Дело №12-91/2016
РЕШЕНИЕ
14 марта 2016 года г.Новороссийск
Судья Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края Спорчич О.А., при секретаре Куличковой Н.В., с участием представителя юридического лица ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП»» по доверенности Крескиной И.П., начальника Новороссийского отдела автотранспортного и автодорожного надзора МУГАДН по Краснодарскому краю и Республики Адыгея Юрченко В.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП»» по доверенности Афанасьева А.В. на постановление начальника Новороссийского отдела автотранспортного и автодорожного надзора МУГАДН по Краснодарскому краю и Республики Адыгея Юрченко В.К. № ...... от 11.02.2016 г. о привлечении юридического лица ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП»» к административной ответственности по ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Новороссийского отдела автотранспортного и автодорожного надзора МУГАДН по Краснодарскому краю и Республики Адыгея Юрченко В.К. № ...... от 11.02.2016 г. юридическое лицо ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП»» признано виновным по ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
В жалобе, поданной в Ленинский районный суд г.Новороссийска Краснодарского края, представитель юридического лица ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП»» по доверенности Афанасьев А.В. просит отменить постановление начальника Новороссийского отдела автотранспортного и автодорожного надзора МУГАДН по Краснодарскому краю и Республики Адыгея Юрченко В.К. № ...... от 11.02.2016 г. о привлечении юридического лица ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП»» к административной ответственности по ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ и прекратить производство по делу.
Из жалобы представителя юридического лица ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП»» по доверенности Афанасьева А.В. следует, что 18.02.2015 г. сотрудниками МУГАДН по КК и РА на СПВК №3 А/Д М-25 «Новороссийск-Керченский пролив» км 10+560 м, был проверен контейнеровоз МАН г/н «......», в составе полуприцепа г/н «......». По результатам взвешивания составлен Акт № ...... от 18.12.2015 г. о превышении транспортным средством установленного ограничения допустимой нагрузки на оси транспортного средства. В соответствии с Транспортной накладной № 1 от 18.12.15 г., перевозку контейнера ...... автомобилем МАН г/н «......» в составе полуприцепа г/н «......» осуществляло ООО «......». Поскольку в качестве места (адреса) приема груза в Транспортной накладной № 1 от 18.12.15 г. указано ЗТК ООО «НУТЭП», ...... (графа 6), Новороссийским отделом Межрегионального УГАДН по КК и РА было вынесено Постановление серии АКА № ...... от 11.02.16 г. о привлечении ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП» к административной ответственности по ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 250 000 рублей за нарушение требований ч.12 ст.11 ФЗ «Устав автомобильного транспорта». ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП» считает, что постановление АКА № ...... от 11.02.16 г.: вынесено с нарушением п.2 ст.2.1 КоАП РФ, так как ООО «НУТЭП» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст. 12.21.1 КоАП РФ; нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, создавая препятствия для осуществления обществом указанной деятельности в установленном законом порядке; неправомерно возлагает на общество государственную функцию по осуществлению весового контроля автотранспортных средств; принуждает общество к нарушению требований законодательства РФ, регулирующего оказание Оператором морского терминала услуг по перевалке грузов: ФЗ «О морских портах», «Правил оказания услуг по перевалке грузов в морских портах» (утв. Приказом Минтранса России N182 от 9.07.14 г.). В обоснование жалобы общество указало, что ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП» является Оператором морского терминала - субъектом транспортной инфраструктуры объектов инфраструктуры морского порта - и включено в данном качестве в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского транспорта. ООО «НУТЭП» (Оператор морского терминала) владеет морской транспортной инфраструктурой (причалами, образованной территорией), специализированной перегрузочной техникой, предназначенной для транспортной обработки грузов, перевозимых морскими судами, и, в том числе, для их перегрузки с одного вида транспорта на другой (перевалки). Указанную деятельность Оператор морского терминала осуществляет в соответствии с требованиями ФЗ «О морских портах» №261-ФЗ от 08.11.07 и «Правилами оказания услуг по перевалке грузов в морских портах», утв. Приказом Минтранса РФ от 9.07.14 N182., в рамках договоров возмездного оказания услуг (гл.39 ГК РФ). Также общество указало, что Импортный вариант контейнерной интермодальной перевозки представляет собой последовательную перевозку загруженного иностранным отправителем груза в одной и той же грузовой единице (контейнере) с перевалкой его в пути следования с одного вида транспорта на другой без перегрузки самого груза. После сдачи груза