Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
г. Себеж 13 августа 2020 года
Судья Себежского районного суда Псковской области Дмитриев С.О.,
при секретаре судебного заседания Елисеевой В.В.,
рассмотрев в порядке ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ в открытом судебном заседании жалобу представителя ОАО «Российские железные дороги» ФИО1 на постановление №/18/2020, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка №18 Себежского района Псковской области, которым ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 60 000 рублей,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением мирового судьи судебного участка № 18 Себежского района Псковской области №/18/2020 от 20.05.2020ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и ОАО «РЖД» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60000 руб.
Указанное постановление обжаловано представителем ОАО «РЖД» ФИО1 в порядке ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ в Себежский районный суд Псковской области.
В жалобе представитель ОАО «РЖД» ФИО1 ставит вопрос о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В частности, представитель ОАО «РЖД» указывает на то, что товаросопроводительные документы были оформлены грузоотправителем,а в соответствии со ст. 16 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее СМГС) обязанность приложить к накладной сопроводительные документы, необходимые для выполнения таможенных и других правил на всем пути следования груза, возложена на грузоотправителя. Железная дорога не обязана проверять правильность и достаточность документов, приложенных грузоотправителем к накладной. Как указано в ст. 22 СМГС отправитель несет ответственность за правильность сведений и заявлений, указанных им в накладной. Он несет ответственность за все последствия от неправильного, неточного или неполного указания этих сведений и заявлений.
Представитель ОАО «РЖД» ФИО1, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной в реестре за №-н/78-2018 в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, указав, что просит апелляционную жалобу удовлетворить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава правонарушения.
Представитель Псковской таможни исполняющий обязанности заместителя Псковской таможни ФИО2 просил рассмотреть данную жалобу в отсутствии их представителя, решение мирового судьи оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Статья16.3 КоАП РФ предусматривает, что несоблюдение установленных международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 7Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее ТК ЕАЭС) товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Так же, в соответствии с п. 3 ст. 7 ТК ЕАЭС, соблюдение карантинных фитосанитарных мер подтверждается по результатам осуществления фитосанитарного контроля в порядке, установленном Договором о ЕАЭС и принятым в соответствии с ними актами Комиссии ЕАЭС, и (или) в порядке, установленном законодательством государств - членов ЕАЭС.
Под запретами и ограничениями понимаются меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (далее - Союз) и (или) законодательством государств-членов, применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС (статья 2 ТК ЕАЭС).
В 10 час. 55 мин. ДД.ММ.ГГГГ в таможенный орган – таможенный пост ЖДПП Посинь Псковской таможни, расположенный в месте убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) представителем перевозчика ОАО «РЖД» - агентом по передаче грузов линейного агентства фирменного транспортного обслуживания (ЛАФТО) для получения разрешения на убытие товара с таможенной территории ЕАЭС были представлены: декларация на товары №, оригинальная железнодорожная накладная № от ДД.ММ.ГГГГ, фитосанитарные сертификаты №№, № от ДД.ММ.ГГГГ на товар: «семена льна», код товара ТН ВЭД ЕАЭС 1204009000, вес брутто 140000. Отправитель товара: ООО «Зерно Транс-Сура», индекс 440023, Россия, <адрес> А, получатель товара: ООО «КОМПАСС ТРАНЗИТ», Латвия, <адрес>, перевозчик: ОАО «РЖД».
В соответствии с п. 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений. Также, в соответствии с п. 3 статьи 7 ТК ЕАЭС, соблюдение карантинных фитосанитарных мер подтверждается по результатам осуществления фитосанитарного контроля в порядке, установленном Договором о ЕАЭС и принятыми в соответствии с ними актами Комиссии ЕАЭС, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов ЕАЭС.
Товар - «семена льна» включен в Перечень подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной территории Евразийского экономического союза. Порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) определен Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза (утв. Решением КТС от 18.06.2010 № «Об обеспечении карантина растений в Евразийском Экономическом союзе).
В соответствии с п. 1.3. Положение является обязательным для исполнения юридическими лицами, любой организационно-правовой формы, деятельность которых связана с транспортировкой подкарантинной продукции.
