ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-90/2021 от 06.12.2021 Устьянского районного суда (Архангельская область)

Дело № 12-90/2021

РЕШЕНИЕ

6 декабря 2021 года п. Октябрьский

Судья Устьянского районного суда Архангельской области Шерягина С.Н.,

рассмотрев жалобу ФИО4 на постановление заместителя старшего государственного лесного инспектора, заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по СЗФО ФИО5 от 13 октября 2021 года о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.24 КоАП РФ,

установил:

постановлением заместителя старшего государственного лесного инспектора, заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по СЗФО (далее – Департамент) ФИО5 от 13.10.2021 должностное лицо ФИО4, заместитель руководителя территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управление лесничествами Устьянское обособленное подразделение, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.24 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО4 обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.24 КоАП РФ, в отношении ФИО4 прекратить, ссылаясь на то, что форма договора купли-продажи лесных насаждений была доведена до Устьянского обособленного подразделения управления лесничествами Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области. ФИО4 были размещены проекты договоров на сайте torgi.gov.ru и заключены договоры по результатам аукциона. Проекты договоров и другую аукционную документацию он разместил на сайте в статусе «черновик», проверкой и публикацией извещения и аукционной документации занималось министерство, замечаний со стороны министерства в адрес подразделения не было. Типовая форма договора купли-продажи содержит Приложение №3 – Расчет платы по договору купли-продажи лесных насаждений, при этом не указано, как должен выглядеть расчет и какие показатели включить в типовой форме. Отсутствие в договорах и проектах договоров ставок платы попородно не является основанием полагать, что расчет платы не сделан. Таблица приложения №3 договора содержит итоговые значения, что не противоречит типовой форме договора. Расчет начальной цены по лотам №№1-6 производился отдельно, указанные расчеты были представлены административному органу, нарушений в производстве расчетов не обнаружено. При подготовке проекта договора, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, невозможно точно указать срок действия договора. Заявлений от граждан и юридических лиц о проведении данного аукциона в адрес подразделения не поступало, решение о проведении аукциона принято подразделением в пределах полномочий, определенных ст. 81-84 Лесного кодекса РФ. В случае, если суд придет к выводу о наличии в его действиях признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.24 КоАП РФ, просит учесть, что указанный в деле аукцион прошел с соблюдением условий открытости и конкуренции, жалоб от участников аукциона, иных заинтересованных лиц не поступало, материальное положение. Считает неправомерным то, что административный орган не объединил два протокола об административных правонарушениях ... и ..., являющихся однородными, выявленными в ходе одной проверки, поскольку это одно правонарушение, состоящее из нескольких эпизодов.

ФИО4 в районный суд не явился, ходатайствовал об отложении слушания дела, защитника не направил. Данное ходатайство определением суда от 6.12.2021 отклонено.

Проверив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с п.п. 8 п. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении, судья обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления в полном объеме.

Статьей 8.24 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере деятельности, предшествующей собственно лесопользованию, т.е. состоящей в осуществлении уполномоченными должностными лицами в сфере управления использованием и охраной лесов ряда юридических действий, связанных с предоставлением лесов для их использования.

Общие требования, которые могут быть в данном случае нарушены, содержатся в ст. ст. 71 - 77 ЛК РФ.

Из материалов дела следует, что на основании анализа сообщений о выявленных признаках нарушения порядка предоставления лесов гражданам и юридическим лицам, поступивших из ФГКУ «Рослесхозресурс», определением ... от 02.09.2021 в отношении должностного лица ФИО4 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.24 КоАП РФ.

01.10.2021 государственным инспектором отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу ФИО6 в отношении должностного лица ФИО4 составлен протокол ... об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.24 КоАП РФ.

Согласно протоколу об административном правонарушении от 01.10.2021 в нарушение ч. 7 ст. 77 ЛК РФ должностным лицом ФИО4, заместителем руководителя территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управление лесничествами Устьянское обособленное подразделение, являющимся председателем комиссии по проведению аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений, нарушен порядок заключения договоров купли-продажи лесных насаждений от 29.12.2020 №... по результатам аукциона ... согласно ч. 4 ст. 29.1 ЛК РФ, выразившееся в несоответствии заключенных договоров Типовой форме, утвержденной приказом Минприроды от 17.10.2017 ..., а именно:

- отсутствует информация о способах и сроках очистки лесосеки в п. 8 договоров (имеется указание на технологическую карту, при этом Типовая форма предусматривает указание способа и сроков очистки). Кроме того, в технологической карте не указаны сроки очистки;

- в п. 15 договора имеется ссылка на нормативно-правовой акт от 05.12.2011 ... Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, окончивший свое действие (утратил силу), издан приказ Рослесхоза от 23.07.2018 ...;

- в договор включен подпункт 1.1., не предусмотренный Типовой формой;

- в договоре отсутствует расчет платы по договору. Ставки платы в таблице не проставлены, стоят лишь итоговые значения, следовательно, расчет не производился;

- в приложении ... к договору в таблице расчета породы ель отсутствуют значения.

