ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-96/2022 от 30.05.2022 Советского районного суда г.Тулы (Тульская область)

12-96/2022

РЕШЕНИЕ

30 мая 2022 года город Тула

Судья Советского районного суда г.Тулы Савич Ж.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 №71-05-841/2021 от 28.12.2021 года о привлечении должностного лица – <данные изъяты> обособленного подразделения ЭКО-ТЕХНОПАРК «Тула» филиала «Тульский» ООО «Хартия» ФИО1 к административной ответственности по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 №71-05-841/2021 от 28.12.2021 года <данные изъяты> обособленного подразделения ЭКО-ТЕХНОПАРК «Тула» филиала «Тульский» ООО «Хартия» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.2 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, как незаконное, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указано, что в соответствии с действующим законодательством РФ, на основании Соглашения от 28.04.2018 года об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного с Министерством природных ресурсов и экологии Тульской области, ООО «Хартия» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Полигон ТБО в МО г.Тула, расположенный по адресу: Тульская область, МО г.Тула, <...> км. а/д «Тула-Новомосковск», введен в эксплуатацию 16.04.2021 года в порядке, установленном законодательством РФ. Планируемые к размещению на Полигоне виды отходов – твердые коммунальные отходы, отходы производства и потребления IV-V классов опасности. Производственная мощность Полигона – 900000 м3/год. В качестве подтверждения законности введения Полигона в эксплуатацию и дальнейшего его использования ООО «Хартия» направляло (07.12.2021 года) в адрес Приокского межрегионального управления Росприроднадзора копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 16.04.2021 года. согласно лицензии от 06.09.2021 года № (00)-770058-СТОУБР/П, действующей с 06.09.2021 года, ООО «Хартия» вправе осуществлять деятельность по сбору и размещению отходов IV классов опасности на Полигоне. Кроме того, Полигон включен в Перспективную логистическую модель (схему потоков твердых коммунальных отходов на период 2019-2030 годов). Для включения Полигона в государственный реестр объектов размещения отходов ООО «Хартия» в установленном законом порядке неоднократно обращалось в Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора (02.09.2021 года, 05.10.2021 года), однако в ответ были получены замечания по характеристике Полигона. После направления доработанной по замечаниям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования характеристики Полигона для ее повторного рассмотрения и принятия решения о включении Полигона в ГРОРО, до настоящего времени, решение о внесении (об отказе) Полигона в ГРОРО в адрес ООО «Хартия» не поступало.

Причиной вынесения оспариваемого постановления явился вывод государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2, основанный на том, что ФИО1, в процессе исполнения им должностных обязанностей по обеспечению хозяйственной деятельности подчиненного ему производственного подразделения ООО «Хартия» не соблюдены требования в области охраны окружающей среды при размещении посредством захоронения твердых коммунальных отходов путем их изоляции в специальном хранилище в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Однако, на Полигоне осуществлялись сбор и накопление образуемых потребителями твердых коммунальных отходов с целью их последующего размещения после включения объекта в ГРОРО. Иные отходы, за исключением ТКО, на Полигон не принимались. Сбор и накопление ТКО на полигоне осуществляются Обществом менее чем одиннадцать месяцев. Кроме того, ООО «Хартия» не осуществляло изоляцию слоев ТКО в специальном хранилище в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, а лишь осуществляло сбор и накопление ТКО в течение двух месяцев. В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающее факт хранения отходов производства и потребления более чем одиннадцать месяцев, а также доказательства, подтверждающие захоронение отходов, то есть их изоляцию в специальном хранилище в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. Полагает, что изложено свидетельствует об отсутствии в действиях должностного лица ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.2 КоАП РФ.

ФИО1 в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его защитника Григорова М.Э., ранее, в судебном заседании 24.05.2022 года доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.

Защитник ФИО1 по доверенности Григоров М.Э. в судебном заседании доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, просил постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.2 КоАП РФ.

Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 в судебном заседании полагал обжалуемое постановление законным и обоснованным, возражал против удовлетворения жалобы. Пояснил, что вывод о виновности ФИО1 в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения был сделан им на основании заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проектной документации «Строительство полигона ТБО в муниципальном образовании города Тулы от 28.12.2020 года», а также установленного им при непосредственном осмотре территории Полигона 02.12.2021 года факта захоронения на теле Полигона ТКО при помощи автомобилей и специальной техники в форме навалов с трамбованием (уплотнением). О том, что ООО «Хартия» планирует накапливать ТБО на Полигоне Общество Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора в известность не ставило.

Выслушав защитника Григорова М.Э., государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2, исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.4 ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.

Согласно ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Частью 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенного в отношении ООО «Хартия» административного расследования установлено, что ООО «Хартия» переоформлена лицензия № (00)-770058-СТОУБР/П от 06.09.2021 года на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в связи с намерением осуществлять лицензируемый вид деятельности по сбору и размещению отходов IV класса опасности с использованием объекта размещения отходов – «Полигон ТБО муниципального образования города Тулы» ООО «Хартия» филиал «Тульский», расположенного по адресу: Тульская область, МО г.Тула, <...> км. а/д «Тула-Новомосковск» (почтовый адрес: Тульская область, г. Тула, Центральный район, шоссе Новомосковское, д. 64-6 (земельный участок с кадастровым № 71:30:050417:2). Дата начала осуществления деятельности по обращению с отходами в соответствии с вышеуказанной лицензией - 07.09.2021 года.

Запланированные для размещения на Полигоне виды отходов - твердые коммунальные отходы (ТКО), отходы производства и потребления IV-V классов опасности, в соответствии с вышеуказанной лицензией и Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, в Тульской области, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области от 31.12.2018 года № 1144-О. Производственная мощность полигона - 900 000 м3/год. Полигон введен в эксплуатацию 16.04.2021 года.

Согласно представленному ООО «Хартия» журналу учета обращения с отходами за сентябрь-ноябрь 2021 года, в указанный период ООО «Хартия» получены от других лиц для размещения на Полигоне отходы производства и потребления IV-V классов опасности в количестве: за сентябрь 2021 года - 4480 тонн; за октябрь 2021 года - 19898,62 тонн; за ноябрь 2021 года - 19758,46 тонн.

Как следует из Заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проектной документации «Строительство полигона ТБО в муниципальном образовании города Тулы» от 28.12.2020 года, утвержденного приказом Приокского межрегионального управления Росприроднадзора № 646-ЗЭ от 29.12.2020 года, проектом предусматривается «Строительство полигона ТБО муниципального образования города Тулы ООО «Хартия» филиал «Тульский» по адресу: Тульская область, г. Тула, Центральный район, шоссе Новомосковское, д. 64-6 (земельный участок с кадастровым № 71:30:050417:2). Под размещение полигона ТБО был выделен земельный участок площадью 281 849 м2, категория земель - «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения», разрешенное использование - для размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; по документу - коммунальное обслуживание. Участок захоронения отходов представляет собой котлован, условно разбитый на три этапа строительства. Складирование отходов проектируется в котлован, условно разбитый на три этапа строительства. Прибывающие на полигон мусоровозы и самосвалы разгружаются у рабочей карты полигона. Количество мусоровозов, разгружающих отходы, составляет 123 машины в сутки, 15 машин в час. Разгруженные отходы перемещаются 2 бульдозерами и уплотняются на рабочей карте 1 компактором-уплотнителем. К картам предусматривается съезд и разгрузка мусоровозов на нижней отметке с послойным заполнением карт по высоте. Выгруженные из машин отходы складируются на рабочей карте. Бульдозеры сдвигают отходы на рабочую карту, создавая слои высотой до 0,5 м. Каток-компактор при 2-х кратном проходе по отходам уплотняет их до плотности 1,2 т/м3. Создается вал с пологим откосом высотой до 2-х м над уровнем площадки разгрузки мусоровозов. Вал следующей рабочей карты надвигают к предыдущему (складирование по методу «надвиг»). При этом методе отходы укладываются снизу-вверх. По мере заполнения карт фронт работ отступает от отходов, уложенных в предыдущие сутки. Для обеспечения равномерной просадки тела полигона необходимо два раза в год делать контрольное определение степени уплотняемости отходов. При достижении утрамбованного вала до высоты 2 м. захороненные отходы должны пересыпаться грунтом: на открытых картах промежуточная изоляция в теплое время года осуществляется ежесуточно, в холодное время года - с интервалом не более 3-х суток. На полигон планируется поступление твердых коммунальных отходов жилого сектора г. Тулы. Основной способ обработки коммунальных отходов - захоронение. На полигоне выполняются следующие основные работы: прием твердых коммунальных отходов и измельченных КТО; разравнивание и утрамбовка отходов до плотности 1,2 т/м3, изоляция принятых отходов путем укрытия их минеральным грунтом или инертными материалами. Участок захоронения отходов представляет собой котлован, условно разбитый на три этапа строительства. По периметру участка предусматривается ограждение, водоотводные канавы, автодороги с асфальтовым и щебеночным покрытием.

