ВЕРХОВНЫЙ СУД КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РЕШЕНИЕ
20 июля 2015 года г.Нальчик
Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Блохина Е.П.
при секретаре Унежевой С.З.
с участием: директора Муниципального учреждения «Дом культуры «Восторг» местной администрации городского округа Прохладный КБР» Няненковой И.В., государственного инспектора г.Прохладного и Прохладненского района по пожарному надзору ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Муниципального учреждения «Дом культуры «Восторг» местной администрации городского округа Прохладный КБР» на решение судьи Прохладненского районного суда КБР от 8 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении Муниципального учреждения «Дом культуры «Восторг» местной администрации городского округа Прохладный КБР»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора г.Прохладного и Прохладненского района по пожарному надзору от 17 марта 2015 года Муниципальное учреждение «Дом культуры «Восторг» местной администрации городского округа Прохладный КБР» (далее – МУ «Дом культуры «Восторг») привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
Решением судьи Прохладненского районного суда КБР от 8 апреля 2015 года постановление главного государственного инспектора г.Прохладного и Прохладненского района по пожарному надзору от 17 марта 2015 года оставлено без изменения, а жалоба МУ «Дом культуры «Восторг» без удовлетворения.
В жалобе МУ «Дом культуры «Восторг» просит решение судьи Прохладенского районного суда КБР от 8 апреля 2015 года отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение.
В жалобе указано, что отраженные в акте нарушения не соответствуют действительности, поскольку нарушений, указанных в пунктах 3, 4, 5, 10 акта, в действительности нет: эвакуационные знаки имеются, во всех помещениях, где проводятся мероприятия и занятия, светильники используются с защитными колпаками, инструкции «О мерах пожарной безопасности» и «О пожарной безопасности и порядке действия при пожаре» имеются и расположены на информационном стенде в здании учреждения, эвакуационные выходы – двери не имеют запирающих устройств, кроме как засовы изнутри. В постановлении от 17 марта 2015 года указаны протоколы №№ 33, 34, 35 от 16 марта 2015 года. Однако эти протоколы инспектором по пожарному надзору не составлялись, в адрес МУ «Дом культуры «Восторг» не поступали. Из постановления от 17 марта 2015 года усматривается, что административное расследование по делу не проводилось, дополнительные обстоятельства не выяснялись, представитель юридического лица о времени, месте и дате составления протокола не извещался. Постановление от 17 марта 2015 года было получено директором учреждения на ее рабочем месте. В тот же день директором учреждения были подписаны протоколы об административных правонарушениях №№ 33, 34, 35 от 16 марта 2015 года, однако их копии вручены не были. В нарушение положений статей 29.1- 29.4 КоАП РФ подготовка к рассмотрению дела не проведена - не установлено, относится ли к компетенции должностного лица рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела должностным лицом; правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также, правильно ли оформлены иные материалы дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы и другие обстоятельства необходимые для рассмотрения дела по существу. В нарушение статьей 4.2, 4.3 КоАП РФ не исследованы обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность, не принято во внимание, что учреждение является казенным и обеспечение средствами пожарной безопасности носит централизованный характер. Кроме того, в 2011 году отделом надзорной деятельности по г.Прохладному и Прохладненскому району Управления НДПР ГУ МЧС России по КБР была проведена плановая проверка МУ «Дом культуры «Восторг», по итогам которого был составлен акт №263 от 16 декабря 2011 года, в котором зафиксировано отсутствие нарушений обязательных требований.
В жалобе также указано, что в соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Вместе с тем директор учреждения неоднократно обращался в адрес местной администрации городского округа Прохладный, являющейся главным распорядителем бюджетных средств, с просьбой о выделении денежных средств на пожарную безопасность. Кроме того, МУ «Дом культуры «Восторг» является казенным учреждением и финансируется за счет средств, предусмотренных в бюджете городского округа Прохладный. В бюджете на 2015 год в статьях расходов бюджета денежные средства на выполнение предписания отдела надзорной деятельности по г.Прохладному и Прохладненскому району Управления НДПР ГУ МЧС России по КБР от 17 марта 2015 года не предусматривались. Указанные обстоятельства, по мнению представителя учреждения, являются смягчающими обстоятельствами. Кроме того, учреждение не имеет финансовой возможности оплатить назначенный штраф.
В судебном заседании директор МУ Дом культуры «Восторг» ФИО2 поддержала доводы жалобы.
Государственный инспектор г.Прохладного и Прохладненского района по пожарному надзору ФИО1 просил решение Прохладеннского районного суда КБР от 8 апреля 2015 года оставить без изменения, а жалобу МУ «Дом культуры «Восторг» без удовлетворения.