Кроме того, в представленных документах о проведении аукциона на право заключения договора отсутствует заявление юридического лица, а также отсутствует информация о заявителе в распоряжении Устьянского подразделения от 24.11.2020 ... «Об организации аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений», подписанного заместителем руководителя территориального органа Министерства – управление лесничествами ФИО7 ФИО4, данное событие имеет признаки нарушения ч. 1 ст. 78 ЛК РФ, а именно принятие решения о проведении аукциона на право заключения договора по ч. 4 ст. 29.1 ЛК РФ, не имея на то основания (заявления юридического лица).

Также ФИО4 нарушен порядок подготовки аукциона на право заключения договора, выразившееся в отсутствии обязательных сведений, предусмотренных ч. 3, 4 ст. 78 ЛК РФ. В документации об аукционе отсутствует инструкция по заполнению заявки, в размещенной документации имеется лишь форма заявки. Проекты договоров по лотам ..., входящие в состав документации об аукционе, размещенном на официальном сайте torgi.gov.ru 26.11.2020, не соответствуют Типовой форме, утвержденной приказом Минприроды от 17.10.2017 ...:

- отсутствует информация о способах и сроках очистки лесосеки в п. 8 договоров (имеется указание на технологическую карту, при этом Типовая форма предусматривает указание способа и сроков очистки). Кроме того, в технологической карте не указаны сроки очистки;

- в п. 15 договора имеется ссылка на нормативно-правовой акт от 05.12.2011 ... Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, окончивший свое действие (утратил силу), издан приказ Рослесхоза от 23.07.2018 ...;

- в проект договора включен подпункт 1.1., не предусмотренный Типовой формой;

- проект договора не содержит важного условия, а именно срока действия договора;

- в проекте договора отсутствует расчет платы по договору. Ставки платы в таблице не проставлены, стоят лишь итоговые значения, следовательно, расчет не производился;

- в приложении ... к проекту договора в таблице расчета породы ель отсутствуют значения.

Таким образом, предоставление лесов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для их использования в рамках договоров купли-продажи лесных насаждений от 29.12.2020 ..., заключенных по результатам проведенного 17.12.2020 г. аукциона ... осуществлено в нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования как с предоставлением, так и без предоставления лесных участков.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.24 КоАП РФ, заместителем старшего государственного лесного инспектора, заместителем начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу ФИО5 13.10.2021 вынесено постановление ..., которым заместитель руководителя Территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управление лесничествами Устьянское обособленное подразделение ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.24 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.

Пунктом 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса РФ одним из видов использования леса названа заготовка древесины.

Частью 8 статьи 29 того же Кодекса РФ определено, что граждане и юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договора аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка - договоров купли-продажи лесных насаждений.

В соответствии с ч.4 ст. 29.1 Лесного кодекса РФ в лесничествах, расположенных на землях лесного фонда, допускается осуществление заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

Лесные отношения, связанные с заключением договора купли-продажи лесных насаждений, урегулированы главой 7 Лесного кодекса РФ.

За исключением случаев, предусмотренных статьями 19 и 30 настоящего Кодекса, договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона (ч. 1 ст. 77 Лесного кодекса Российской Федерации).

Общие положения, организация и порядок проведения аукционов по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений регламентированы в главе 8 Лесного кодекса РФ.

Согласно ч. 9 ст. 78 Лесного кодекса РФ организатором аукциона вправе выступить орган государственной власти или орган местного самоуправления, действующие в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, государственное (муниципальное) бюджетное или автономное учреждение, подведомственное таким органу государственной власти или органу местного самоуправления, либо лицо, действующее на основании договора с такими органом государственной власти или органом местного самоуправления, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - организатор аукциона).

Полномочия по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, а также по подготовке, организации и проведении аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений передаются Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 2, 3 ч. 1 ст. 83 ЛК РФ).