первому перевозчику (морскому), он перевозится исключительно как индивидуально определенная неделимая грузовая единица, обладающая конкретными характеристиками, в том числе весовыми. Эти характеристики указываются в товарораспорядительных документах и являются неотъемлемым условием договоров его перевозки. Полагает, что положения ч.4 ст.2, ч.8 ст.11, ч.11 ст.11, ч.12 ст.11 ФЗ «Устав автомобильного транспорта» в их системной связи друг с другом, ч.12 ст.11 данного закона ограничивает право владельца груза, являющегося стороной по договору автомобильной перевозки (грузоотправителем) распоряжаться этим грузом таким образом, который приведет к осуществлению его погрузки в транспортное средство с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства. В соответствии с положениями Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (ст.ст. 31, 32), продавец (грузоотправитель) – ...... - произвел погрузку груза в контейнер и сдал его первому морскому перевозчику - ....... Дальнейшая перевозка контейнера ...... осуществлялась без промежуточной перегрузки груза путем организации вывоза данного груза с территории Зоны таможенного контроля ООО «НУТЭП» специально предназначенным для этого транспортным средством. То есть автомобиль МАН г/н «......» в составе полуприцепа г/н «......» был предоставлен ООО «Рускон» (по договору автомобильной перевозки, заказчиком которой выступило ООО «......», именно как транспортное средство, пригодное для перевозки конкретного, указанного в Транспортной накладной № 1 от 18.12.15 г., неделимого груза: контейнера ...... весом брутто 20 114 кг. Кроме того, общество указало, что ООО «НУТЭП» осуществляет погрузо-разгрузочные работы с импортными грузами на основании долгосрочных договоров оказания услуг по перевалке грузов, заключаемых им с морскими перевозчиками (их агентами). Перевалка контейнера ...... на автомобиль МАН г/н «......» в составе полуприцепа г/н «......» была выполнена ООО «НУТЭП» по договору №...... от 02.04.09 г., заключённому между ООО «НУТЭП» и ООО «Новороссийская морская контейнерная компания» - агентом компании ......, осуществляющей международные морские перевозки. По вышеназванному договору (ст.4) Оператор морского терминала оказывает Заказчику (ООО «Новороссийская морская контейнерная компания») услуги по приему, погрузке, выгрузке, хранению и перемещению контейнеров в границах морского порта и, в том числе, осуществляет погрузку контейнеров на автотранспортные средства. Все операции с грузом Оператор морского терминала выполняет в соответствии с полученными от ООО «Новороссийская морская контейнерная компания» указаниями, и своими действиями обеспечивает технологическое исполнение обязательства перевозчика ....... перед грузоотправителем (в данном случае - перед ...... по договору морской перевозки груза. Таким образом, юридически, осуществляя перевалку контейнера ...... с судна на автотранспортное средство, ООО «НУТЭП» выступает подрядчиком морского перевозчика (титульного владельца груза, обязанного по договору морской перевозки, выдать уполномоченному лицу доставленный в порт назначения груз (ст.115 Кодекса торгового мореплавания РФ) и не состоит в каких-либо правоотношениях, связанных с автомобильной перевозкой этого груза: - не является стороной по договору автомобильной перевозки указанного контейнера; - не оказывает услуг автомобильному перевозчику ООО «......»; не является владельцем контейнера ...... и груза в нем; - не является владельцем транспортного средства МАН г/н «......» в составе полуприцепа г/н «......»; - не является участником дорожного движения (ст.2 ФЗ «О безопасности дорожного движения») или пользователем автомобильных дорог (п.8 ст.3 ФЗ «Об автомобильных дорогах»). В свою очередь, полагает, что автомобильный перевозчик, являясь лицом, уполномоченным грузополучателем (либо иным заказчиком перевозки, действующим в интересах грузополучателя), является титульным владельцем груза, который, по договору автомобильной перевозки, обязан принять указанный в транспортной накладной груз в указанном в этой накладной месте и осуществить его вывоз, предоставив для его перевозки пригодное транспортное средство (ст.791 ГК РФ, п.22, 23, 29 «Правил перевозки грузов автомобильным транспортом»). И, как это следует из Приложения №2 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом, параметры данного транспортного средства должны, в том числе, соотноситься с параметрами груза таким образом, чтобы нагрузки, приходящиеся на оси транспортного средства, не превышали значений, установленных законодательством РФ. Выдача контейнера ...... автомобильному перевозчику ООО «......» была осуществлена Оператором морского терминала на основании предоставленных указанным перевозчиком товарораспорядительных документов: Коносамента и Транспортной накладной, а также на основании полученного от Заказчика (ООО «Новороссийская морская контейнерная компания») распоряжения, оформленного в виде Релиз-ордера. Принимая во внимание то, что опломбированный контейнер, находящийся, кроме того, в режиме таможенного транзита, является неделимым грузом, параметры которого не могут быть изменены Оператором