В ходе проведенного в рамках административного расследования государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора осмотра территории объекта размещения отходов - «Полигон ТБО муниципального образования города Тулы» ООО «Хартия» филиал «Тульский» (протокол осмотра № 71-05-683/2021 от 02.12.2021 года и фототаблица к нему) установлен факт захоронения на теле полигона при помощи автомобильной и специализированной техники твердых коммунальных отходов в форме навалов с тромбованием (уплотнением).

Зафиксировав факт производства на рабочей карте полигона работ по выгрузке отходов и их дальнейшим укладке в валы и уплотнению при помощи автомобильной и специализированной техники, что соответствует проектной, экспертной и разрешительной документации на данный полигон, должностное лицо Приокского межрегионального управления Росприроднадзора пришло к выводу о том, что ООО «Хартия» на объекте размещения отходов - «Полигон ТБО муниципального образования города Тулы» ООО «Хартия» филиал «Тульский», являющимся специально оборудованным сооружением, предназначенным для размещения отходов, на участке захоронения отходов, представляющем собой котлован, осуществляется хозяйственная деятельность именно по размещению посредством захоронения твердых коммунальных отходов путем их изоляции в специальном хранилище в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Согласно сведениям, содержащимися в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО), объект размещения отходов - «Полигон ТБО муниципального образования города Тулы» ООО «Хартия» филиал «Тульский» не внесен ООО «Хартия» в данный реестр.

Указанные выше обстоятельства явились основанием для привлечения должностного лица – <данные изъяты> обособленного подразделения ЭКО-ТЕХНОПАРК «Тула» филиала «Тульский» ООО «Хартия» ФИО1 к административной ответственности по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ.

Оснований не согласиться с выводами должностного лица, изложенными в оспариваемом постановлении, не имеется.

Факт совершения <данные изъяты> обособленного подразделения ЭКО-ТЕХНОПАРК «Тула» филиала «Тульский» ООО «Хартия» ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении от 24.12.2021 года, заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам проектной документации «Строительство полигона ТБО в муниципальном образовании города Тулы» от 28.12.2020 года, протоколом осмотра №71-05-683/2021 от 02.12.2021 года с фототаблицей к нему, и др., которым должностным лицом при рассмотрении дела дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что ООО «Хартия» не осуществляло деятельность по размещению ТБО на Полигоне, а производило сбор и накапливание ТКО до включения Полигона в ГРОРО, опровергается материалами дела. Из протокола осмотра от 02.12.2021 года с фотоматериалами усматривается, что ООО «Хартия» осуществляется хозяйственная деятельность именно по размещению ТБО – производство на рабочей карте полигона работ по выгрузке отходов и их дальнейшим укладке в валы и уплотнению при помощи автомобильной и специализированной техники.

Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативно-правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Содержание обжалуемого заявителем постановления соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ. Мера наказания назначена в соответствии с требованиями ст.ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену постановления должностного лица, не допущено.

Таким образом, оснований к отмене обжалуемого постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 №71-05-841/2021 от 28.12.2021 года, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 №71-05-841/2021 от 28.12.2021 года о привлечении должностного лица – <данные изъяты> обособленного подразделения ЭКО-ТЕХНОПАРК «Тула» филиала «Тульский» ООО «Хартия» ФИО1 к административной ответственности по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи жалобы в течение 10 дней со дня получения или вручения копии решения.

Судья