ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-95/2021 от 11.08.2021 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Подорова М.И. Дело № 21-365/2021

(Дело № 12-95/2021)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Машкина И.М.,

При секретаре Сметаниной Е.Ф.

рассмотрев в городе Сыктывкаре Республики Коми 11 августа 2021 года жалобу директора Сысольского филиала акционерного общества «КОМИ ТЕПЛОВАЯ КОМПАНИЯ» ФИО1 на постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного геологического надзора по Республике Коми Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу ФИО2 от 22 апреля 2021 года <Номер обезличен> и решение судьи Сысольского районного суда Республики Коми от 05 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Сысольского филиала акционерного общества «КОМИ ТЕПЛОВАЯ КОМПАНИЯ» ФИО1,

установил:

постановлением главного специалиста-эксперта отдела государственного геологического надзора по Республике Коми Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу ФИО2 от 22 апреля 2021 года <Номер обезличен> директор Сысольского филиала акционерного общества «КОМИ ТЕПЛОВАЯ КОМПАНИЯ» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица административного органа, ФИО1 подал жалобу в Сысольский районный суд Республики Коми, в которой просил оспариваемое постановление отменить с прекращением производства по делу, либо заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение.

Решением судьи Сысольского районного суда Республики Коми от 05 июля 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

В жалобе, адресованной Верховному Суду Республики Коми, директор Сысольского филиала акционерного общества «КОМИ ТЕПЛОВАЯ КОМПАНИЯ» ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи, в виду их незаконности и необоснованности.

Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО3, настаивала на доводах жалобы, полагая, что имеются основания либо для прекращения производства по делу за отсутствием состава вменяемого административного правонарушения, либо для замены назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение.

Лицо, в отношение которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо административного органа надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения жалобы в Верховном Суде Республики Коми, в судебное заседание не явились. На основании статьи 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствии вызванных лиц.

Заслушав объяснения защитника, проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

По смыслу пункта 10 части 2 статьи 22, статьи 23.2 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами. Указанные технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, за исключением проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Состав и содержание технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых определяются правилами подготовки технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, состав и содержание проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых определяются правилами подготовки проектной документации на разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что на основании обращения ... (письмо <Номер обезличен> от 09.02.2021) Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу в период с 10 марта 2021 года по 30 марта 2021 года проведена внеплановая документарная проверка по исполнению акционерным обществом «КОМИ ТЕПЛОВАЯ КОМПАНИЯ» требований законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе в части выполнения условий пользования недрами лицензий на пользование недрами <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>, <Номер обезличен>.

По результатам указанной проверки выявлено, что акционерное общество «КОМИ ТЕПЛОВАЯ КОМПАНИЯ» осуществляет эксплуатацию водозабора «...» на основании лицензии на пользование недрами <Номер обезличен>, которая зарегистрирована Роснедра Управлением по недропользованию по Республике Коми 18 апреля 2011 года, регистрационный <Номер обезличен>, дата окончания действия лицензии 30 июня 2027 года.

Пунктом 3.2 условий пользования недрами с целью добычи питьевых подземных вод месторождения «...» для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения и технологического обеспечения водой объектов коммунального хозяйства установлена обязанность недропользователя вести добычу подземных вод в соответствии с утвержденными запасами, то есть не более 5,0 тыс.м3/сут, и технологической схемой эксплуатации водозабора, утвержденной и согласованной в установленном порядке.

Вместе с тем, в нарушение пункта 10 части 2 статьи 22, статьи 23.2 Закона Российской Федерации 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» акционерное общество «КОМИ ТЕПЛОВАЯ КОМПАНИЯ» осуществляет эксплуатации водозабора «...» на основании лицензии на пользование недрами <Номер обезличен> без технической схемы эксплуатации водозабора.

Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения должностного лица, директора акционерного общества «КОМИ ТЕПЛОВАЯ КОМПАНИЯ» ФИО1, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения директором общества административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и виновность указанного лица подтверждены совокупностью исследованных доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении <Номер обезличен> от 09 апреля 2021 года, лицензией на пользование недрами <Номер обезличен>, Условиями пользования недрами, приказом Управления по недропользованию по Республике Коми от 14 апреля 2011 года <Номер обезличен>, схемой расположения участка недр, протоколом <Номер обезличен> заседания территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых (ТКЗ) при объединении Полярноуралгеологии от 30 июня 1986 года, приказом о переводе от 29 декабря 2018 года <Номер обезличен>, дополнительным соглашением от 29 декабря 2018 года к трудовому договору <Номер обезличен> от 16 марта 2007 года, информацией об объемах добычи подземных вод по каждой скважине, актом проверки <Номер обезличен> от 30 марта 2021 года, а также другими материалами дела, которые получили оценку должностным лицом административного органа и судьей городского суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судья районного суда исходил из того, что должностным лицом – директором Сысольского филиала акционерного общества «КОМИ ТЕПЛОВАЯ КОМПАНИЯ» ФИО1, ответственным за выполнение обществом условий выданной лицензии, допущены нарушения требований действующего законодательства при эксплуатации водозабора «...» без технической схемы эксплуатации водозабора, в связи с чем обоснованно привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований не согласиться с выводами должностного лица административного органа и судьи районного суда не имеется.

Доводы жалобы о незаконности и необоснованности вынесенных по делу актов ввиду проведения акционерным обществом работ по подготовке технического проекта, несостоятельны и во внимание не принимаются.

Недра в границах территории Российской Федерации, в том числе подземное пространство и содержащиеся в них полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Предоставление недр в пользование оформляется в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие условия пользования недрами. Распорядитель недр сам устанавливает для конкретного участка недр определенные только им условия пользования недрами. Следовательно, в случае определения условиями лицензии обязанности вести добычу подземных вод исключительно в соответствии с утвержденными запасами и технологической схемой эксплуатации водозабора, утвержденной и согласованной в установленном порядке, не исполнение такой обязанности является нарушением действующего законодательства.

Вопреки доводам жалобы оснований для применения положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающей возможность замены назначенного административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, не имеется.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Анализ взаимосвязанных положений выше приведенных норм КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на ФИО1 административного штрафа на предупреждение, поскольку бездействие директора акционерного общества может привести к возникновению угрозы причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью граждан. И в данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании должностным лицом требований норм и правил в сфере рационального использования и охраны недр Российской Федерации. Доказательств, объективно свидетельствующих о наличии препятствий для надлежащего исполнения требований действующего законодательства, в материалы дела не представлено.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей согласуется с его предупредительными целями, назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.2, 3.5, 4.1, 4.2 и 4.3 КоАП РФ, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов должностных лиц и судьи районного суда, в том числе, по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного геологического надзора по Республике Коми Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу ФИО2 от 22 апреля 2021 года <Номер обезличен> и решение судьи Сысольского районного суда Республики Коми от 05 июля 2021 года оставить без изменения, жалобу директора Сысольского филиала акционерного общества «КОМИ ТЕПЛОВАЯ КОМПАНИЯ» ФИО1 – без удовлетворения.

Судья И.М. Машкина