, что предприятием нарушены требования по обеспечению безопасности работников организации в соответствии со ст. 212 ТК РФ, а именно охрана труда на предприятии не организована, мероприятия и документация по охране труда не ведутся.
Приведенные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 20.10.2021г., актом о расследовании группового несчастного случая от 15.10.2021г., и иными материалами дела, которые суд в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считает допустимыми, достоверными и достаточными.
Деяние УМП «Коммунальный ресурс» администрации МО «Тумакский сельсовет» образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Должностным лицом Государственной инспекции труда установлено, что УМП «Коммунальный ресурс» администрации МО «Тумакский сельсовет», имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности.
Вместе с тем, суд считает, что назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей нельзя признать справедливым и соответствующим определенным статьей 3.1 КоАП РФ целям административного наказания и общим правилам назначения наказания (ст. 4.1 КоАП РФ) по следующим основаниям.
В нарушение требований части 3 статьи 4.1 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении, не приведены мотивы назначения административного наказания в части размера штрафа, не указаны мотивы невозможности назначения наказания в виде минимального размера штрафа.
Более того, обстоятельством отягчающим административную ответственность указано - нарушения явились сопутствующей причиной группового смертельного несчастного случая.
Вместе с тем, статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Данный перечень является закрытым и не подлежит расширению, за исключением части 3 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлено, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.,
Таким образом, должностное лицо необоснованно расширило установленный статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и при вынесении постановления пришло к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде штрафа в максимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда ФИО2 от 22.10.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении УМП «Коммунальный ресурс» администрации МО «Тумакский сельсовет», подлежит изменению путем исключения из постановления обстоятельства, отягчающего административную ответственность «нарушения явились сопутствующей причиной группового смертельного несчастного случая».
Учитывая характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, исключение из постановления по делу об административном правонарушении указания на обстоятельство, отягчающее административную ответственность, прихожу к выводу о необходимости снижении назначенного наказания до минимального размера, предусмотренного санкцией части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ, т.е. до 50 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.30. 1-30.8 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела – главного государственного инспектора труда ФИО2 от 22.10.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении УМП «Коммунальный ресурс» администрации МО «Тумакский сельсовет» - изменить в части назначения наказания, снизив размер административного штрафа до 50 000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течении десяти дней со дня вручения или получения.
Судья Д.Н. Сливин