№12-9/2021
УИН66RS0036-01-2021-000033-14
Р Е Ш Е Н И Е
город Кушва 02 марта 2021 года
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Мальцевой В.В.,
при секретаре судебного заседания Ямалеевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида № 56 «Карусель» на постановление главного государственного инспектором Кушвинского городского округа, городского округа Верхняя Тура, городского округа Красноуральск по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кушвинского городского округа, городского округа Верхняя Тура, городского округа Красноуральск Управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по Свердловской области ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектором Кушвинского городского округа, городского округа Верхняя Тура, городского округа Красноуральск по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кушвинского городского округа, городского округа Верхняя Тура, городского округа Красноуральск Управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по Свердловской области ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 56 «Карусель» (детский сад) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 85 000 рублей за выявленные за выявленные ДД.ММ.ГГГГ в здании детского сада № 56 расположенном по адресу: <адрес> нарушения требований пожарной безопасности, а именно, требований положений Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012, СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения. Номы и правила проектирования.
В жалобе заведующая детским садом ФИО2 ставит вопрос об отмене постановления должностного лица, прекращении производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку здание детского сада введено в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ здание соответствует требованиям пожарной безопасности. Здание построено согласно проектной документации, прошедшей экспертизу, каких-либо изменений после приемки здания комиссией не производилось.
В судебном заседании ФИО2 жалобу и доводы, приведенные в ней, поддержала, просила удовлетворить, производство по делу прекратить, дополнив, что некоторые недостатки, выявленные входе проверки устранены.
В судебном заседании представитель ФИО3, допущенная к участию в деле в по ходатайству ФИО2, суду пояснила, что некоторые выявленные недостатки допущены не по виде администрации учреждения, а в ходе строительных работ. Паспорта на огнетушители на момент проверки имелись, но находились в сейфе, поскольку заведующая в период проверки находилась на больничном, исполняющая обязанности ФИО4 об этом не знала. В ходе введения здания в эксплуатацию, было выдано заключение о соответствии здания нормам пожарной безопасности. Согласны только с одним нарушением выразившемся в установлении перегородки в коридоре для обустройства помещения охраны, которая после проверки была демонтирована. Работа по устранению нарушения в виде отсутствия пожарных извещателей в подвальном помещении уже начата. Для того, чтобы устранить нарушения в виде несоответствия размеров противопожарного люка и зазора между маршами лестниц заведующей необходимо обратиться в администрацию городского округа по вопросу выделения денежных средств.
В судебном заседании должностное лицо, вынесшее постановление, ФИО1 с жалобой не согласился, считает обжалуемое постановление законным и обоснованным. Суду пояснил, что в отношении учреждения была проведена первая плановая проверка, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые отражены в акте проверки. В ходе проверки, проводимой для выдачи заключения о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности им дается три дня, проверяются основные требования, предъявляемые к вводимым в эксплуатацию объектам, а в ходе плановой проверки в течение двадцати дней проводится более детальная проверка, в ходе которой выявляются нарушения, подлежащие устранению.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Исходя из положений ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения органа государственного контроля № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 107/ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками органа государственного пожарного надзора была проведена плановая проверка выполнения обязательных требований пожарной безопасности в Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением – детский сад комбинированного вида № 56 «Карусель».
В ходе проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые отражены в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 18-21/ и фототаблице к нему /л.д. 52-55/.