Из пп. 1 п. 9 раздела II Положения о территориальном органе Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управление лесничествами, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области от 27.07.2016 ..., следует, что территориальный орган осуществляет на подведомственной территории полномочия по заключению договоров купли-продажи лесных насаждений на землях лесного фонда, в том числе организации и проведении соответствующих аукционов.

Таким образом, территориальный орган Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – управление лесничествами является организатором аукционов по продаже права заключения договора купли-продажи лесных насаждений.

Согласно п.11 Методических указаний по подготовке, организации и проведению аукционов по продаже права на заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений в соответствии со статьями 78 - 80 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 24.02.2009 № 75, организатор в соответствии с законодательством Российской Федерации при проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды или права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений осуществляет следующие функции:

а) определяет лесные участки, право аренды которых подлежит продаже, а при продаже права на заключение договора купли-продажи - местоположение лесных насаждений и объем подлежащей заготовке древесины;

б) готовит документацию об аукционе с указанием всех сведений, предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации, и заблаговременно передает указанную документацию организатору аукциона;

в) готовит проекты договоров аренды или договоров купли-продажи лесных насаждений;

г) обеспечивает подписание договоров аренды или договоров купли-продажи лесных насаждений в установленный срок, а также предпринимает действия, необходимые для их государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

д) осуществляет иные функции в качестве продавца в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п.2 Методических указаний решение о проведении аукционов по продаже права на заключение договоров аренды либо права на заключение договоров купли-продажи принимается продавцами, которыми в пределах своей компетенции выступают органы государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий, предусмотренных частью первой статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Распоряжением территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Управления лесничествами Устьянское обособленное подразделение от 24.11.2020 № 14 в соответствии с п.1 ст. 78 Лесного кодекса РФ, Положением о территориальном органе министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Управление лесничествами – Устьянское обособленное подразделение и Административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению права на заготовку древесины, а также елей и (или) деревьев других хвойных пород…, утвержденного указом Губернатора Архангельской области от 26.03.2021 № 39-у, принято решение организовать аукцион на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений по аукционным единицам, указанным в приложении ..., подготовить проект извещения на официальном сайте www.torgi.ru по аукционным единицам, направить в министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области данное распоряжение для размещения в сети Интернет на официальном сайте Правительства Архангельской области на странице министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области.

В соответствии с приказом от 14.02.2017 № 71-к территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Управление лесничествами создана комиссия по проведению аукционов на право заключения договоров купли-продажи лесных насаждений.

Согласно ч. 1 ст. 78 Лесного кодекса РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений (далее также - аукцион) принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе по заявлениям граждан и юридических лиц о проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка для заготовки древесины или договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого в соответствии с частью 4 статьи 29.1 настоящего Кодекса (далее - заявление о проведении аукциона).

При этом организатор аукциона самостоятельно принимает решение о формировании лесных участков, выставляемых на аукцион, для последующего их предоставления по результатам торгов, основываясь на документах лесного планирования.

Исходя из системного толкования норм ЛК РФ решение о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений может приниматься, в том числе, на основании поступивших заявлений от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, имеющих заинтересованность в приобретении в собственность лесных насаждений. При этом действующим ЛК РФ не установлен запрет на инициирование уполномоченным органом государственной власти проведения аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений.

Инициирование органом государственной власти проведения аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений не исключает право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей участвовать в аукционе, так как ЛК РФ предусмотрено право подачи заявок на участие в открытом аукционе.

Подача юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заявления о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений является одной из форм выражения заинтересованности в проведении аукциона.

Отсутствие заявления индивидуального предпринимателя, юридического лица о проведении аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений и отсутствие сведений о заявителе в распоряжении территориального органа Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – Управления лесничествами Устьянское обособленное подразделение от 24.11.2020 № 14 не свидетельствует о нарушении ФИО4 порядка предоставления лесных насаждений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для заготовки древесины.

В соответствии с ч.4 ст. 29.1 ЛК РФ предоставление леса, в частности лесных насаждений, было осуществлено на основании заключенных с победителями открытого аукциона договоров купли-продажи лесных насаждений.

Полагаю, что при таких обстоятельствах должностным лицом ФИО4 не были нарушены положения ч. 4 ст. 29.1, ч.1 ст. 78 Лесного кодекса РФ.