Выслушав представителя МУ «Дом культуры «Восторг» и должностное лицо административного органа, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
На основании распоряжения начальника отдела надзорной деятельности по г.Прохладному и Прохладненскому району ФИО3 №10 от 29 января 2015 года с 4 февраля по 3 марта 2015 года проведена выездная плановая проверка зданий (сооружений), помещений и территории МУ «Дом культуры «Восторг», расположенного по адресу: <...>, по контролю (надзору) за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности
По результатам проверки 3 марта 2015 года государственным инспектором отдела надзорной деятельности по г.Прохладному и Прохладненскому району составлен акт проверки №10 об обнаружении нарушений требований пожарной безопасности, нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов, а именно:
- объект не защищен автоматической системой противопожарной защиты (п.61 ППР);
- не производилась огнезащитная обработка (пропитка) деревянных конструкций чердачного помещения и сценической коробки (п.108 ППР);
- не обеспечивается наличие огнетушителей, согласно требованиям (п.70 ППР);
- не организовываются проведение проверок работоспособности сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (п.55 ППР);
- не обеспечивается наличие на всех путях эвакуации знаков ПБ обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы (п. 33 ППР);
- планы эвакуации людей при пожаре не соответствуют требованиям ГОСТ (ГОСТ Р 12.2.143-2002);
- допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (п.42 ППР);
- не обеспечивается укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода ( п.57 ППР);
- нет в наличии инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре (п.12 ППР);
- запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа (п.35 ППР).
На основании выявленных нарушений 16 марта 2015 года государственным инспектором по пожарному надзору в отношении МУ «Дом культуры «Восторг» составлено три протокола об административном правонарушении №№ 33, 34, 35 по части 1 статьи 20.4, части 3 статьи 20.4 и части 4 статьи 20.4 КоАП РФ соответственно.
Постановлением главного государственного инспектора г.Прохладного и Прохладненского района по пожарному надзору от 17 марта 2015 года МУ «Дом культуры «Восторг», с учетом правил, установленных частью 2 статьи 4.4. КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ - за нарушение правил пожарной безопасности, допущенных при эксплуатации здания дома культуры, расположенного по адресу: <...>.
Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон №69-ФЗ) под нарушением пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно положениям статьи 37 Закона №69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противорожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 38 Закона №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Поскольку здание дома культуры, расположенного в <...>, находится в оперативном управлении МУ «Дом культуры «Восторг», данное учреждение в силу части 1 статьи 296 ГК РФ несет ответственность за нарушение правил пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390 утверждены Правила «О противопожарном режиме», которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Оценив представленные доказательства и установив, что в нарушение Правил противопожарного режима и ГОСТ Р 12.2.143-2002 в помещениях Дома культуры «Восторг» не производилась огнезащитная обработка (пропитка) деревянных конструкций чердачного помещения и сценической коробки; планы эвакуации людей при пожаре не соответствуют требованиям ГОСТ; не обеспечивается наличие на всех путях эвакуации знаков ПБ обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы; допускается эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; нет в наличии инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре; не обеспечивается наличие огнетушителей, согласно требованиям; не организовываются проведение проверок работоспособности сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; не обеспечивается укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода; не все помещения объекта защищены автоматической системой противопожарной защиты; запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях МУ «Дом культуры «Восторг» состава вмененного административного правонарушения.
Установив все фактические обстоятельства по делу, в том числе связанные с соблюдением административным органом процедуры привлечения МУ «Дом культуры «Восторг» к административной ответственности, судья Прохладненского районного суда КБР правомерно признал отсутствие оснований для отмены постановления должностного лица административного органа от 17 марта 2015 года и отказал учреждению в удовлетворении жалобы.
Обжалуя решение судьи Прохладненского районного суда КБР от 8 апреля 2015 года в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики, МУ «Дом культуры «Восторг» также указывает на допущенные нарушения процедуры привлечения учреждения к административной ответственности.
Вместе с тем, указанные доводы являлись предметом рассмотрения судьи районного суда и получили надлежащую оценку.
Не могут быть также приняты доводы жалобы об отсутствии у учреждения денежных средств, как на устранение выявленных нарушений, так и на оплату назначенного штрафа.
В соответствии с частью 1 статьи 1.4. КоАП РФ лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
Таким образом, законодательство об административных правонарушениях, основываясь на принципе равенства перед законом (статьи 1.4 КоАП РФ), не предусматривает каких-либо исключений для муниципальных казенных учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета.
Поэтому доводы жалобы о том, что МУ «Дом культуры «Восторг» местной администрации г.о.Прохладный КБР» является казенным учреждением, финансирование деятельности которого осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете г.о.Прохладный, а на период 2015 года в статьях расходов бюджета денежные средства на выполнение предписания отдела надзорной деятельности по г.Прохладному и Прохладненскому району Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по КБР и на выплату штрафов не предусматривались, основаниями для отмены обжалуемого решения не являются.
В силу части 2 статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Между тем доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения МУ «Дом культуры «Восторог» требований Закон №69-ФЗ, равно как и принятие указанным юридическим лицом всех зависящих от него мер по соблюдения требований пожарной безопасности, не представлено.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу решений, при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении ни должностным лицом административного органа, ни судьей не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах минимального размера санкции части 4 статьи 20.4 КоАП РФ в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшегося по делу решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
решение судьи Прохладненского районного суда КБР от 8 апреля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении Муниципального учреждения «Дом культуры «Восторг» местной администрации городского округа Прохладный КБР» оставить без изменения, а жалобу Муниципального учреждения «Дом культуры «Восторг» местной администрации городского округа Прохладный КБР» - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда КБР Е.П. Блохина