Дело № 12/1-254/2019 (71-334/2019)
Р Е Ш Е Н И Е
29 октября 2019 г. г. Биробиджан
Судья суда Еврейской автономной области Гавриков И.В. рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Тунгуский» ФИО1 на постановление должностного лица Управления Росприроднадзора по Еврейской автономной области от 04.07.2019, решение Смидовичского районного суда от 20.08.2019, вынесенные в отношении директора общества ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора К.М. от 04.07.2019 директор общества с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Тунгуский» (далее – Общество) ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи районного суда от 20.08.2019 постановление административного органа от 04.07.2019 изменено, размер наказания в виде административного штрафа снижен до 25 000 рублей.
Директор Общества ФИО1 подал жалобу, в которой просит изменить постановление должностного лица административного органа и решение судьи районного суда, переквалифицировав его действий с части 3 статьи 8.2.3 КоАП РФ на статью 8.2 КоАП РФ.
Мотивируя жалобу, указал, что действия директора Общества подлежат квалификации по статье 8.2 КоАП РФ, поскольку административное правонарушение выявлено 27.05.2019, а часть 3 статьи 8.2.3 КоАП РФ начала действовать с 17.06.2019. Обращает внимание, что расчёт размера вреда произведён в нарушение нормативных правовых актов.
По мнению автора жалобы, при расчёте размера вреда, причинённого почвам, как объекту охраны окружающей среды, неверно установлен показатель 1,6 для иных сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, считает, что при назначении наказания неправомерно учтено отягчающее вину обстоятельство «причинение вреда почвам, как объекту окружающей среды», которое является квалифицирующим признаком части 3 статьи 8.2.3 КоАП РФ.
В судебном заседании директор Общества ФИО1 доводы жалобы поддержал, просил действия директора Общества переквалифицировать с части 3 статьи 8.2.3 КоАП РФ на статью 8.2 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав пояснения ФИО1, прихожу к следующим выводам.
Статьёй 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в числе прочего и на почву.
Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом (абзац 2 статьи 1); обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (абзац 4 статьи 1); накопление отходов - это складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (абзац 19 статьи 1).
В соответствии с частью 2 статьи 11 указанного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Частью 3 статьи 8.2.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов животноводства, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния в виде административного штрафа на должностных лиц от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Управления Росприроднадзора по Еврейской автономной области от 06.05.2019 № 80 (л.д. 21) в период с 23.05.2019 по 20.06.2019 проведена плановая выездная проверка в отношении Общества.
27.05.2019 государственным инспектором П.Д. с участием директора Общества ФИО1 проведён натуральный осмотр объектов окружающей среды и объектов производственной среды на территории Общества по адресу: <...>. По результатам осмотра составлен акт обследования от 27.05.2019 № 1 (л.д. 30-44).
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Общества к административной ответственности по части 3 статьи 8.2.3 КоАП РФ, а именно, 27.05.2019 по адресу осуществления хозяйственной деятельности, в нарушение требований абзаца 1 пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» общество осуществляет накопление отходов производства и потребления (навоз свиней), способы и условия которого не безопасны для окружающей среды, и осуществляет сброс отходов производства и потребления (навоз свиней) на почву, в результате чего не соблюдает требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства и причиняет вред окружающей среде.
Проверяя законность и обоснованность постановления административного органа, судья районного суда пришёл к выводу, что своими действиями Общество совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 8.2.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, должностным лицом административного органа и судьёй районного суда не учтено следующее.
В соответствии со статьёй 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения (часть 1).
Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (часть 2).
Статья 8.2.3 (части 1-6) КоАП РФ введена в действие Федеральным законом от 17.06.2019 № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который вступил в законную силу со дня его официального опубликования 17.06.2019.
Из материалов дела следует, что обстоятельства, послужившие основанием для привлечения директора Общества к административной ответственности, выявлены в ходе натурального осмотра объектов окружающей среды и объектов производственной среды на территории Общества 27.05.2019, то есть до указанных выше изменений закона.
Таким образом, поскольку на момент выявления нарушений Обществом экологических требований 27.05.2019 часть 3 статьи 8.2.3 КоАП РФ не действовала, следовательно, должностное лицо не подлежит ответственность по указанной статье.
На 27.05.2019 ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления была установлена статьёй 8.2 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ) в виде наложения административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ), образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведётся хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.
При таких обстоятельствах действия директора Общества ФИО1 подлежат переквалификации с части 3 статьи 8.2.3 КоАП РФ на статью 8.2 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ), что согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», так как это не ухудшает положение лица, в отношении которого ведётся производство по делу.
Фактические обстоятельства совершения должностным лицом ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.2 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ), подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе приказом о проведении плановой выездной проверки от 06.05.2019 № 80 (л.д. 21-24); актом обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 27.05.2019 № 1 с фототаблицами (л.д. 30-44); протоколами отбора проб (л.д. 45-51); протоколом испытаний (л.д. 52-53); экспертным заключением от 19.06.2019 (л.д. 55-57); актом проверки от 20.06.2019 № 51 (л.д. 60-68); протоколом об административном правонарушении от 27.06.2019 (л.д. 71-73).
Довод жалобы Общества об отсутствии в КоАП РФ отягчающего административную ответственность обстоятельства «причинение вреда почвам, как объекту окружающей среды» заслуживает внимания.
В части 1 статьи 4.3 КоАП РФ дан исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в котором отсутствует вменённое обществу обстоятельство.
Согласно части 3 статьи 4.3 КоАП РФ названным Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, отягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учёта обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.
Статьёй 8.2 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ) не предусмотрено иных обстоятельств, не указано и об особенностях учёта обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в том числе и учтённого административным органом обстоятельства, отягчающего административную ответственность, «причинение вреда почвам, как объекту окружающей среды».
В связи с этим, из постановления административного органа от 04.07.2019 подлежит исключению указание на наличие в действиях директора Общества обстоятельства, отягчающего административную ответственность, «причинение вреда почвам, как объекту окружающей среды».
Разрешая вопрос о назначении должностному лицу административного наказания, прихожу к следующим выводам.
Санкция статьи 8.2 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ) предусматривала наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Исходя из приведённых правовых норм, принимая во внимание характер совершённого административного правонарушения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, прихожу к выводу, что наказание должно быть назначено в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Еврейской автономной области К.М. от 04.07.2019 и решение судьи Смидовичского районного суда Еврейской автономной области от 20.08.2019, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Тунгуский» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить.
Переквалифицировать действия директора общества с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Тунгуский» ФИО1 с части 3 статьи 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на статью 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 226-ФЗ) и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Исключить из постановления должностного лица административного органа от 04.07.2019 указание на наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность, «причинение вреда почвам, как объекту окружающей среды».
В остальной части постановление должностного лица административного органа от 04.07.2019 и решение судьи Смидовичского районного суда Еврейской автономной области от 20.08.2019 оставить без изменения.
Жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Тунгуский» ФИО1 считать удовлетворённой.
Судья И.В. Гавриков