терминала в процессе перемещения этого груза на автотранспортное средство, а также то, что предметом договора автомобильной перевозки, согласно Транспортной накладной, является перевозка именно этого контейнера (......) с его индивидуальными характеристиками, превышение допустимых значений нагрузок на оси транспортного средства МАН г/н «......» в составе полуприцепа г/н «......» явилось следствием ненадлежащей организации вывоза указанного контейнера сторонами по договору автомобильной перевозки указанного контейнера, а не действиями Оператора морского терминала. Кроме того, полагает, что деятельность Оператора морского терминала регулируется гл.39 ГК РФ, ФЗ «О морских портах», а также «Правилами оказания услуг по перевалке грузов в морских портах», пунктом 51 которых установлен исчерпывающий перечень оснований, наделяющих Оператора морского терминала правом отказать в перевалке груза. Превышение допустимых нагрузок на ось транспортного средства данным нормативно-правовым актом к таким основаниям не отнесено. При этом права и обязанности Оператора морского терминала в отношении груза, при осуществлении его перевалки с судна на транспортное средство, в силу их производности от прав и обязанностей морского перевозчика, обусловлены не только нормами законодательства РФ, регулирующего его деятельность, но и положениями российского и международного законодательства о морских перевозках (в т.ч. Международной конвенцией об унификации некоторых правил о коносаменте, Кодекса торгового мореплавания РФ). А права и обязанности морского перевозчика, в свою очередь, производим от прав и обязанностей сторон по договору международной купли-продажи товаров, установленных соответствующей Конвенцией ООН. Таким образом, считает, что права Оператора морского терминала в отношении груза не могут выйти за рамки обязанности выдать его уполномоченному лицу по указанию морского перевозчика. Кроме того, общество указало, что в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 21.06.11 г. N 193, осуществление в установленном порядке весового контроля автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки является государственной функцией, исполнение которой, согласно п.5.5.2 ст.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.04 N 398), возложено на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Считает, что согласно п.3 ст.15 Федерального закона №135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов государственного контроля и надзора. Также, ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП» считает, что правоотношения сторон, возникающие при оказании услуг по перевалке груза в морском порту, не являются предметом регулирования ФЗ «Устав автомобильного транспорта...» (п.1 ст.1) и ФЗ «Об автомобильных дорогах...» (п.1 ст.1). Само по себе перемещение груза (контейнера) на автотранспортное средство не делает Оператора терминала субъектом прав сторон по договору автомобильной перевозки, которые регламентируются положениями указанных законов. Общество отмечает, что требование ч.12 ст. 11 ФЗ «Устав автомобильного транспорта...» и п.15 ст.31 ФЗ «Об автомобильных дорогах...» - при его предъявлении Оператору морского терминала - противоречит нормам ФЗ «О морских портах» и «Правилам оказания услуг по перевалке грузов в морских портах», которыми установлен закрытый перечень оснований для отказа Заказчику в перевалке груза, не содержащий такого основания как превышение допустимых нагрузок на ось транспортного средства. Считает, что в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, приоритетными признаются нормы закона, которые специально предназначены для регулирования соответствующих отношений. Таким образом общество считает, что ООО «НУТЭП», осуществляя выдачу контейнера автомобильному перевозчику, уполномоченному грузополучателем, либо иным заказчиком перевозки, действующим в интересах грузополучателя; грузовладельца): действовало в соответствии законодательством РФ, регулирующим его деятельность как Оператора морского терминала; не могло повлиять на значение нагрузок на оси транспортного средства; было не вправе отказать Заказчику (морскому перевозчику) по договору перевалки в погрузке груза на предоставленное грузовладельцем транспортное средство в случае превышения допустимых нагрузок на ось транспортного средства; было не вправе распоряжаться указанным транспортным средством, определять его пригодность для перевозки вывозимого груза или отказываться от его использования (в соответствии со ст.9 ФЗ «Устав автомобильного транспорта» указанными правами наделены только перевозчик и заказчик по договору перевозки); было не вправе осуществлять весовой контроль и препятствовать движению тяжеловесного транспортного средства, в том числе по автомобильным дорогам; было не вправе совершать действия, направленные на воспрепятствование реализации права распоряжения грузом и (или) транспортным средством лиц, осуществляющих вывоз груза. Таким образом, считает, что оператор морского терминала не совершал действий (бездействий), результатом которых явилось движение транспортного средства с превышением допустимой нагрузки на оси.
