12-9/2021
Решение
Р.п. Саргатское «18» марта 2021 года
Саргатский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Козицкого А.Н.
при секретаре Троян И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Омской области, главного специалиста отдела регионального экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Омской области о привлечении к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Омской области, главного специалиста отдела регионального экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Омской области № 1/419 от 25 января 2021 года ФИО1 подвергнут административному взысканию по ст.8.39 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой указывает, что принадлежащее ему транспортное средство было остановлено на дороге общего пользования местного значения, являющейся границей заказника Высокий Увал. Осмотр места совершения административного правонарушения и схема к нему не составлялись. Видеозапись, имеющаяся в материалах дела, не устанавливает место (координаты) и время остановки автомобиля. Также при рассмотрения дела об административном правонарушении не были опрошены, лица находящиеся в салоне автомобиля лица, привлекаемого к административной ответственности. Также указывает, что должностным лицом, вынесшим постановление № 1/419 от 25.01.2021 года, необоснованно признано отягчающее наказание обстоятельство, совершение административного правонарушения группой лиц, в связи с чем, ему назначен максимальный размер наказания в виде штрафа. Просит постановление государственного инспектора в области охраны окружающей Омской области № 1/419 от 25 января 2021 года отменить и прекратить производству по делу на основании п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.
В судебном заседании заявитель ФИО1 доводы жалобы, поддержал по тем же основаниям. Дополнительно пояснил, что показания видеорегистратора в части места остановки транспортного средства являются некорректными, поскольку в начале видеозаписи они отсутствуют, и появляются на видео позднее. На видеофиксации при оформлении время указано как 17 часов 40 минут, однако все происходило позже. Подтвердил суду, что видеозапись сделана в том месте, где его остановили
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - заместитель начальника отдела ООПТ БУ ОО «Управления по охране животного мира» Министерства природных ресурсов и экологии Омской области ФИО2 в судебном заседании пояснил, что с доводами жалобы не согласен, считает вынесенное постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности законным и обоснованным. Указал, что протокол об административном правонарушении на месте не составлялся, так как водитель отказался указать данные о личности. Для установления личности правонарушителя было сделано сообщение в отдел полиции. В связи с тем, что место, где был остановлен ФИО1, было трудодоступным, было принято решение проехать к Саргатскому молзаводу, куда также подъехали сотрудники полиции. Дорога по которой двигался ФИО1 не является дорогой общего пользования, на ней также отсутствовали следы других транспортных средств. Место совершения административного правонарушения было установлено с помощью GPS-приемника, встроенного в видеорегистратор.
Суд, выслушав стороны, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к следующему выводу:
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статьей 8.39 КоАП РФ установлено, что нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Диспозиция указанной статьи Кодекса распространяется на любые особо охраняемые природные территории и не содержит исключений в зависимости от субъектов, в ведении которых они находятся.
При этом, указанная норма является бланкетной и предусматривает ответственность за нарушение норм и правил, регулирующих режим использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Согласно абзацу первому преамбулы Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 33-ФЗ) особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются перечисленные в пункте 2 статьи 2 Закона N 33-ФЗ категории указанных территорий, к числу которых относятся государственные природные заказники.
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (пункт 1 статьи 22 Закона N 33-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 23 названного Закона создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В силу пунктов 1 - 3 статьи 24 Закона N 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.
Постановлением Правительства Омской области №166-п от 29.07.2013 года утверждено Положение «О государственных природных зоологических заказниках регионального значения «Лесостепной», «Высокий Увал», «Надежденский», «Приграничный».
Согласно п.1 Положения государственный зоологический природный заказник регионального значения "Высокий Увал" является особо охраняемой природной территорией регионального значения, относится к категории заказников зоологического профиля и находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Омской области.
Пунктом 4 того же положения установлен запрет любая деятельность, если она противоречит целям создания заказника или причиняет вред природному комплексу и его компонентам, в том числе п.п. 15 п. 4 запрещен проезд и стоянка вне дорог общего пользования на механических транспортных средствах граждан, чье пребывание на территории заказника не связано с производственной деятельностью, не являющихся собственниками земельных участков. землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных и лесных участков, которые расположены в границах заказника (кроме должностных лиц органов государственной власти. уполномоченных в сфере охраны окружающей среды, при исполнении ими должностных обязанностей, а также в случаях, предусмотренных федеральным законодательством).
Согласно Приложению № 1к постановлению Правительства Омской области от 24 июля 2013 г. N 166-п «Описание границ государственных природных зоологических заказников регионального значения "Лесостепной", "Высокий Увал", "Надеждинский", "Приграничный" заказник "Высокий Увал" расположен на территории Саргатского муниципального района Омской области, имеет площадь 35655,12га, и находится в следующих границах: Северная - от бывшего населенного пункта Красное Знамя (55°43'36" северной широты, 73°24'08" восточной долготы) по проселочной дороге на восток до деревни Степановка Саргатского муниципального района Омской области, далее по проселочной дороге через стан "Куета" до деревни Казырлы Саргатского муниципального района Омской области; восточная - от деревни Казырлы Саргатского муниципального района Омской области по проселочной дороге через бывший населенный пункт Милютино до села Андреевка Саргатского муниципального района Омской области, далее по автомобильной дороге Омск - Тара до деревни Красный Путь Саргатского муниципального района Омской области; южная - от деревни Красный Путь Саргатского муниципального района Омской области по автомобильной дороге Красный Путь - Саргатское до рабочего поселка Саргатское, далее от точки с координатами N 55.6294 Е 73.4980 на северо-восток до точки с координатами N 55.6318 Е 73.5022, затем на северо-запад до точки с координатами N 55.6330 Е 73.4993, далее на северо-северо-запад вдоль линии электропередачи до точки с координатами N 55.6362 Е 73.4938, затем на запад-северо-запад до точки с координатами N 55.6371 Е 73.4795, далее на юго-запад от пересечения с автомобильной дорогой Саргатское - Хохлово до точки с координатами N 55.6326 Е 73.4683, далее на юго-юго-восток до точки с координатами N 55.6184 Е 73.4764, затем по автомобильной дороге Саргатское - Урусово до деревни Урусово Саргатского муниципального района Омской области; западная - от деревни Урусово Саргатского муниципального района Омской области по прямой на северо-восток до бывшего населенного пункта Красное Знамя (55°43'36" северной широты, 73°24'08" восточной долготы), исключая озера Носково, Горносталево и Шишкино Саргатского муниципального района Омской области.