С учетом изложенного, указание на нарушение ФИО4 требований ч.4 ст. 29.1, ч.1 ст. 78 Лесного кодекса РФ подлежит исключению из объема обвинения.

Должностным лицом административного органа, кроме того, было выявлено нарушение ч.7 ст. 77 Лесного кодекса РФ, которое заключалось в несоответствии заключенных договоров типовой форме.

В соответствии с частью 7 статьи 77 Лесного кодекса РФ типовой договор купли-продажи лесных насаждений утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Названный типовой договор утвержден Приказом Минприроды России от 17 октября 2017 года N 567.

29.12.2020 по результатам проведенного 17.12.2020 открытого аукциона с победителями аукциона: ИП ФИО2, ИП ФИО3, ООО «...», ООО «...», ИП ФИО1 заключены договоры купли-продажи лесных насаждений ..., ..., ..., ..., ..., ....

В пункте 8 заключенных договоров купли-продажи лесных насаждений с победителями аукциона указано, что очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины в соответствии с технологической картой лесосечных работ.

Технологическая карта лесосечных работ, являющаяся неотъемлемой частью договора, предусматривает сроки рубки с 29.12.2020 по 28.12.2021.

При этом сроки и способы и очистки лесосеки технологическая карта не содержит, однако необходимость указания данных сведений подтверждается типовой формой договора купли-продажи лесных насаждений, в п. 8 которой указаны графы «способ (способы) очистки лесосеки» и «сроки очистки лесосеки».

В п. 15 договоров купли-продажи лесных насаждений от 29.12.2020 г. содержится ссылка на Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, утвержденных приказом Рослесхоза от 05.12.2011 № 512.

Согласно приказу Федерального агентства лесного хозяйства от 23.07.2018 № 603 приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 5 декабря 2011 г. № 512 «Об утверждении Правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов» утратил силу.

Таким образом, на момент размещения проекта договора купли-продажи лесных насаждений и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений 29.12.2020 Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, утвержденные приказом Рослесхоза от 05.12.2011 № 512, не имели юридической силу, в связи с чем не подлежали указанию в тексте договора купли-продажи лесных насаждений.

Заключаемые договоры купли-продажи лесных насаждений не должны противоречить действующему законодательству Российской Федерации и подзаконным актам, принятым в сфере регулирования порядка отчуждения леса, в том числе лесных насаждений.

В заключенные договоры купли-продажи лесных насаждений ..., ..., ..., ..., ..., ..., был включен дополнительный пункт 1.1, согласно которому «по настоящему договору на основании протокола о результатах аукциона №.. от … 2020 г. продавец обязуется передать лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности (далее- лесные насаждения), в собственность Покупателю для заготовки древесины в целях государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих требованиям, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Между тем п.1.1 договоров купли-продажи лесных насаждений, заключенных с победителями аукциона от 17.12.2020, не противоречит положениям Лесного кодекса РФ о договоре купли-продажи лесных насаждений. Включение в договор купли-продажи лесных насаждений дополнительных положений, не предусмотренных типовой формой договора купли-продажи лесных насаждений, направлено на согласование сторонами всех условий договора.

Цель предоставления лесных насаждений субъектам малого и среднего предпринимательства, указанная в п. 1.1 проектов и заключенных на их основе договоров купли-продажи лесных насаждений, согласуется с нормой права Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой в лесничествах, расположенных на землях лесного фонда, допускается осуществление заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным закономот 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ч. 4 ст. 29.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

В связи с вышеизложенным из постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 13 октября 2021 г. ... подлежит исключению указание на нарушение, что в договор включен подпункт 1.1, не предусмотренный типовой формой.

Порядок расчета платы по договору купли-продажи лесных насаждений регламентируется ст. 76 ЛК РФ.

Частью 1 ст. 76 ЛК РФ определено, что плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи.

В силу ч. 2 ст. 76 ЛК РФ минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяется как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины.

Ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 76 ЛК РФ).

Поскольку договору купли-продажи лесных насаждений заключены с субъектами малого и среднего предпринимательства, плата по договору купли-продажи лесных насаждений устанавливается на основе начальной цены заготавливаемой древесины, определяемой как произведение минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений и коэффициента, устанавливаемого органами государственной власти субъектов Российской Федерации для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

В соответствии с абзацем 4 пункта 11 Типовой формы договора купли-продажи лесных насаждений расчет платы по настоящему договору приводится в приложении ... к настоящему Договору.