В судебном заседании представитель юридического лица ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП»» по доверенности Крескина И.П. подтвердила доводы, изложенные в жалобе. Просила отменить постановление начальника Новороссийского отдела автотранспортного и автодорожного надзора МУГАДН по Краснодарскому краю и Республики Адыгея Юрченко В.К. № ...... от 11.02.2016 г. о привлечении юридического лица ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП»» к административной ответственности по ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ и прекратить производство по делу.
Начальник Новороссийского отдела автотранспортного и автодорожного надзора МУГАДН по Краснодарскому краю и Республики Адыгея Юрченко В.К. в судебном заседании просил постановление № ...... от 11.02.2016 г. о привлечении юридического лица ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП»» к административной ответственности по ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу представителя юридического лица ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП»» по доверенности Афанасьева А.В. – без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы, изложенные в жалобе, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса: 1) вынесенное судьей - в вышестоящий суд; 2) вынесенное коллегиальным органом - в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; 3) вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; 4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, - в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.ООО Контейнерный терминал «НУТЭП» является оператором морского терминала - субъектом транспортной инфраструктуры объектов инфраструктуры морского порта и включено в данном качестве в Реестр морских портов РФ.
Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, и Методическими указаниями по расчету основного вида экономической деятельности хозяйствующих субъектов на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) для формирования сводной официальной статистической информации, утвержденными приказом Федеральной службы государственной статистики от 01.10.2007 N 150, согласно которым для коммерческой организации основным видом экономической деятельности признается тот вид экономической деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Как следует из материалов дела, по сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности общества с ограниченной ответственностью Контейнерный терминал «НУТЭП» является деятельность морского грузового транспорта (код ОКВЭД 61.10.2).
Указанную деятельность Оператор морского терминала осуществляет в соответствии с требованиями ФЗ «О морских портах» №261-ФЗ от 08.11.07 и «Правилами оказания услуг по перевалке грузов в морских портах», утв. Приказом Минтранса РФ от 9.07.14 N182., в рамках договоров возмездного оказания услуг, заключаемых с морскими перевозчиками (их агентам).
В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 248-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов" статья 12.21.1 КоАП РФ дополнена частью 10, предусматривающей административную ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществивших погрузку груза в транспортное средство с превышением допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, т.е. дополнен субъектный состав.
Объективную сторону данного правонарушения составляет погрузка в автотранспортное средство, в результате чего произошло превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении.
ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП»», осуществляя перевалку грузов, в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с п.8 ст.4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" оператор морского терминала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров.
Согласно п.9 ст.4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" перевалка грузов - комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта.
Из материалов дела следует, что постановлением от 11.02.2016 г. серия АКА №...... ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП»» привлечено к административной ответственности по ч. 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов.
Из протокола об административном правонарушении от 10.02.2016 г. серия АКА №......, составленным в отношении ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП»» по ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ, следует, что 10.02.2016 года в 10 час. 00 мин. по адресу г. Новороссийск, ул. Луначарского, 21, в ходе проведения административного расследования, было установлено, что 18.12.2015 г. в 11 час. 21 мин., при получении весовых параметров на стационарном оборудовании СДК.Ам-01-2-2№021 (дата очередной поверки 02.12.2016г.) в режиме покоя на СПВК №3 А/Д М-25 «Новороссийск-Керченский пролив» км 10+560, согласно акта № ...... от 18.12.2015 г. о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, составленного инспектором МУГАДН по КК и РА ......, зафиксирован факт превышения нагрузки на вторую ось автотранспортного средства МАН г/н «......» в составе полуприцепа г/н «......». Фактическая масса пятиосного автопоезда составила 36,4 тонн, допустимая масса пятиосного автопоезда 40 тонн, что не превышает норматив, фактическая осевая нагрузка на вторую ось ТС составила 13,68 тонн, допустимая нагрузка на вторую ось ТС, установленная на территории РФ составляет 10 тонн, что превышает норматив на 3,68 тонны, (36,8%).
