ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-983/20 от 27.10.2020 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

27 октября 2020 года <адрес>

Судья ФИО2<адрес>-Югры Лопатнев А.В., расположенного по адресу: <адрес>, рассмотрев в открытом заседании жалобу защитника юридического лица ФИО1 на постановление начальника отдела-лесничего отдела Ноябрьское лесничество управления лесных отношений, старшего государственного лесного инспектора ЯНАО –лесничего в лесничествах автономного округа, старшего государственного инспектора автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении акционерного общества «Россети Тюмень»,

установил:

постановлением начальника отдела-лесничего отдела Ноябрьское лесничество управления лесных отношений, старшего государственного лесного инспектора ЯНАО – лесничего в лесничествах автономного округа, старшего государственного инспектора автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо – акционерное общество «Россети Тюмень» (далее АО «Россети Тюмень», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

В жалобе, поданной в Сургутский ФИО2, защитник АО «Россети Тюмень» ФИО1 выражает несогласие с вынесенным постановлением, просит его отменить и прекратить производство по делу, мотивируя тем, что АО «Россети Тюмень» осуществляло использование лесного участка на территории Ноябрьского лесничества на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ/Л-18 (далее - по тексту договор аренды). Лесной участок представлен в пользование на срок до ДД.ММ.ГГГГ, в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, в соответствии со статьей 45 Лесного Кодекса РФ9(далее-ЛК РФ). ДД.ММ.ГГГГ АО «Россети Тюмень», согласно требованиям ст.26 ЛК РФ, подало в Департамент природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса ЯНАО лесную декларацию (к Договору аренды). Согласно, которой срок начала строительства январь 2019 год, вырубка просеки выполнена в марте 2019 года. Срок действия лесной декларации на 2019 год, представленной АО «Россети Тюмень» по договору аренды истек ДД.ММ.ГГГГ. Организации, обязанные проводить лесовосстановительные работы, должны в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации или с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в ЕГРН, со дня выдачи разрешения на строительство или со дня принятия акта о переводе земель или земельных участков- направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению, с указанием в том числе сведений о выбранных землях, на которых будут проводиться работы по лесовосстановлению или лесоразведению, (п. 11 Правил).

Следовательно, заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению АО «Россети Тюмень» обязано было направить в уполномоченный орган не позднее ДД.ММ.ГГГГ, при наличии правовой возможности выбора земельного участка из Перечня возможных для проведения лесовосстановления лесных участков, в составе земель лесного фонда на территории ЯНАО в том числе, на территории Ноябрьского лесничества, опубликованного на официальном сайте уполномоченного органа.

В соответствии с пунктом 9 Правил информация о землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения (далее - информация о землях), размещается уполномоченным органом на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с частью 3 статьи 5.1 Лесного кодекса Российской Федерации на основании решения, указанного в пункте 8 Правил.

Информация о землях включает в себя сведения о местоположении и площади земель, категории земель, лесорастительных условиях, характеристике земель, виде работ (искусственное или комбинированное лесовосстановление или лесоразведение).

Уполномоченный орган размещает информацию о землях в текстовом и графическом виде в следующей последовательности: земли, предназначенные для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения, в составе земель лесного фонда; земли, предназначенные для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения, в составе земель населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий.

С целью выбора участков для лесовосстановления или лесоразведения и подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган - АО «Россети Тюмень» на регулярной основе осуществляло мониторинг Перечня возможных для проведения лесовосстановления лесных участков, в составе земель лесного фонда на официальном сайте - https://dprr.vanao.ru. однако в период с марта 2019 по апрель 2020 года, на сайте ДПРР ЯНАО отсутствовал Перечень возможных для проведения лесовосстановления лесных участков, в составе земель лесного фонда на территории ЯНАО (далее-перечень), что не позволяло произвести выбор земельных участков. ДД.ММ.ГГГГ в ответ на заявление Т5/10/1741 от ДД.ММ.ГГГГ АО «Россети Тюмень» от ДПРР ЯНАО получено уведомление о согласовании выбранных земель для проведения работ по лесовосстановлению ( от ДД.ММ.ГГГГ). Ответ ДПРР ЯНАО на заявление №Т5/10/1694 от ДД.ММ.ГГГГ, не был получен, т.к. данные по площади выбранных земель были не корректно отражены в реестре уполномоченным органом.

ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении дела об административном правонарушении, по просьбе представителя АО «Россети Тюмень» ФИО1 должностным лицом осуществлен просмотр сайта https://dprr.vanao.ru и установлен факт отсутствия информации о землях на территории ЯНАО, и подтверждена информация о том, что реестры были размещены в даты согласно приложению 1 к настоящей жалобе. Должностным лицом, приняты во внимание и отражены в Постановлении, только письменные возражения АО «Россети Тюмень» об отсутствии сведений о землях на территории Ноябрьского лесничества, предназначенных для искусственного или комбинированного становления или лесоразведения, информация о которых подлежала, размещению чанным органом на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Возражения представителя АО «Россети Тюмень» об отсутствии сведений о землях на территории субъекта РФ, в данном случае на территории ЯНАО, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления или ведения, информация о которых подлежала, размещению уполномоченным органом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"- не прияты должностным лицом во внимание и не отражены в Постановлении. Таким образом, АО «Россети Тюмень» предприняло все зависящие от него меры для соблюдения лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению (ч.1 ст. 63.1 ЛК РФ, п. 11 Правил).

В действиях АО «Россети Тюмень» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.27 КоАП РФ в части субъективной стороны правонарушения (вины).

В судебном заседании защитник общества ФИО4 доводы жалобы поддержал в полном объеме.

В судебное заседание представитель административного органа ФИО5 не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в его отсутствие. Кроме этого представил письменные возражения на жалобу, указав, что доводы жалобы были предметом исследования при рассмотрении дела, общество обязано было выполнить работы по лесовосстановлению в границах субъекта РФ, то есть ЯНАО, а не только в пределах Ноябрьского лесничества.

Заслушав защитника юридического лица, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 8.27 КоАП РФ нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проведения анализа документов, имеющихся в распоряжении департамента природноресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса <адрес> (далее - ДПРР ЯНАО, департамент), обнаружены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

АО «Россети Тюмень» осуществляет использование лесного участка на территории Ноябрьского лесничества на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ/Л-18. Лесной участок предоставлен в пользование на срок до 28.01.2022г., в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, в соответствии со статьей 45 Лесного Кодекса РФ.

ДД.ММ.ГГГГ обществом, согласно требованиям ст. 26 Лесного Кодекса РФ, была подана лесная декларация, согласно которой общество намеревалось в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ провести на предоставленном в аренду лесном участке рубку лесных насаждений на площади 16,4312 га. Рубка лесных насаждений на площади 16,4312 га Обществом проведена в полном объеме, о чем свидетельствует представленный в установленном порядке отчет об использовании лесов за 2019 год. Заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению было направлено Обществом в ДПРР ЯНАО ДД.ММ.ГГГГ (письмо исх. № Т5/10/1694 от ДД.ММ.ГГГГ, вх. от ДД.ММ.ГГГГ). Особенности осуществления лесовосстановления и лесоразведения отдельными категориями лиц определены Лесным Кодексом (ст. 63.1 ЛК РФ - введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно ч.1 ст. 63.1 Лесного Кодекса РФ лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Правила).

В соответствии с п. 11 Правил лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению (далее - заявление).Срок действия лесной декларации на 2019 год, представленной Обществом по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ/Л-18 истек ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению Общество было обязано направить в уполномоченный орган не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Уполномоченным органом на территории <адрес>, осуществляющим согласование выбранных земель для проведения работ по лесовосстановлению или лесоразведению на основании заявлений лиц, осуществляющих рубку лесных насаждений, о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению, является ДПРР ЯНАО (п. ДД.ММ.ГГГГ Положения о департаменте, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от ДД.ММ.ГГГГ-П).

Между тем, указанное заявление было направлено Обществом в ДПРР ЯНАО ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение установленного срока.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «Россети Тюмень» к административной ответственности по ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Однако с такими выводами согласиться нельзя.

Согласно ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачей производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

На основании ч.1 ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Особенности осуществления лесовосстановления и лесоразведения отдельными категориями лиц определены Лесным кодексом Российской Федерации (ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно ст. 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу Правила выполнения работ по лесовоссстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее-Правила).

В соответствии с п. 5 Правил, лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации.

