ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-98/2023 от 04.10.2023 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Койкова Т.А. дело № 21-373/2023 (№ 12-98/2023)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Куприенковой Л.А., рассмотрев 04 октября 2023 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре дело по жалобе защитника главы МР "Сыктывдинский" - руководителя администрации МР "Сыктывдинский" Дорониной Л.Ю. - Мороковой Л.В. на решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 15 августа 2023 года, которым

постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми <Номер обезличен> от 07 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы муниципального района "Сыктывдинский" - руководителя администрации Дорониной Л.Ю. - оставлено без изменения, а протест заместителя прокурора Сыктывдинского района Республики Коми Нестеренко А.Г. и жалобу защитника главы муниципального района "Сыктывдинский" - руководителя администрации Дорониной Л.Ю. - по доверенности Мороковой Л.В. - без удовлетворения,

установил:

постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми Честновой Л.И. <Номер обезличен> от 07 июня 2023 года глава муниципального района "Сыктывдинский" - руководитель администрации муниципального района "Сыктывдинский" Доронина Л.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Не согласившись с постановлением, заместитель прокурора Сыктывдинского района Нестеренко А.Г. принёс протест, указывая на незаконность назначения наказания в виде предупреждения.

Защитник Дорониной Л.Ю. - Морокова Л.В. подала жалобу на постановление, в которой приводила доводы об отсутствии состава административного правонарушения.

Судья вынес указанное выше решение.

В жалобе в Верховный суд Республики Коми представитель Дорониной Л.Ю. - Морокова Л.В. приведены доводы об отсутствии состава правонарушения и допущенных судом процессуальных нарушениях.

Защитник Дорониной Л.Ю. - Морокова Л.В. в судебном заседании на доводах жалобы настаивала.

Прокурор Юдин А.В. возражал против удовлетворения жалобы, привёл доводы о незаконности состоявшихся актов по мотиву незаконного применения статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, отзыва на неё, заслушав явившихся лиц, прихожу к следующему.

Часть 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 15.14 названного Кодекса.

Из материалов дела следует, что МО МР "Сыктывдинский" является участником республиканской адресной программы, интересы которого в силу положений части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 34, 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 42 Устава МО МР "Сыктывдинский", утверждённого решением Совета МО МР "Сыктывдинский" от 17 февраля 2006 года № 29/2-2 (далее Устав), представляет администрация МО МР "Сыктывдинский".

Администрация МО МР "Сыктывдинский" является получателем бюджетных ассигнований из республиканского бюджета Республики Коми.

Между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми и администрацией МО МР "Сыктывдинский" 15 февраля 2022 года заключено Соглашение № 5 о предоставлении из республиканского бюджета Республики Коми местному бюджету МО МР "Сыктывдинский" субсидии на обеспечение мероприятий по расселению непригодного для проживания жилищного фонда (в редакции дополнительных соглашений от 23 июня 2022 года, 23 ноября 2022 года, 30 ноября 2022 года, 21 декабря 2022 года (далее - Соглашение) с участием средств Фонда.

Согласно условиям названного соглашения, с учётом дополнительных соглашений, общий объём бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2022 году не более ..., из них средства республиканского бюджета Республики Коми в сумме ... (код цели <Номер обезличен>), за счёт средств Фонда в сумме ... (код цели <Номер обезличен>).

Согласно пунктам 4.3.3, 4.3.3.1 Соглашения получатель субсидии обязуется обеспечивать достижение результатов использования субсидии, установленных приложением № 2 к Соглашению, а также обеспечить заключение до 31 декабря первого года этапа республиканской адресной программы заключение договоров (муниципальных контрактов) на строительство домов, договоров (муниципальных контрактов) на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений, оглашений об изъятии жилых помещений, предусматривающих выплату гражданам возмещения за изымаемое жилое помещение, исполнение которых позволит обеспечить расселение 90% общей площади аварийного жилищного фонда, предусмотренной этим этапом республиканской адресной программы для получателя субсидии без учета общей площади аварийного жилищного фонда, расселение которого запланировано в рамках данного этапа без использования средств Фонда.

Согласно приложению № 2 к Соглашению (в редакции дополнительного соглашения № 2) целевой показатель использования средств субсидии по количеству граждан в 2022 году, расселенных из аварийного жилищного фонда общей площадью 12319,61 кв. м, составляет 661 человек.

Прокуратурой Сыктывдинского района проведена проверка соблюдения законодательства при исполнении республиканской адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах", утверждённой постановлением Правительства Республики Коми от 31 марта 2019 года № 160.

В ходе прокурорской проверки было установлено, что в нарушение требований части 3.1 статьи 19 Федерального, закона № 185-ФЗ, Приложения № 5 к Постановлению № 160, пункта 9 Приложения 2.5 к Правилам № 520, пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета - Республики Коми, утверждённых постановлением Правительства Республики Коми от 06.09.2019 № 422, и пунктов 4.3.3, 4.3.3.1 Соглашения, администрацией МО МР "Сыктывдинский" не достигнут целевой показатель результативности использования в 2022 году средств субсидии - 661 переселенных граждан, не обеспечено заключение договоров на строительство домов, приобретение в муниципальную собственность жилых помещений, заключения соглашений об изъятии жилых помещений, исполнение которых позволит обеспечить расселение 90% общей площади аварийного жилищного фонда, предусмотренного этапом 2022 года республиканской адресной программы.