Вывоз товара «семена льна» с таможенной территории ЕАЭС допускается в сопровождении фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера. Условия оформления и выдачи экспортных и реэкспортных фитосанитарных сертификатов определены «Международными стандартами по фитосанитарным мерам МСФМ 12. Фитосанитарные сертификаты» (2011 год) и согласно ему исходный фитосанитарный сертификат или его заверенная копия должны сопровождать груз вместе с оригиналом реэкспортного фитосанитарного сертификата.
В соответствии с п. 2 ст. 92 ТК ЕАЭС для убытия товаров с таможенной территории Союза, перевозчиком предоставляются документы и (или) сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ № установлены критерии отнесения фитосанитарного сертификата к недействительным документам: срок действия фитосанитарного сертификата (с даты его выдачи) истек, если такой срок предусмотрен законодательством страны - импорта, карантинным фитосанитарным требованиям которой должна соответствовать продукция.
Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ № подкарантинная продукция при вывозе из Российской Федерации в государства – члены Европейского союза должна убыть с территории Российской Федерации в течение 14 дней со дня выдачи фитосанитарного сертификата.
По результатам документального фитосанитарного контроля должностным лицом таможенного поста было установлено, что срок действия фитосанитарных сертификатов, представленных перевозчиком, истек ДД.ММ.ГГГГ в 24.00 ч.
ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 30 мин. должностным лицом таможенного органа – т/п ЖДПП Посинь Псковской таможни перевозчику ОАО «РЖД» был направлен запрос № о необходимости предоставления фитосанитарных сертификатов на партию товара «семена льна», перемещаемого в железнодорожных вагонах №, 59451427, для выдачи разрешения на убытие товара с таможенной территории ЕАЭС.
ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 20 мин. в рамках системы управления рисками с целью идентификации товара было принято решение о проведении таможенного досмотра товара «семена льна» и было выдано поручение на таможенный досмотр №.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 3 ст. 328 и п. 1 ст. 348 ТК ЕАЭС декларанту ООО «Группа Компаний Бизнес Партнер» было направлено уведомление о проведении таможенного досмотра, требование о предъявлении товара и требования о проведении операций с товарами.
ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 51 мин. представителем перевозчика ОАО «РЖД» были предоставлены переоформленные фитосанитарные сертификаты № №, № от ДД.ММ.ГГГГ (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№/Т).
Таким образом, действующиефитосанитарные сертификаты были представлены после прибытия товара на таможенную территорию ЕАЭС.
В связи с изложенными обстоятельствами таможенный орган посчитал, что перевозчиком ОАО «РЖД» не соблюдены установленные запреты и ограничения на ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза товара «семена льна», подлежащего санитарно-эпидемиологическому надзору на таможенной границе, что указывает на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ.
Согласно п. 2.1 Положения «фитосанитарный сертификат» - документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию и выдаваемый уполномоченным органом государства страны-экспортера по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений (Рим, 1951 год, в редакции 1997 года) и удостоверяющий фитосанитарное состояние подкарантинной продукции.
В соответствии с пунктом 3.3 Положения карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе осуществляется в целях проверки соответствия ввозимой подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям государства-члена, на территории которого расположено место завершения таможенного оформления.
Согласно пункту 3.5 Положения первичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе предусматривает ряд проведения контрольных мероприятий, в том числе - документарная проверка.
В соответствии с пунктом 4.1.1 Положения в целях проведения документарной проверки должностному лицу уполномоченного органа должны быть представлены:
коммерческие и транспортные (перевозочные) документы на ввозимую партию подкарантинной продукции;
фитосанитарный сертификат на ввозимую партию подкарантинной продукции (с переводом при необходимости на государственный язык государства-члена, должностному лицу уполномоченного органа которого он представляется) - в случае ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, если иное не предусмотрено пунктом 7.1 названного Положения.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 4.1.4. Положения, должностное лицо уполномоченного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска или ее помещения под таможенную процедуру таможенного транзита в следующих случаях, если фитосанитарный сертификат является поддельным или недействительным.
В силу примечания 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения главы 16 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путём, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Таким образом, отсутствие разрешительных документов, а именно действующих фитосанитарных сертификатов на товар «семена льна» свидетельствовало о том, что при ввозе ДД.ММ.ГГГГ в 09 час. 02 мин. на таможенную территорию Евразийского экономического союза подкарантинной продукции, перевозчиком ОАО «РЖД» не были соблюдены запреты и ограничения в части карантинных фитосанитарных требований, установленных Решением Комиссии Таможенного Союза от 18 июня 2010 года № «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» и Едиными карантинными фитосанитарными требованиями.