Административным органом сделан вывод, что согласно прилагаемой транспортной накладной №1, от 18.12.15 г., приёмо-сдаточного ордера № 65831 от 18.12.15 г., ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП», 18.12.2015 г. осуществило погрузку груза в транспортное средство МАН г/н «......» в составе полуприцепа гос. номер «......», превысив допустимую нагрузку на вторую ось транспортного средства, что подтверждается актом № ...... от 18.12.2015 г., чем нарушило требования: ч.12 ст.11 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; п.15 ст.31 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 08.11.2007 г.; Приложения № 2 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом", ответственность за которое предусмотрена ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ.
Перевалка контейнера ...... на автомобиль МАН г/н «......» в составе полуприцепа г/н «......» была выполнена ООО «НУТЭП» по договору №...... от 02.04.09 г., заключённому между ООО «НУТЭП» и ООО «Новороссийская морская контейнерная компания» - агентом компании ......, осуществляющей международные морские перевозки. По вышеназванному договору Оператор морского терминала оказывает Заказчику (ООО «Новороссийская морская контейнерная компания») услуги по приему, погрузке, выгрузке, хранению и перемещению контейнеров в границах морского порта и, в том числе, осуществляет погрузку контейнеров на автотранспортные средства.
Все операции с грузом Оператор морского терминала выполняет в соответствии с полученными от ООО «Новороссийская морская контейнерная компания» указаниями, и своими действиями обеспечивает технологическое исполнение обязательства перевозчика ....... перед грузоотправителем (в данном случае - перед ...... по договору морской перевозки груза, а именно: выдать доставленный в порт назначения груз управомоченному на его получение лицу (ст. 115 Кодекса торгового мореплавания РФ).
Согласно коносаменту грузополучателем по договору морской перевозки груза является ООО «......», а автомобильную перевозку по транспортной накладной № 01 от 18.12.2015 г. осуществляло ООО «Рускон».
В соответствии с п.2 ст.20, п.1 ст.22 ФЗ «О морских портах» и п.59, 60 «Правил оказания услуг по перевалке грузов в морских портах», грузополучатель обязан принять и вывезти груз. При этом транспортное средство должно быть пригодным для перевозки вывозимого груза (ст.791 ГК РФ, п.22, 23, 29 «Правил перевозки грузов автомобильным транспортом»). Согласно Приложению №2 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом, параметры данного транспортного средства должны соотноситься с параметрами груза таким образом, чтобы нагрузки, приходящиеся на оси транспортного средства, не превышали значений, установленных законодательством РФ.
Выдача контейнера ...... автомобильному перевозчику ООО «......» была осуществлена оператором морского терминала на основании предоставленных указанным перевозчиком товарораспорядительных документов: Коносамента и Транспортной накладной, а также на основании полученного от Заказчика (ООО «Новороссийская Морская контейнерная компания») распоряжения, оформленного в виде Релиз-ордера.
Исчерпывающий перечень оснований, наделяющих оператора морского терминала правом отказать в перевалке груза, определен в п.51 «Правил оказания услуг по перевалке грузов в морских портах».
Указанные Правила регулируют технологические процессы перевалки грузов, определяют правила приема и сдачи/выдачи грузов и являются обязательными для участников правоотношений, возникающих при оказании услуг в морском порту (п.2 ст.1).
Превышение допустимых нагрузок на ось транспортного средства ни ФЗ «О морских портах», ни «Правилами оказания услуг по перевалке грузов в морских портах» к таким основаниям не отнесено.
Кроме того, поскольку выдача груза посредством его погрузки на транспортное средство является обязательством Оператора морского терминала перед Заказчиком по договору перевалки, имеющиеся у ООО «НУТЭП» права в отношении груза ограничены правами, которыми его наделил Заказчик по данному договору и правами, которые у него есть в соответствии с ФЗ «О морских портах», регулирующим его деятельность.
Таким образом, в соответствии с нормами законодательства, устанавливающего порядок осуществления деятельности в морских портах и, в том числе, оказания в них услуг, Оператор морского терминала не вправе отказать Заказчику в погрузке груза на транспортное средство в случае превышения допустимых нагрузок на ось транспортного средства.