Пунктом 11 Правил установлена обязанность лиц, осуществляющих рубку лесных насаждений, и лиц, обратившихся с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока действия лесной декларации или с даты внесения сведений об изменении вида разрешенного использования земельного участка в Единый государственный реестр объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» направить в уполномоченный орган заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению, которое включает в себя следующую информацию:

а) наименование - для юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) - для индивидуального предпринимателя;

б) адрес (местонахождение) - для юридического лица, место жительства - для индивидуального предпринимателя;

в) контактный телефон;

г) идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет в налоговом органе;

д) основной государственный регистрационный номер записи и дата ее внесения в Единый государственный реестр юридических лиц - для юридического лица, в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя;

е) сведения о лесной декларации, в соответствии с которой была осуществлена рубка лесных насаждений, или сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка;

ж) сведения о выбранных землях, на которых будут проводиться работы по лесовосстановлению или лесоразведению.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ АО «Россети Тюмень» согласно требованиям ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации подало в Департамент природо-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса <адрес> лесную декларацию , согласно которой срок начала строительства январь 2019, вырубка просеки выполнена в марте 2019 года.

Срок действия лесной декларации на 2019 год, представленной АО «Россети Тюмень» по договору аренды истек ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, заявление о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению АО «Россети Тюмень» было обязано направить в уполномоченный орган не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, Правилами для своевременной подачи заявления лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений, административным органом должны быть созданы определенные условия обеспечивающие выполнение требований лесного законодательства.

В соответствии с п.9 Правил, информация о землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения размещается уполномоченным органом на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частью 3 статьи 5.1 Лесного кодекса Российской Федерации на основания решения, указанного в пункте 8 Правил.

В пункте п. ДД.ММ.ГГГГ Положения о департаменте, утвержденного постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П, указано, что уполномоченным органом на территории <адрес>, осуществляющим согласование выбранных земель для проведения работ по лесовосстановлению или лесоразведению на основании заявлений лиц, осуществляющих рубку лесных насаждений, о намерении провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению является Департамент природно-ресурсного регулирования <адрес>.

Как следует из пояснений защитника общества, АО «Россети Тюмень» на регулярной основе осуществляло мониторинг Перечня возможных для проведения лесовосстановления лесных участков на сайте Департамента природно-ресурсного регулирования <адрес>, Однако на сайте Департамента природно-ресурсного регулирования <адрес> в период с марта 2019 по апрель 2020 указанный перечень отсутствовал, что не позволяло провести выбор земельных участков.

Из материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ АО «Россети Тюмень» обратилось в Департамент природно-ресурсного регулирования <адрес> с письменным заявлением о намерение провести работы по лесовосстановлению или лесоразведению за исх. № Т5/10/1694 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно данным общая площадь выбранных земель составила 137,0455га.

В последующем в реестр внесены изменения и площадь составила 135,6787 га, в связи с чем АО «Россети Тюмень» обратилось вновь с заявлением за исх. № Т5/10/1741 от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в ответ на заявление за исх. № Т5/10/1741 от ДД.ММ.ГГГГ АО «Россети Тюмень» от Департамента природно-ресурсного регулирования <адрес> получено уведомление о согласовании выбранных земель для проведения лесовосстановления.

Исходя из изложенного, изучив все имеющиеся в деле доказательства, прихожу к выводу, что доводы жалобы нашли свое подтверждение.

В силу требований ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из данной правовой нормы во взаимосвязи с ч.1 ст.1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо может быть привлечено к ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах постановление должностного лица по делу об административном правонарушении нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием в действиях АО «Россети Тюмень» состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу защитника юридического лица ФИО1 удовлетворить.

Постановление начальника отдела-лесничего отдела Ноябрьское лесничество управления лесных отношений, старшего государственного лесного инспектора ЯНАО – лесничего в лесничествах автономного округа, старшего государственного инспектора автономного округа по пожарному надзору в лесничествах автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении акционерного общества «Россети Тюмень» отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, через Сургутский городской суд.

Судья: подпись

КОПИЯ ВЕРНА: «27» октября 2020 г.

Подлинный документ находится в деле № 12-983/2020

СУРГУТСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ХМАО-ЮГРЫ

Судья Сургутского городского суда

______________________________ А.В. Лопатнев

Судебный акт вступил (не вступил)

в законную силу «_____»__________________20_____г.

Секретарь ФИО2 __________________________________