ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-94/19 от 17.07.2019 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

№ 12-94/2019

17 июля 2019 г. г. Ахтубинск

Астраханская область

Судья Ахтубинского районного суда Астраханской области Лябах И.В., при секретаре Пичугиной Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда Астраханской области в порядке пересмотра жалобу председателя Контрольно- счетной палаты муниципального образования «Ахтубинский район» Цапко С.В. на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Ахтубинского района Астраханской области мирового судьи судебного участка № 1 Ахтубинского района Астраханской области Зелениной А.А. от 29 апреля 2019 г. по делу об административном правонарушении , предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера администрации муниципального образования «Батаевский сельсовет» Метёлкиной Т.В. ,

установил:

постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Ахтубинского района Астраханской области мирового судьи судебного участка № 1 Ахтубинского района Астраханской области Зелениной А.А. от 29 апреля 2019 г. по делу об административном правонарушении главный бухгалтер администрации муниципального образования «Батаевский сельсовет» Метёлкина Т.В. освобождена от административной ответственности по статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения с объявлением устного замечания, производство по делу об административном правонарушении прекращено.

Не согласившись с данным постановлением мирового судьи, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, председатель Контрольно- счетной палаты муниципального образования «Ахтубинский район» (далее- МО «Ахтубинский район») Цапко С.В. обратилась в Ахтубинский районный суд с жалобой, в которой просит его отменить, направить дело об административном правонарушении на новое рассмотрение, мотивируя тем, что совершенные должностными лицами правонарушения в бюджетной сфере влекут существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, посягают на установленный порядок в сфере бюджетных правоотношений и не могут являться малозначительными.

Председатель Контрольно- счетной палаты МО «Ахтубинский район» Цапко С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месту судебного заседания извещена надлежащим образом, согласно заявлению просила рассмотреть дело в ее отсутствие; доводы, изложенные в жалобе на постановление мирового судьи, поддерживает полностью.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Метёлкина Т.В. в судебное заседание не явился, о времени и месту судебного заседания извещена надлежащим образом, согласно заявлению просила рассмотреть дело в ее отсутствие, постановление мирового судьи оставить без изменения, а жалобу Цапко С.В. без удовлетворения ввиду признания вины и искреннего раскаяния.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях регламентирован главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 1 статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Административная ответственность по статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно пункту 3 статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации представляет отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации для подготовки заключения на него не позднее 15 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации проводится в срок, не превышающий 1,5 месяца.

Местная администрация представляет отчет об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года. Подготовка заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета проводится в срок, не превышающий один месяц.

Решением Совета МО «Батаевский сельсовет» от 01 марта 2019 г. № 105 утвержден Порядок осуществления внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета МО «Батаевский сельсовет», согласно пункту 3.2 которого администрация МО «Батаевский сельсовет» предоставляет отчет об исполнении местного бюджета в контрольно- счетную палату для подготовки заключения не позднее 1 апреля текущего финансового года.

Из представленных материалов следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Контрольно- счетной палатой МО «Ахтубинский район» проводилось контрольное мероприятие в отношении администрации муниципального образования «Батаевский сельсовет» (далее- МО «Батаевский сельсовет»), а именно внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета за 2018 г. в соответствие с решением Совета МО «Батаевский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче части полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля» и Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ о передаче Контрольно- счетной палате МО «Ахтубинский район» полномочий контрольно- счетного органа МО «Батаевский сельсовет» по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля на 2019-2020 г.г.

В ходе проверки установлено, что годовой отчет об исполнении бюджета МО «Батаевский сельсовет» за 2018 г. представлен в контрольно- счетную палату на внешнюю проверку 12 апреля 2019 г. с нарушением сроков, установленных частью 3 статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 3.2 Порядка осуществления внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета МО «Батаевский сельсовет», утвержденного решением Совета МО «Батаевский сельсовет» от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сопроводительным письмом к отчету от 12 апреля 2019 г. .

Должностным лицом, ответственным за составление и предоставление годового отчета и бюджетной отчетности администрации МО «Батаеввский сельсовет» является главный бухгалтер Метёлкина Т.В.

ДД.ММ.ГГГГ председатель Контрольно- счетной палаты МО «Ахтубинский район» Цапко С.В. составлен протокол об административном правонарушении в отношении главного бухгалтера администрации МО «Батаевский сельсовет» Метёлкиной Т.В. по статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за то, что годовой отчет об исполнении бюджета МО «Батаевский сельсовет» за 2018 г. представлен в контрольно- счетную палату на внешнюю проверку 12 апреля 2019 г. с нарушением сроков, установленных частью 3 статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 3.2 Порядка осуществления внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета МО «Батаевский сельсовет», утвержденного решением Совета МО «Батаевский сельсовет» от 01 марта 2019 г. № 105.

29 апреля 2019 г. и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Ахтубинского района Астраханской области мировым судьей судебного участка № 1 Ахтубинского района Астраханской области Зелениной А.А. вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера администрации МО «Батаевский сельсовет» Метёлкиной Т.В. в связи квалификацией административного правонарушения в качестве малозначительного, Метёлкина Т.В. освобождена от административной ответственности с объяснением устного замечания.

В соответствие с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Однако, данные требования закона по настоящему делу об административном правонарушении мировым судьей соблюдены не были, поскольку, прекращая производство по делу об административном правонарушении мировой судья установил малозначительность совершенного Метёлкиной Т.В. административного правонарушения, исходя из раскаяния Метёлкиной Т.В., устранения ею нарушения против порядка управления на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, а также из формального состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое не предполагает оценки размера вредных последствий деяния, невозможно определить конкретный материальный размер причиненного вреда.

Так, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснено в абзаце 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу.

Между тем основания, позволяющие признать административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, малозначительным, по делу отсутствуют, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований законодательства в сфере бюджетной системы Российской Федерации и невыполнении своих публично-правовых обязанностей в сфере осуществления учета и контроля за соблюдением бюджетного законодательства.

Приведенные обстоятельства являются существенными процессуальными нарушениями требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку не позволили судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, постановление мирового судьи нельзя признать законным и обоснованным.

Принимая во внимание вышеизложенное, нахожу постановление м мирового судьи от 29 апреля 2019 г. подлежащим отмене в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело возвращению на новое рассмотрение, поскольку срок привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не истек.

Руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 2 Ахтубинского района Астраханской области мирового судьи судебного участка № 1 Ахтубинского района Астраханской области Зелениной А.А. от 29 апреля 2019 г. по делу об административном правонарушении , предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера администрации муниципального образования «Батаевский сельсовет» Метёлкиной Т.В. , отменить, жалобу председателя Контрольно- счетной палаты муниципального образования «Ахтубинский район» Цапко С.В. удовлетворить.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главного бухгалтера администрации муниципального образования «Батаевский сельсовет» Метёлкиной Т.В. направить мировому судье судебного участка № 2 Ахтубинского района Астраханской области на новое рассмотрение.

Судья Лябах И.В.