Вместе с тем, в приложении ... к Типовому договору купли-продажи лесных насаждений не раскрывается порядок расчета платы и не перечисляются показатели, подлежащие обязательному включению в приложение ....

Согласно приложениям ... расчет платы по договору купли-продажи лесных насаждений представлен в виде таблицы, содержащей сведения о количестве древесины соответствующей породы, а также коэффициент для определения расходов на обеспечение проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, начальная и окончательная цена.

Между тем в таблице отсутствуют ставки платы за единицу куб.м. для соответствующей породы древесины с учетом расстояния вывозки, следовательно, из сведений, содержащихся в приложении ... невозможно установить произведенный расчет минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений.

Материалами дела не подтверждается факт отсутствия в приложении ... к заключенным 29.12.2020 по результатам открытого аукциона договорам купли-продажи лесных насаждений значений для породы ель в таблице расчета платы. В таблице, являющейся приложением ... к договору купли-продажи лесных насаждений, указаны числовые показатели породы ель по категориям «крупная», «средняя», «мелкая», «итого», «дровяная», «всего».

Должностным лицом административного органа также вменяется ФИО4 как председателю комиссии то, что отсутствуют обязательные сведения, предусмотренные ч.3 и ч.4 ст. 78 Лесного кодекса РФ.

Часть 3 ст. 78 Лесного кодекса РФ предусматривает, что в случае получения заявления о проведении аукциона решение о проведении аукциона или об отказе в проведении аукциона принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения такого заявления.

Согласно ч.4 ст. 78 Лесного кодекса РФ заявление о проведении аукциона подается на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Диспозиция ст. 8.24 КоАП РФ носит бланкетный (отсылочный) характер и поэтому при описании совершенного лицом правонарушения в протоколе, при описании в постановлении об административном правонарушении, должно быть в обязательном порядке указано, каким нормативным актом установлены требования, дана ссылка на конкретные пункты данного акта.

Статья 8.24 Лесного кодекса РФ не предусматривает ответственности за нарушение правил проведения торгов на право заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений.

Следовательно, размещение документации об аукционе не в полном объеме вменено ФИО4 излишне, подлежит исключению из постановления.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, соблюден.

Доводы ФИО4 о том, что административным органом неправомерно не объединены два протокола об административных правонарушениях ... и ..., поскольку административные правонарушения, предусмотренные ст. 8.24 КоАП РФ, являются однородными, правонарушение состоит из нескольких эпизодов, являются несостоятельными.

Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.24 КоАП РФ, не является длящимся, поскольку объективная сторона административного правонарушения по ст. 8.24 КоАП РФ не подразумевает длительное непрекращающееся невыполнение или ненадлежащее выполнение предусмотренных законом обязанностей. Нарушение ФИО4 порядка предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям леса для использования при проведении аукционов 17.12.2020 и 09.03.2021 не охватывается единым умыслом.

Между тем административное правонарушение, совершенное ФИО4, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.24 КоАП РФРФ, но с учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемым общественным отношениям.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Принимая во внимание вышеизложенное, имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.

Оценив в совокупности все представленные доказательства, на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, прихожу к выводу, что постановление административного органа подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении на основании ст.2.9 КоАП РФ подлежит прекращению за малозначительностью административного правонарушения, ограничившись вынесением ФИО4 устного замечания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1 - 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Жалобу ФИО4 удовлетворить.

Постановление заместителя старшего государственного лесного инспектора, заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по СЗФО ФИО5 от 13 октября 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении ФИО4, предусмотренном ст. 8.24 КоАП РФ, отменить.

Исключить из описательной части постановления указание

на нарушение ФИО4 ч.4 ст. 29.1, ч.1 ст. 78 Лесного кодекса РФ,

на нарушение, выразившиеся в отсутствии информации о заявителе в распоряжении Устьянского подразделения от 24.11.2020 № 14 «Об организации аукциона на право заключения договора купли-продажи лесных насаждений», подписанного заместителем руководителя территориального органа Министерства – управление лесничествами Устьянское обособленное подразделение ФИО4,

на нарушение, что в договор включен подпункт 1.1, не предусмотренный типовой формой, в приложении ... к Договору в таблице расчета для породы ель отсутствуют значения,

на нарушение размещения документации об аукционе не в полном объеме.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью.

Объявить ФИО4 устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Шерягина С.Н.