РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Судья Ипатовского районного суда Ставропольского края Цымбал М.В., с участием
представителя заявителя – администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края ФИО1,
представителя департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2,
рассмотрев жалобу Ипатовского городского округа Ставропольского края на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – департамент) №17-0/АР-522/11от 18 декабря 2017 года юридическое лицо – администрация муниципального образования г.Ипатово Ипатовского района Ставропольского края привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным, глава Ипатовского городского округа Ставропольского края, как правопреемник администрации муниципального образования г.Ипатово, обратился в суд с жалобой о его отмене в виду незаконности.
В обоснование жалобы указано, что 19 апреля 2017 года между администрацией муниципального образования г.Ипатово Ипатовского района Ставропольского края и МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство» Ипатовского района Ставропольского края был заключен договор аренды №9, на земельный участок площадью 76008 кв.м, с кадастровым номером 26:02:102202:9, адрес (описание местоположения): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, Ставропольский край, Ипатовский район, территория муниципального образования г. Ипатово, с разрешенным использованием «под полигон ТБО». Согласно договора арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с разрешенным использованием, а также способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе как природному объекту.
21 сентября 2017 г. соглашением о расторжении вышеуказанный договор аренды был расторгнут.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрацией муниципального образования г.Ипатово Ипатовского района Ставропольского края предпринимались все возможные меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решением Совета депутатов муниципального образования г. Ипатово от 07 сентября 2017 г. № 54 «О ликвидации администрации муниципального образования г.Ипатово Ипатовского района Ставропольского края», исполнительно-распорядительно орган муниципального образования г.Ипатово Ипатовского района Ставропольского края – администрация муниципального образования г.Ипатово Ипатовского района Ставропольского края, зарегистрирована как юридическое лицо по адресу: 356630, <...> (ИНН <***>, ОГРН <***>), ликвидирована, в связи с вступившим в законную силу Закона Ставропольского края от 29 апреля 2016 г. №48-кз «О преобразовании муниципальных образований, входящих в состав Ипатовского муниципального района Ставропольского края, и об организации местного самоуправления на территории Ипатовского муниципального района Ставропольского края».
Таким образом, в рамках ст.31.7 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления в случае внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении юридического лица, привлеченного к административной ответственности из единого государственного реестра юридических лиц.
Просит отменить постановление о назначении административного наказания №17-0/АР-522/11 от 18 декабря 2017 года о привлечении администрации муниципального образования г.Ипатово к административной ответственности в области охраны окружающее среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст.8.2 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении, в рамках ст.31.7 КоАП РФ прекратить.
В судебном заседании представитель Ипатовского городского округа Ставропольского края по доверенности заместитель начальника отдела правового и кадрового обеспечения ФИО1 от требования п.2 жалобы отказалась. Поддержала доводы п.1 жалобы, просила удовлетворить её по изложенным основаниям.
Представитель департамента по доверенности главный специалист-эксперт Ставропольского территориального отдела ФИО2 указала о несогласии с доводами жалобы. Полагала что требования к составлению протокола об административном правонарушении соблюдены, порядок привлечения юридического лица к административной ответственности не нарушен. Просила жалобу оставить без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Из протокола по делу об административном правонарушении от 12 декабря 2017 года №17-0/АР-522/9 следует, что в рамках проведенного административного расследования установлено, что по коллективному обращению граждан от 08 ноября 2017 года по вопросу нарушения природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с приказом «О проведении планового(рейдового) осмотра земельных участков в кадастровых кварталах: 26:02:102202:9 в границах Ипатовского раойна СК» от 27 ноября 2017 года №1996 28 ноября 2017 года проведен осмотр указанного земельного участка.
По результатам проведения планового (рейдового) осмотра департаментом обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером 26:02:102202:9, расположенном в границах Ипатовского района Ставропольского края, установлен факт бездействия юридического лица – администрации муниципального образования города Ипатово Ипатовского района Ставропольского края и допущение на земельном участке несанкционированного размещения отходов.