Из материалов дела следует, что заместителем начальника отдела ООПТ БУ ОО «Управления по охране животного мира» Министерства природных ресурсов и экологии Омской области ФИО2 в ходе проведения рейдового осмотра 17 декабря 2020 года в 23 часа 30 минут на территории государственного природного зоологического заказника регионального значения «Высокий Увал» в 4 км на северо-восток от р.п. Саргатское Саргатского района Омской области был выявлен факт движения автомобиля марки УАЗ государственный регистрационный знак С № регион чем нарушены положения пп. 15 п. 4 Положения «О государственных природных зоологических заказниках регионального значения «Лесостепной», «Высокий Увал», «Надежденский», «Приграничный» (приложением №).
Факт совершения административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами:
- протоколом №557479 об административном правонарушении от 18 декабря 2020 года, согласно которому ФИО1, 17 декабря 2020 года в 23 часа 30 минут управлял автомобилем марки УАЗ государственный регистрационный знак № регион на территории государственного природного зоологического заказника регионального значения «Высокий Увал» в 4 км на северо-восток от р.п. Саргатское Саргатского района Омской области вне дорог общего пользования.
В графе объяснения указанного протокола ФИО1 собственноручно указал, о том, что передвигался на автомобиле из д. Урусово Саргатского района в р.п. Саргатское по проселочной дороге. О том, что передвигался по заказнику он не знал.
-картой-схемой с указанием места совершения правонарушения, в которой имеется подпись ФИО1, принадлежность которой он в судебном заседании не отрицал, и подтвердил, что карта-схема составлена при составлении протокола об административном правонарушении.
При этом замечаний к установленному месту совершения административного правонарушения на территории заказника «Высокий Увал», в момент составления карты-схемы, протокола об административном правонарушении ФИО1 не высказывал.
- фотофиксацией к протоколу по делу об административном правонарушении;
-видеозаписью исследованной в ходе судебного разбирательства, на которой в частности имеются координаты места остановки транспортного средства, расположенные на территории заказника, а также зафиксировано отсутствие следов транспортных средств на дороге.
В ходе судебного разбирательства ФИО1 подтвердил, что она сделана именно в момент остановки транспортного средства, и именно в месте остановки.
На видеозаписи отчетливо видно, что автомобиль движется не по дороге общего пользования, а на снегу, иных следов транспортных средств не имеет.
На видеозаписи указаны дата 2020/12/17, время 17 часов 35 минут, в 2 минуты 50 секунд на видео появляются координаты места положения – 55.660N 77.428E.
Участники судебного разбирательства, суду показали, что фактическое время 23 часа 30 минут. Должностное лицо, составившее протокол дополнительно пояснило, что время на видеорегистраторе установлено не верно.
Доводы о недоказанности вины в совершении правонарушения сводятся к субъективной оценке лицом, в отношении которого ведется производство по делу, имеющихся доказательств, о нахождении в ином месте, являются выбранным способом защиты, но объективно не подтверждаются, каких-либо сомнений в наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения не имеется.
Доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, о неверном определении координат GPS-приемником являются надуманными и опровергаются декларацией соответствия и сертификатом соответствия прибора с приложением (л.д. 26-29). Согласно инструкции нательная камера QS TREK 04 спроектирована для сотрудников правоохранительных органов, служб безопасности и экстренной помощи с возможностью записи видео. Встроенный GPS-приемник обеспечивает автоматическую маркировку местоположения видеозаписи и изображений (л.д. 30).
То обстоятельство, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не были опрошены лица, находящиеся в салоне автомобиля, под управлением ФИО1 само по себе не является обстоятельством влекущим незаконность вынесенного постановления, поскольку фактическое местонахождение транспортного средства было установлено объективными данными GPS-приемника, работающего в автоматическом режиме и не оспаривались ФИО1 на момент составления протокола.
Оснований ставить под сомнение установленные должностным лицом обстоятельства выявленного нарушения в рамках данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы о виновности, в материалы дела заявителем не представлено. Действия данного лица правильно квалифицированы по статье 8.39 КоАП РФ. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Отягчающим административную ответственность обстоятельством, на основании п. 4 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, обоснованно признано совершение правонарушения группой лиц, поскольку, как следует из материалов дела, ФИО1 находился на территории государственного природного зоологического заказника регионального значения «Высокий Увал» совместно с ФИО3, в отношении которого также был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ.
Нарушений норм законодательства при вынесении оспариваемого постановления судом не установлено.
Оценив представленные в судебное заседания доказательства по данному делу об административном правонарушении, суд приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения постановления государственного инспектора в области охраны окружающей среды Омской области, главного специалиста отдела регионального экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Омской области от 25.01.2021 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ, не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Оставить постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Омской области, главного специалиста отдела регионального экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Омской области № 1/419от 25.01.2021 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.39 КоАП РФ без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Саргатский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья А.Н. Козицкий