Так, было установлено, что на объекте защиты:
-отсутствует автономная система пожаротушения в электрощитовой (табл. А4 «СП 5.12130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические Нормы и правила проектирования»);
-не все помещения оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (помещение охраны на 1 этаже здания, подвальное помещение) (ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технически регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 61 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением правительства РФ № 390 от 25.04.2012);
-изменено (без проведения в установленном порядке экспертизы проектной документации) предусмотренный класс функциональной пожарной опасности части здания (часть коридора переоборудована в помещение охраны) (п.п. «о» п. 23 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением правительства РФ № 390 от 25.04.2012);
-не соблюдено требование к противопожарным люкам, выводящим на чердак здания, размеры противопожарных люков выводящих на чердак здания не соответствует проектному решению (по проект 600 мм на 1000 мм, фактически 490мм на 890 мм, а так же ширина проема люков уменьшена еще на 150 мм), из-за конструктивной особенности расположения металлических лестниц на лестничной клетке 3 этажа ведущих на чердак и самих люков проем люков в свету составляет 890мм х 340мм) (ст.4, ч.1,3,13 ст.88, ч.7 ст.90 ФЗ-123 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7.7 СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям;
-не соблюдено требование пожарной безопасности в части выполнения зазора между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей шириной не менее 75 миллиметров (лестничная клетка 3-го эвакуационного выхода (слева - направо) проектом предусмотрено 75 мм, фактически составляет 52 мм) ч. 14 ст. 90 ФЗ-123 от 22.07.2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 7.14. СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям;
-аварийное (эвакуационное) освещение, не предусмотрено для освещения путей эвакуации по маршрутам эвакуации: в зоне каждого изменения направления маршрута, на лестничных маршах, где каждая ступень не освещена прямым светом; на путях эвакуации, однозначно указывая направления эвакуации; однотипные светильники аварийного освещения не помечены специально нанесенной буквой «А» красного цвета (ст.82 ч.2 Федерального закона от 22 июля 2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.43 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением правительства РФ № 390 от 25.04.2012; п.4.3.1 СП 1.13130.2009; п.7.104, 7.105, 7.111, 7.113 СП 52.13130.2011);
-заполнение проема (дверь в помещение гладильной) на 1 этаже здания не выделена с нормируемым пределом огнестойкости (не противопожарная) (ч.1,3,13 ст.88 ФЗ-123 от 22 июля 2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
-огнетушители, установленные на объекте защиты, не имеют паспорт завода-изготовителя, допускаются случаи двойной нумерации огнетушителя (паспорта отсутствуют на 30 огнетушителей, во всех пожарных шкафах находятся по 2 огнетушителя с одним и тем же номером) (п.475 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением правительства РФ № 390 от 25.04.2012).
В вязи с этим, должностным лицом возбуждено дело об административном правонарушении, составлен протокол об административном правонарушении № 68 от 22.12.2020, который в целом соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях /л.д. 11-13, 47-48/.
Руководству учреждения образования выдано предписание № 29/1/18 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в сроки, установленные в предписании /л.д. 14-17/, которое не обжаловано. Как пояснили представители детского сада, принимаются меры для устранения выявленных нарушений.
При изложенных обстоятельствах вина Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида № 56 «Карусель» в ходе рассмотрения дела нашла свое подтверждение.
Постановление о назначении административного наказания за нарушения требований законодательства в области пожарной безопасности вынесено уполномоченным должностным лицом и соответствует требования ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При вынесении постановления № 68 от 24.12.2020 должностным лицом был учтен характер и степень общественной опасности правонарушения, данные о привлекаемом лице, его имущественное и финансовое положение, учтены обстоятельства предусмотренные статьями 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В качестве смягчающих обстоятельств учтено признание вины в виде частичного устранения нарушений. Наказание назначено с учетом поступившего ходатайства о снижении размера административного штрафа до минимального размера административного штрафа, с применением положений ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Постановление о привлечении МБДОУ № 56 «Карусель» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП Российской Федерации, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП Российской Федерации.
Вместе с тем, суд приходит к выводу об исключении из объема нарушений, вмененных юридическому лицу в постановлении о назначении наказания в виде не соблюдения требований к противопожарным люкам, выводящим на чердак здания, а также требований пожарной безопасности в части выполнения зазора между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей, так как в ходе рассмотрения дела установлено что данные нарушения имели место ввиду несоблюдения данных требований при строительстве здания, а не по вине юридического лица.
С учетом изложенного, полагаю необходимым снизить размер назначенного Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению – детский сад комбинированного вида № 56 «Карусель» наказания до минимального, поскольку отягчающих обстоятельств по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление главного государственного инспектором Кушвинского городского округа, городского округа Верхняя Тура, городского округа Красноуральск по пожарному надзору, начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кушвинского городского округа, городского округа Верхняя Тура, городского округа Красноуральск Управления надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России по Свердловской области ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида № 56 «Карусель» изменить, исключить из постановления указание на нарушения в виде не соблюдения требований к противопожарным люкам, выводящим на чердак здания, а также требований пожарной безопасности в части выполнения зазора между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей, снизить назначенное наказание в виде административного штрафа до 75 000 рублей, в остальной части постановление должностного лица оставить без изменения, жалобу Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад комбинированного вида № 56 «Карусель» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кушвинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья В.В. Мальцева