Согласно ст.13 Федерального закона от 25.10.2001 №136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации» (ред. от 30.12.2015) в целях охраны земель собственники земельных участков, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона от 25.10.2001 № 136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации» (ред. от 30.12.2015) собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии с п. 2 ст. 44 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» при планировании и застройке городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, приниматься меры по санитарной очистке, обезвреживанию и безопасному размещению отходов производства и потребления, соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, а также по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий и иные меры по обеспечению охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии со ст.1 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В силу ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7- ФЗ «Об охране окружающей среды»:
- отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации;
- запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»:
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
В соответствии с требованиями ч. 5, 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается:
- захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Администрацией муниципального образования города Ипатово Ипатовского района Ставропольского края нарушены требования:
- п. 2 ст. 44, ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
- ст.13, ст. 42, Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ;
- ст. 12, ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Таким образом, в нарушение установленных норм природоохранного законодательства на земельном участке с кадастровым номером 26:02:102202:9, расположенном на территории города Ипатово Ипатовского района Ставропольского края, юридическим лицом - администрацией муниципального образования города Ипатово Ипатовского района Ставропольского края допущено несанкционированное размещение отходов производства и потребления.
Данный факт подтверждается протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 28.11.2017 № 17-0/АР-522/2, протоколом взятия проб и образцов от 04.12.2017 №17-0/АР-522/5, составленного департаментом, определением о назначении экспертизы от 04.12.2017 №17-0/АР-522/6, составленного департаментом, протоколом отбора (измерений) проб отходов от 04.12.2017 №179 Ставропольского отдела инструментального контроля испытательной лаборатории филиала ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Ставропольскому краю», протоколом отбора (измерений) проб отходов от 04.12.2017 №180 Ставропольского отдела инструментального контроля испытательной лаборатории филиала ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Ставропольскому краю», протоколом биотестирования проб отход от 12.12.2017 №185 Ставропольского отдела инструментального контроля испытательной лаборатории филиала ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Ставропольскому краю», протоколом испытаний (измерений) отход от 11.12.2017 №185 Ставропольского отдела инструментального контроля испытательной лаборатории филиала ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Ставропольскому краю», протоколом испытаний (измерений) отход от 11.12.2017 №186 Ставропольского отдела инструментального контроля испытательной лаборатории филиала ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Ставропольскому краю», протоколом биотестирования проб отход от 12.12.2017 №186 Ставропольского отдела инструментального контроля испытательной лаборатории филиала ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Ставропольскому краю», экспертным заключением Ставропольского отдела инструментального контроля филиала ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по Ставропольскому краю» от 12.12.2017 №143, решением №16 Совета депутатов МО города Ипатово Ипатовского района Ставропольского края «Об утверждении Порядка сбора и вывоза отходов производства и потребления г.Ипатово Ипатовского района Ставропольского края» от 28.03.2013.
Кроме того, указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании представителем администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края ФИО1, не отрицавшей сам факт совершения административного правонарушения.
Согласно ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В действиях администрации муниципального образования г.Ипатово содержится состав административного правонарушение, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
18 декабря 2017 года данное административное дело рассмотрено надлежащим должностным лицом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по СКФО.
Факт нарушения администрацией муниципального образования г.Ипатово экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления подтверждается протоколом об административном правонарушении №17-0/АР-522/9 от 12 декабря 2017 года. Требования, предъявляемые ст.ст.28.2, 28.3 КоАП РФ к протоколу, соблюдены. Установленный законом порядок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюден.
Суд считает, что вина администрации муниципального образования г.Ипатово в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ, также подтверждается собранными по делу доказательствами: приказом от 27 ноября 2017 года №1996 о проведении планового (рейдового) осмотра земельных участков с кадастровым номером 26:02:102202:9 в границах Ипатовского района СК, актом обследования территории(акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований №17-1996/РП/1 от 28 ноября 2017 года, представлением №17-0/АР-522/12 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 18 декабря 2017 года.
В соответствии с требованиями ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Наличие или отсутствие указанных признаков устанавливается на основании исследования и оценки в деле доказательств. Никакие доказательства не могут иметь для суда заранее установленную силу.
Указанные требования закона при рассмотрении административного дела в отношении администрации муниципального образования г.Ипатово в полном объеме были учтены государственным инспектором департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2.
Постановление о привлечении администрации муниципального образования г.Ипатово к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2. КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено администрации муниципального образования г.Ипатово в соответствии с санкцией ст.8.2. КоАП РФ, с учетом положений ст.4.2 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 18 декабря 2017 года не имеется.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судом выносится решение об оставлении постановления по делу об административном правонарушении без изменения, а жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.30.7 ч.1 п.1, 30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО2 №17-0/АР-522/11 от 18 декабря 2017 года по делу об административном правонарушениио привлечении юридического лица - администрации муниципального образования г.Ипатово Ипатовского района Ставропольского края к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2. КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей оставить без изменения, жалобу администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 суток.
Судья – подпись
Верно: судья -