Предоставление ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 51 мин.переоформленных фитосанитарных сертификатов № №, № от ДД.ММ.ГГГГ (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№/Т), не свидетельствует о выполнении данной обязанности, поскольку данные фитосанитарныесертификаты на момент прибытия товара«семена льна» отсутствовали.
Устранение допущенного нарушения, выражающееся в получении и предоставлении соответствующих документов в последующем, не свидетельствует об отсутствии состава правонарушения, определяемого на момент прибытия товара на таможенную границу и предоставления товаросопроводительной документации.
В связи с чем, ссылка ОАО «РЖД» на отсутствие состава административного правонарушения не обоснована и противоречит представленным в материалы дела документам.
Оценивая доводы представителя ОАО "РЖД" о том, что согласно соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) в обязанности перевозчика не входит проверка правильности и достаточности сопроводительных документов, суд находит их несостоятельными, так как указанное соглашение не регулирует отношения между перевозчиком и таможенным органом, возникающие при пересечении границы перевозчиком, перевозящим товар, и не освобождает перевозчика от обязанности соблюдения требований таможенного законодательства.
Согласно положениям ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", перевозчик обязан обеспечить выполнение соответствующих обязательств по перевозкам, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, которые регламентируют перевозки пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом, и законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и законодательства Российской Федерации в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
В соответствии с положениям части 2 статьи 89 ТК ЕАЭС независимо от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, указанных в настоящей статье, перевозчиком представляются, в том числе, документы и (или) сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, выступают лица, на которых возложена обязанность соблюдать установленные запреты и ограничения.
Обязанность перевозчика по соблюдению запретов и ограничений при перемещении через таможенную границу товаров, является публично-правовой обязанностью и регулируется нормами таможенного права. Исполнение данной обязанности не может быть поставлено в зависимость от обстоятельств, связанных с осуществлением лицом предпринимательской деятельности, взаимных прав и обязанностей, и, до определенной степени, действий контрагентов, поскольку данные правоотношения регулируются нормами гражданского законодательства.
Эта обязанность должна быть исполнена лицом, на которое она возложена путем принятия всех зависящих от него мер.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При подаче перевозчиком ОАО «РЖД» товаросопроводительных документов таможенному органу, перевозчик должен был удостовериться в их соответствии сведениям указанным в ж/д накладной № от ДД.ММ.ГГГГ. Каких-либо доказательств о не предоставлении перевозчику такой возможности в материалах дела не содержится.
Между тем, данные требования ОАО «РЖД» выполнены не были. Предоставление по запросу таможенному органу переоформленные фитосанитарные сертификаты № №, № от ДД.ММ.ГГГГ не является основанием, исключающим в действиях ОАО «РЖД»наличия состава административного правонарушения.
Оснований для выводов о том, что у перевозчика ОАО «РЖД» при принятии груза к перевозке отсутствовала возможность проверить наличие фитосанитарного сертификата на подкарантинную продукцию или возможность непринятия груза к перевозке при отсутствии фитосанитарного сертификата, не имеется.
Более того, учитывая, что оригинал фитосанитарного сертификата впоследствии был предоставлен, суд считает, чтоОАО «РЖД» имело возможность обеспечить выполнение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров в Российскую Федерацию в целях соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку ОАО "РЖД" не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных запретов и ограничений на ввоз подкарантинных товаров в Российскую Федерацию, совершенное обществом деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.
Таким образом, выводы мирового судьи о наличии в действиях ОАО «РЖД» состава вмененного административного правонарушения являются обоснованными, процессуальных нарушений при его привлечении к административной ответственности не допущено.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении ОАО «РЖД» административного наказания мировым судьей требования ст. 4.1 КоАП РФ были соблюдены, учтено наличие отягчающего обстоятельства, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, отсутствие смягчающих обстоятельств.
Назначенное наказание является справедливым и соответствующим тяжести совершенного деяния.
Порядок и срок давности привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности не нарушены.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 29.10 ч. 1, 30.6–30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 18 Себежского района Псковской области №/18/2020 от ДД.ММ.ГГГГ по делу в отношении ОАО «Российские железные дороги» об административном правонарушении, предусмотренном статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу представителя ОАО «Российские железные дороги» ФИО1 - без удовлетворения.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано, опротестовано путем подачи жалобы, принесения протеста непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья: С.О. Дмитриев.