Из смысла ст.11 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" следует, что: груз может быть погружен в транспортное средство или в контейнер; погрузка груза в транспортное средство или контейнер осуществляется грузоотправителем (физическим или юридическим лицом, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной) либо перевозчиком, если это предусмотрено договором перевозки груза; если грузоотправитель (либо перевозчик) осуществляет погрузку груза в транспортное средство, он не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства; груз может быть погружен без превышения допустимой массы и (или) допустимой нагрузки на оси транспортного средства и эта возможность зависит от лица, осуществляющего погрузку груза (грузоотправителя либо перевозчика), что возможно только при погрузке на автотранспортное средство делимого груза; перечень и порядок осуществления работ по погрузке грузов в транспортное средство, контейнер устанавливаются «Правилами перевозок грузов» (п.10 ст.11).
В соответствии с Приложением №7 постановления Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 03.12.2015) "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" погрузка включает в себя выполнение следующего перечня работ:
1.Подготовка груза, контейнера к перевозке:
а) упаковка и затаривание груза в соответствии со стандартами, техническими условиями на груз, тару, упаковку и контейнер;
б) маркировка и группировка грузовых мест по грузополучателям;
в) размещение груза, контейнера на месте загрузки.
2. Подготовка транспортного средства к загрузке:
а) размещение транспортного средства на месте загрузки;
б) открытие дверей, люков, бортов, снятие тентов, подготовка и установка на транспортном средстве приспособлений, необходимых для загрузки, разгрузки и перевозки груза, и приведение их в рабочее состояние.
3. Загрузка груза в транспортное средство:
а) подача груза, контейнера в транспортное средство;
б) размещение, укладка груза в транспортном средстве.
4. Крепление груза в транспортном средстве:
а) приведение в рабочее состояние крепежных, стопорных и защитных приспособлений, закрытие дверей, люков, бортов транспортного средства, установка тентов;
б) подготовка загруженного транспортного средства к движению.
Поскольку опломбированный контейнер с грузом является неделимой грузовой единицей, параметры которой не могут быть изменены в процессе его погрузки на автотранспортное средство, и поскольку предметом договора автомобильной перевозки является перевозка именно этого контейнера с его индивидуальными характеристиками, обеспечить необходимое соотношение груза и автотранспортного средства может только перевозчик.
Таким образом, ООО «НУТЭП», осуществляя выдачу автомобильному перевозчику (ООО «......») контейнера ......, который, согласно п.п.38, 79 Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту был опломбирован и который, в соответствии с отметкой таможни в Транспортной накладной находился в режиме таможенного транзита, не мог оказать влияния на значение нагрузок на оси транспортного средства, предоставленного (ООО «Рускон»).
Оператор морского терминала (ООО «НУТЭП») не является стороной по договору автомобильной перевозки груза, он не вправе распоряжаться транспортным средством, предоставленным грузополучателем для вывоза принадлежащего ему (грузополучателю) груза, определять пригодность указанного транспортного средства для перевозки груза или отказываться от его использования.
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" указанными правами наделены только перевозчик и заказчик по договору перевозки.
Следовательно, правоотношения сторон, возникающие при оказании услуг по перевалке груза в морском порту, не являются предметом регулирования Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Приложения №2 постановления Правительства РФ от 15 апреля 2011 №22 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». Само по себе перемещение груза (контейнера) на автотранспортное средство не делает Оператора терминала субъектом прав сторон по договору автомобильной перевозки, которые регламентируются положениями указанных законов.
Изложенное исключает наличие в действиях ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП»» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
В соответствии со ст. 24.5 ч. 1 п. 2 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, постановление начальника Новороссийского отдела автотранспортного и автодорожного надзора МУГАДН по Краснодарскому краю и Республики Адыгея Юрченко В.К. №...... от 11.02.2016 г. о привлечении юридического лица ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП»» к административной ответственности по ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ, подлежит отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ (в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд,
РЕШИЛ:
Жалобу представителя юридического лица ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП»» по доверенности Афанасьева А.В. на постановление начальника Новороссийского отдела автотранспортного и автодорожного надзора МУГАДН по Краснодарскому краю и Республики Адыгея Юрченко В.К. № ...... от 11.02.2016 г. о привлечении юридического лица ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП»» к административной ответственности по ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ - удовлетворить.
Постановление начальника Новороссийского отдела автотранспортного и автодорожного надзора МУГАДН по Краснодарскому краю и Республики Адыгея Юрченко В.К. № 008865 от 11.02.2016 г. о привлечении юридического лица ООО «Контейнерный терминал «НУТЭП»» к административной ответственности по ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ – отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Спорчич О.А.