Фактически в целях реализации этапа 2022 года администрацией района в 2022 году приобретено 34 жилых помещения площадью 1 468,75 кв. м на сумму 116,3 млн. руб., заключено 11 соглашений на выплату возмещения за изымаемые жилые помещения расселяемой площадью 436,15 кв.м.

Таким образом, доля расселения общей площади аварийного жилья, предусмотренного этапом программы переселения 2022 года, составила 15,4 %, что не обеспечивает достижение условий соглашения на 74,6% (90 %-15,4 %).

Кроме того, не достигнут целевой показатель по количеству расселяемых граждан: из предусмотренных Соглашением 661 гражданина переселено 18 человек, что не обеспечивает достижение условий соглашения на 643 гражданина (...).

Постановлением заместителя прокурора Сыктывдинского района Нестеренко А.Г. от 18 мая 2023 года по факту совершения данного правонарушения в отношении Дорониной Л.Ю. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое направлено для рассмотрения в Управление Федерального казначейства по Республике Коми.

Постановлением административного органа Доронина Л.В. привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде предупреждения.

По результатам разрешения жалобы и протеста прокурора на означенное постановление судья районного суда согласился с изложенными в нём выводами о наличии в деянии Дорониной Л.Ю. состава указанного административного правонарушения и заменой административным органом при вынесении постановления административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение на основании статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.

Исходя из положений части 1 стать 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного кодекса).

Особые условия применения мер административной ответственности в отношении некоммерческих организаций, а также являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, устанавливаются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3 статьи 4.1 названного кодекса, здесь и далее положения названного кодекса приведены в редакции, действовавшей на момент осуществления производства по делу об административном правонарушении).

Частью 2 статьи 3.4 названного кодекса определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Частью 3 указанной статьи установлено, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьёй раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьёй 4.1.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьёй раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующая во взаимосвязи с положениями статьи 3.4 данного Кодекса, предусматривает возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в качестве одного из способов индивидуализации административного наказания. По смыслу указанных законоположений такая замена осуществляется, в частности, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 1563-О).

Санкцией части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность назначения административного наказания в виде предупреждения не предусмотрена.

Назначая Дорониной Л.Ю. административное наказание в виде предупреждения, должностное лицо административного органа, руководствуясь положениями статей 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая, что по настоящему делу имеется совокупность обстоятельств, позволяющих назначить Дорониной Л.Ю. административное наказание в виде предупреждения, принимая во внимание обстоятельства совершения правонарушения, назначил административное наказание в виде предупреждения.

Вместе с тем, разрешая вопрос о применении в отношении Дорониной Л.Ю. положений части 1 статьи 4.1.1 названного кодекса, должностное лицо административного органа данные требования в полной мере не учло. В частности, не учтено, что нарушения, послужившие основанием для возбуждения настоящего дела, не были выявлены в ходе осуществления государственного контроля (надзора).

Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении, нарушения выявлены в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства по реализации национальных проектов, целевого использования бюджетных средств.

При этом в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" деятельность органов прокуратуры по осуществлению прокурорского надзора к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относится.

Также не проверен факт совершения правонарушения впервые, при том, что защитник Дорониной Л.Ю. - Морокова Л.В. в судебном заседании подтвердила факт привлечения к административной ответственности Дорониной Л.В. в начале 2022 года..

В рассматриваемом случае допущенное при рассмотрении дела нарушение предусмотренных статьёй 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правил назначения наказания является существенным.

Доводы прокурора об отсутствии в рассматриваемом случае всей совокупности условий для замены указанному лицу административного наказания в виде административного штрафа предупреждением также не проверены надлежащим образом судьёй районного суда.

Подобное рассмотрение дела не отвечает установленным статьёй 24.1 названного кодекса задачам производства по делам об административных правонарушениях.

Поскольку по результатам рассмотрения данного дела вынесено постановление о признании Дорониной Л.Ю. виновной с назначением ей административного наказания (производство по настоящему делу в отношении неё не было прекращено), не имеется препятствий для отмены принятых по делу актов и возвращения дела в административный орган на новое рассмотрение и вынесения законного и обоснованного решения.

При указанных обстоятельствах, решение судьи районного суда и постановление должностного лица подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 15 августа 2023 года, постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми <Номер обезличен> от 07 июня 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы муниципального района "Сыктывдинский" - руководителя администрации Дорониной Л.Ю. отменить, направить дело на новое рассмотрение в Управление Федерального казначейства по Республике Коми.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья - В.М. Соболев

Копия верна, судья Соболев В.М.